Александр Сергеевич Пушкин - слияние всего самого душевного, родного, самобытного и особенного, что есть в душе русского человека. Это воистину народная личность, воплощение всего прошлого, настоящего и будущего. "Пушкин - наше всё", как справедливо написал поэт Аполлон Григорьев.
Составление подробного плана
Чтобы успешно написать сочинение "Мой Пушкин", предварительно необходимо составить подробный план. Впрочем, и для любой другой темы план нужен обязательно. Прежде всего продумывается вступление, которое обычно состоит из нескольких фраз, способных ввести читателя в курс: о чём будет идти речь и почему, какова цель составления всего данного текста.
Далее, когда вступление уже написано, можно приступить к проблеме, которая явится главной во всей композиции. Сочинение "Мой Пушкин" будет красной нитью проводить, например, проблему значимости истинно народного поэта в России либо ту, которую учащийся сочтёт более важной. После обозначения проблемы несколькими развёрнутыми фразами к ней пишется комментарий сначала от лица самого поэта (например, цитатой из стихотворения "Памятник"). Затем уже более подробно подаёт свою позицию по данному вопросу автор данного исследования.
Примеры подачи проблематики
Сочинение на тему "Мой Пушкин" по литературе в данном разделе может состоять из выражения несогласия, согласия или же частичного согласия учащегося с раскрытием роли поэта самим поэтом; здесь может быть и противоречивая оценка, и двойственная. Например, относительно "народной тропы", которая "не зарастёт", можно восторженно согласиться, дескать, конечно, она не зарастает, приводя примеры всенародной любви к Пушкину.
А можно и начать полемику: "В наши дни Пушкина мало кто понимает, потому что среди пушкинских архаизмов можно заблудиться: веленью божию, приемли, прах, тленье, пиит - почти весь словарь Пушкина сегодня не употребляется". Выбор тональности зависит от воззрений самого пишущего сочинение "Мой Пушкин". Вместо стихотворения "Памятник" можно исследовать любое другое, даже самое хрестоматийное (в младших классах): ямщик, кушак, на облучке и так далее. Здесь резонно посетовать на то, насколько обеднел русский язык и засорился иностранщиной.
Аргументация при раскрытии темы
Аргументы, приводимые в начале раскрытия проблематики, необходимо продолжить приводить. Обычно убедительны при прочтении не менее двух чётко представленных, поддержанных жизненным или читательским опытом аргументов.
Фразы лучше всего употреблять развёрнутые, грамотно построенные. Так будет закончена основная часть, если это мини-сочинение "Мой Пушкин". Если же требуется сочинение более развернутое, нужно продолжать аргументировать, шире раскрывая поставленную проблему либо добавляя к ней другие.
Необходимо обозначить пушкинскую тематику, наиболее близкую учащемуся: дружба ли это, любовь и прочие отношения или гражданский пафос. Обязательно обозначить жанры, полюбившиеся тому, кто пишет это сочинение-рассуждение "Мой Пушкин" - лирика, сказки, драматургия, или он вообще любит прозу, которая у поэта не менее прекрасна.
Выводы и заключение
В последней своей части сочинение обычно подводит итоги: ради чего поднимались темы, раскрывались проблемы, затевалась полемика. Здесь "Мой Пушкин" - сочинение по литературе, поэтому учащемуся нужно обозначить своё отношение к творчеству и жизненному пути великого поэта: как произведения Пушкина повлияли на автора строк, чему научили, чем оттолкнули, если такое случалось, и т. д.
После сделанных выводов следует заключение, придающее всему сочинению законченный вид. Оно обычно состоит из нескольких развёрнутых фраз, направленных на завершение всей тематики.
Секреты удачного начала
Предварить сочинение "Мой Пушкин" небольшим информационным вступлением, где рассказано о жизни и творчестве поэта - значит, начать исследование классически, правильно. Например: "Александр Сергеевич Пушкин - создатель современного русского языка, истинный мастер по-настоящему художественного слова, в котором неиссякаемое жизнелюбие соседствует с ярко выраженной гражданской позицией, что мне особенно близко в его творчестве". Логично подтвердить это заявление тщательно подобранной цитатой.
Начинает ли сочинение на тему "Мой Пушкин" 10 класс с отвлечённых понятий? Ответ - да. Это вполне можно сделать по-взрослому. Главное здесь то, что отвлечённые понятия обязательно должны иметь отношение к Пушкину. Например: "Дружба, любовь, верность, взаимопомощь, сострадание - эти нравственные понятия лакмусовой бумажкой характеризуют человеческую личность. В своём творчестве главный поэт России руководствовался именно этим постулатом." Далее вполне уместно дать опять же цитату.
Вопросы и размышления
Также может начинать сочинение на тему "Мой Пушкин" 10 класс и с риторических вопросов, которые неминуемо подводят к теме или главной мысли исследования. Например: "Как возможно в наш ужасный век с такими ужасными сердцами пробуждать лирой добрые чувства? Кто сумеет предвидеть путь собственного гения, со злодейством несовместимого? Чем отличается жизнелюб от распутника? Каждый читатель обязательно размышлял об этом над стихами А.С. Пушкина".
А можно сразу начинать с собственных размышлений на тему "Мой Пушкин". Сочинение 10 класс уже должен писать смело. Например: "Мне всегда казалось удивительным, как у Пушкина получилось такими простыми средствами объяснить человечеству сложнейшие нравственные понятия, такие как вера, счастье, надежда, дружба, любовь к родине... Все ищут, например, любовь или счастье от начала до скончания века, а вот объяснить, что именно ищут, смогли немногие. Пушкин сделал это понятнее всех. Во всяком случае, перечитываю я его не потому, что чего-то не понял, а потому, что согласен с поэтом. И это мнение выражено у него самыми правильными, самыми простыми и самыми красивыми словами. Я бы так не смог".
Фрагментарность и цельность
Написать на такую благодатную тему, как "Мой Пушкин", сочинение 10 класс может по любому плану, главное - это всё-таки его составить. И следует помнить, что, разбивая план сочинения на подпункты, нужно иметь в виду сращивание этих фрагментов по мере написания. Плохо, если мысль пойдёт по кругу - значит, план вышел из-под контроля. Однако "закольцевать" сочинение единой мыслью дорогого стоит: появляется завершённость всего построения.
Составляя план, нельзя забывать об основных этапах пути, по которым побежит мысль десятиклассника. Каждый микротекст во фрагменте - абзац или несколько - должен полностью соответствовать данному пункту плана, не сходя с рельсов единой мысли, которую несёт сочинение. На тему "Мой Пушкин" собрать однородного материала можно сколько угодно, поскольку на каждую строку великого поэта приходится несколько томов всяческих исследований.
Некоторые советы по составлению плана
План лучше всего писать развёрнуто, то есть вместо простых названий (вступление, основная часть, заключение) нужны даже не отдельные слова или словосочетания - "я и Пушкин" или "жизнь и творчество", а квинтэссенция темы, которую удобно будет раскрывать. Например, вместо вступления - "Свет и тени пушкинского времени". Нельзя и увлекаться слишком, составляя обширное предложение, которое уже само по себе является законченной мыслью. Здесь самое главное - удобство для дальнейшего написания сочинения.
План нужен для того, чтобы информировать учащегося о строении работы, о содержании в отдельности каждой части и всего сочинения в целом. Вступление вводит тематически главную мысль, даёт тональность повествованию, обрисовывает круг проблем. Основная часть уже раскрывает каждую капсулу вопросов, предъявляет доказательства всех выдвинутых положений. Заключение подводит все итоги, делает окончательные выводы и ставит оценки.
Примерный план
I. Пушкин и памятники ему.
II. Прогулка по пушкинским местам: биография и творчество. Связи с современностью, как я их вижу.
а) Царское село, начало дружбы лицеистов.
б) Декабристы: даже при разлуке дружба не прерывается. Взаимоотношения с царём.
в) Болдинская осень, любовь к родной природе, которую я увидел его глазами. Осмысление жизни, любовь и дружба. "Маленькие трагедии". "Евгений Онегин". "Повести Белкина". Стихотворения.
г) "Капитанская дочка" и История Пугачёва. Стопроцентных негодяев среди персонажей нет! Христианская любовь ко всем людям. Дмитриев, подсказавший сюжет и ставший прототипом Гринёва.
III. Пушкин жив в произведениях, которые я перечитываю. Актуальность творчества Пушкина.
Очень многие могли бы повторить цветаевскую фразу - "Мой Пушкин". Прежде всего потому, что практически для всех людей из любого времени в своих сочинениях он предстаёт другом. И.Д. Якушкин о своём кучерявом товарище говорил, что любой грамотный прапорщик в армии знает революционные стихи Пушкина. Якушкин был декабристом, Пушкин - нет. Но дружба превыше всего. Белинский, напротив, считал поэта величайшим гуманистом и натурой необыкновенно любящей. И тот и другой правы.