Битва на реке Каяле: дата. Где находится река Каяла?

Название «река Каяла» встречается читателю только в одном древнерусском произведении, а именно в «Слове о полку Игореве», которое таит в себе восемьсот лет со времени своего создания бесчисленное количество тайн и загадок.

река каяла
Инок-поэт написал не более 8000 слов, а число работ на эту тему скоро подойдет к двадцати тысячам. Слависты всего мира читают и перечитывают его и комментируют каждый раз, привнося все новые и новые уточнения и находя что-то незамеченное, толкуя заново древний текст.

Зачем изучают какое-либо произведение

Зачем изучают происхождение произведения, место, где оно было написано, время написания? Чтобы заглянуть в его содержание, понять его суть. Загадочна и таинственная река Каяла. Она в тексте книжника упоминается восемь раз. Исторические географы не могут достоверно сказать, где находится река Каяла. В 70-х годах прошлого века украинские археологи производили большие изыскания, но не нашли никаких следов сражения. Если бы не три произведения, мы бы никогда и не узнали о каком-то заштатном князе Игоре, тем более не услышали бы о реке, около которой состоялась битва. Река Каяла – это полумифическая река.

Психология творчества

Древнерусские писатели писали не от себя, а по благодати, в молитве. У них было совершенно другое отношение к писанию, то есть монаха призвал игумен монастыря и дал послушание. Так вот и автор «Слова…» – не исключение. Любой древнерусский книжник не хотел выдавать, выпячивать себя, а желал раствориться в своем труде.

битва на реке каяле
Поэтому, скорее всего, никто не найдет его имени. Но время свое он тщательно не скрывал. И оно теперь отдельными литературоведами датируется между 1188-1200 годами, и предполагается, что оно создано, скорее всего, в Выдубицком монастыре в Киеве, там, где хранилась Ипатьевская летопись, уже написанная, в которой можно было уточнить детали. Но, похоже, что монах был и участником этого похода, поскольку он иногда вкладывает в текст личные впечатления.

А зачем автор написал «Слово...»?

Если посмотреть на всю древнерусскую словесность XI-XII веков, то можно заметить, что она не знает вымысла. Река Каяла, которая упоминается в «Слове», видимо, в современных названиях имеет другое наименование. Академик Д. Лихачев видел в ней реку Сюурлий.

каяла река
А сам корень слова связан с глаголом "каяться". Так книжник-поэт именовал реку, где Игорь не случайно потерпел поражение. И, как видно из повествования, покаяться князю было необходимо. У древнего книжника преобладало религиозно-символическое мышление. Это осмысление событий через тексты Священного Писания. Все - и монахи, и миряне - были православными людьми, на все смотрели, сверяясь с Писанием, с Божественным промыслом, особенно иноки. Они полагали, что нет ничего такого в исторических событиях, чего бы уже не было описано в Библии. Они стремились показать, как православному человеку спасти свою душу, особенно в преддверии конца мира, которого в те времена со страхом ждали и православные, и католики. Поэтому нельзя чисто по-светски подходить к этим произведениям. Надо искать в них те смыслы, которые закладывает автор. Этим занимаются исследователи «Слова» почти двести лет.

Поход Игоря

Когда-то в Библии было сказано, что Сим, Хам, Иафет, сыновья праведного Ноя, разделили землю, и был договор, что не преступают они земли друг друга. Свою землю должно и нужно защищать, но в завоевательные походы ходить категорически запрещено. Вот этот запрет и нарушает Игорь Святославович.

битва на реке каяле дата
За год до его похода половцы была разгромлены. В тот поход выступили на вторую неделю Великого Поста. И сражались в пятницу, тоже в день поста. И Господь дал им победу. Князь Игорь не смог принять участие в том походе из-за заболевших копыт его коней, изранившихся об лед. Игорево войско было вынуждено вернуться. Он не завоевал тогда славы.

Ненужный поход

И вот теперь он ее жаждет, да и разбитые половцы слабы, они не смогут ему противостоять. Он решительно идет походом на чужую землю не защищаться, но завоевывать и богатство, и честь, и славу. Одно это уже скверно и противоречит библейским заповедям, его ведет гордыня – величайший грех. И Бог дает ему знак – остановись, повороти назад. Он посылает полное солнечное затмение.

где находится река каяла
Такое полное, что днем видны только звезды на небе, а солнце выглядит как тонкий серп месяца. Так это описывает Лаврентьевская летопись. Но Игоря уже даже этим не остановить. Он спешит копье преломить, испить шеломом воды, то есть завоевать земли половецкие. Он хочет доказать, что в прошлом году он не испугался своих бывших союзников-половцев и на этот раз вопреки всему он всем докажет, что он храбрый воин. А его бояре головы-то понурили. Они поняли, какое испытание выпадет. Река Каяла просто им не дастся.

Продолжение похода

И видит и Игорь, и его брат Всеволод, который является вассалом Игоря, и сын Владимир, и племянник, князь Святослав, как описывает поэт, войско, покрытое мглой. Но Игорь упорствует. Он считает, что лучше погибнуть. Пусть будет битва на реке Каяле, чем дожидаться со страхом половецкого набега, сидя дома. «Хочу, - говорит, - или сложить голову, или победить половцев».

река каяла это где
Да, исполнился князь ратного духа и наполнил им своих спутников. А Божье знамение все усиливается и усиливается. Русская светлая земля осталась за их спинами. Ночь стонала грозой, птицы пробудились, как бы стараясь, чтобы Игорь задумался, суслики и те засвистели. Вся природа стремится остановить Игоря на его пути, в конце которого будет гибель.

Поход на погибель

Эти страшные и грозные знамения усиливают впечатление от будущего трагического исхода немногочисленного Игорева войска. А грозные волки, помощники половцев, уже по оврагам селятся, ждут нечаянной добычи, птицы хищные на поле битвы по дубам сидят, дожидаются поживы. Получается, что степные звери то сочувствуют русским, тревожатся за них, то грозят им и злобствуют.

поражение игоря на реке каяле
Да, добрая светлая русская земля осталась уже за холмами – впереди только тьма. Маленький, пять тысяч человек, отряд приближается к Дону, туда, куда, возможно, впадает Каяла-река. Современные читатели-любители видят в Каяле Потудань, впадающую в Дон.

Тмутаракань

Эта область находилась в районе нынешней Тамани. У византийцев она называлась иначе – Таматарха. Но в XI веке она была русским княжеством с многочисленным русским населением и управлялась черниговскими князьями. Не потому ли Игорь ее видел своим уделом, свою «отчину», насильно отторгнутую половцами, которую следует вернуть. На отрогах Кавказских гор, в ущельях, возможно, брала начало река Каяла. Это где она была, по определению поэта, быстрой. А равнинные и степные реки все плавные, с медленным течением, и состоялась битва на реке Каяле в ее тихом, небурном течении.

Ночь перед сражением

Длинной меркнущей ночью войско Игоря дожидается схватки. Автор верно заметил, что бессонная ночь с напряженным ожиданием всегда кажется томительно долгой и тревожной.

река каяла это
Ночь спускалась постепенно, наступало утро... Светлеет, заря поднимается, свет свой роняет. Поля покрылись мглой. Соловьи умолкли. Галки пробудились. Здесь образно говорится о смене ночи на день, так как соловей - птица ночная, а галка – дневная. И русские воины уже к утру построились в боевой порядок. А половцы с большой поспешностью, по бездорожью, по болотам и гатям подходят к войску Игоря. Вот-вот начнется битва на реке Каяле (год 1185 от Рождества Христова).

Первое столкновение

Но половцев врасплох не застигнуть. А Игорь именно на это рассчитывал. Войска Игоря выстроились по боевому порядку. Четыре из них были основными. В центре – полк самого Игоря, справа – полк Всеволода, слева – Святослава, племянника Игоря, впереди – Владимира, сына Игоря. Ему, кстати сказать, было 14 лет. И он должен был первым принять удар на себя. Впереди строя встали отборные, самые лучшие из всех полков лучники.

И начался бой

Кратким словом ободрил Игорь свое войско и князей. И началась битва на реке Каяле (дата – 5 мая 1185 года, пятница). Половцы тоже выстроили своих стрельцов. Они дали залп из луков и побежали назад. Боевой строй половцев был разрушен. Передовые полки погнались за ними. Игорь и Всеволод, не торопясь, шли, сохраняя боевой строй. Удача в пятницу им сопутствовала. Они захватили пленных и овладели кочевыми жилищами половцев на телегах. Часть полков гналась за погаными долго, до ночи и вернулась назад с полоном. По свидетельству Ипатьевской летописи, русские после первой стычки захватили богатую добычу. Это были богатые византийские ткани, высоко ценившиеся везде, попоны и покрывала, верхняя одежда, подбитая дорогим мехом и крытая дорогими тканями, шитая золотыми нитями и копья, и бунчуки – конские хвосты на древке, служившие знаком власти. Волос бунчука красился в красный.

День второй и третий

Поэтически книжник описывает идущие с моря черные тучи. Это метафора служит в народной поэзии символом надвигающегося врага. Эти грозовые тучи хотят накрыть наших отважных князей и их войско. И в тучах трепещут, сверкают, мечутся сине-фиолетовые молнии. Все поволоклось мглою.

битва
Битва, как обычно, началась издали перестрелкою лучников, которые двигались впереди строя. Попутный ветер со стороны моря, как и тучи, давал половцам преимущество. Их стрелы точно попадали в цель, а у русских воинов отлетали в разные стороны произвольно. Как символ печали поэт изображает картину мутно текущих рек, взмученных в своих верховьях сильным дождем. Эта мутная вода, означающая горе-печаль в народной поэзии, изображает картину надвигающегося несчастья. Она предвещает поражение Игоря на реке Каяле. И пыль взметается в выжженной степи предгрозовым вихрем. «Поднимается силушка злая, неверная». Половцев было очень много. Они окружили маленький отряд, как густой лес, плотным кольцом, через которое нельзя было пробиться.

Печальный конец

Трое суток пытался Игорь выйти к Донцу. От жажды страдали люди, а еще больше кони. Много было раненых и убитых в русских полках. Зеленой паполомой, то есть черной погребальной тканью, покрывают умерших, но здесь имеется в виду, что травой покрываются они.

С утра и до вечера отчаянно билось войско. Сражались воины и вторую ночь, а на заре дрогнули ковуи (тюркские воины, жившие в черниговском княжестве). Игорь не смог их удержать. А на обратном пути был взят в плен. Он видел, как сражается его брат Всеволод и просил, по словам летописи, смерти, чтобы не видеть гибели брата. Из всего русского войска спаслось полтора десятка человек. Остальные же утонули.

Впервые русское войско потерпело страшное поражение. Этот особый трагизм приковал такое большое внимание к походу Игоря. И были составлены повести о степном походе русского князя. А относительно реки Каялы следует сказать, что ее поиск – задача историков-географов и археологов. Возможно, и следы ее пропали, как пропали места сражения Игоря.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
поездом проехали на юг, на Чёрное море, после, г. Ростова-н-Д, за Батайском, недалеко после него, (аварийно) остановились на станции =КАЯЛА=, это где-то, на южных границах Ростовской области, или на северном участке Краснодарского края.
Копировать ссылку
2
Река Каяла никуда не делась, Хутор Погорелов Белокалитвенского района, место боя, там же речка Калитва "Каяла", впадает в Северский Донец,
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.