Свободный рынок, признаки которого присутствуют в большей или меньшей степени в разных формах хозяйствования, должен изучаться экономическими исследователями. Ведь это позволяет сравнивать реальность с идеальной моделью, делать выводы о состоянии объекта. Для оценки и прогнозирования развития необходимо изучить признаки рынка свободной конкуренции.
Понятие рынка
Свободный рынок, признаки которого будут рассмотрены далее, следует рассматривать с позиции правильного понимания его сути.
Это не просто площадь, на которой проводят операции купли-продажи, а экономическая система. Она основывается на обмене товарами между независимыми покупателями и продавцами.
Это достаточно широкое понятие. Чтобы перечислить основные признаки свободной конкуренции, следует рассматривать рынок как механизм хозяйствования.
Причем взаимодействие субъектов торговых отношений настолько свободно, что это позволяет варьировать цены на одну и ту же продукцию.
Такая система развития рыночной экономики основывается на разделении труда, когда все продукты производятся не для своего потребления, а для обмена на рынке.
Участниками этой системы являются предприниматели, работники, продающие свой труд, и потребители. Субъектами рынка являются домохозяйства, производители, а также правительство.
Любой человек может относиться к каждой из этих групп. Объектами на рынке выступают товар и деньги.
Свободный рынок
Рынок свободной конкуренции представляет собой систему хозяйствования, которая свободна от любых внешних, посторонних вмешательств. Даже государство не регулирует процессы, протекающие на нем.
Единственной функцией, допускающейся экономикой свободного рынка со стороны правительства, является защита прав собственности субъектов этой системы. Иными методами государство не регулирует механизм взаимодействия всех элементов данной системы.
Условия свободного рынка предполагают установление цены исключительно при помощи соотношения спроса и предложения. Это довольно простой закон.
Принцип функционирования
Свободный рынок и его условия имеют определенный тип взаимодействия всех элементов системы.
Рынок свободной конкуренции состоит из участников, которые получили свою собственность без угроз, мошенничества и прочих нечестных действий. Модели свободного рынка присуща добросовестная конкуренция.
Ни один из участников не находится в более выгодном положении.
Также следует разделять понятие идеального и свободного рынка. В первом случае все участники обладают полной информацией о системе при наличии идеальной конкуренции. Для свободного рынка это не обязательно. Поэтому, если требуется определить, к какому типу относится сравниваемая модель, перечислите основные признаки свободного рынка, которые будут рассмотрены далее.
Признаки свободного рынка
К основным признакам рынка свободной конкуренции относятся следующие определения.
- Свобода выбора предпринимателей и потребителей.
- Определяющую роль играет частная собственность.
- Свободная конкуренция: как между продавцами, так и между покупателями.
- Главным мотивом деятельности субъектов рынка является личный интерес.
- На принятие решения одного участника не может влиять другой субъект.
- Неограниченное и достаточно большое количество хозяйственных единиц.
- Отсутствие значительного влияния со стороны государства на участников системы.
- Свободный доступ к информации для всех субъектов рыночных отношений (но не обязательно владение ею).
- Абсолютная мобильность производственных факторов.
Так кратко можно обозначить главные принципы рассматриваемого понятия. В процессе сравнения реальной системы с идеальной перечислите основные признаки свободного рынка. Это позволит правильно проанализировать экономическую ситуацию на рассматриваемом объекте, выделить его основные черты, которые совпадают с базовой моделью.
Монополия и монопсония
Развитие рыночной экономики предполагает приближение реальных условий системы хозяйственных отношений к его теоретическому определению.
Главным признаком функционирования рынка по принципу свободной конкуренции является свободный вход и выход из системы каждого участника. Поэтому в хозяйственные отношения может вовлекаться бесконечное количество субъектов.
Согласно определению рынка свободной конкуренции, в нем не может существовать ни монополия, ни монопсония. В первом случае в процессе взаимодействия продавцов и покупателей выступает только один производитель. Он может при этом диктовать свои условия другим участникам.
Экономика свободного рынка также не допускает появления монопсонии. Это значит, что в такой системе не может существовать только один покупатель.
Мобильность факторов производства
Модель свободного рынка предполагает второй главный фактор - мобильность всех средств производства. Это означает, что в случае потребности субъект системы хозяйствования может перевести весь свой капитал в другую отрасль и начать здесь свободно функционировать.
Однако это в реальности недостижимо. Каждая отрасль отличается своей величиной, а также размерами первоначально вносимого капитала. Поэтому компания, функционирующая в сфере организации концертных выступлений артистов, не сможет перейти в область машиностроения. Ей не хватит стартового капитала для развертывания производственной деятельности.
Недостатки свободного рынка
Недостатки у представленной модели также имеются.
К ним следует отнести ряд факторов. Так, по определению представленной организации взаимодействия субъектов, не все трудоспособные граждане смогут найти работу. Это будет доступно только людям, владеющим в совершенстве производственными навыками, пользующимися спросом.
Причем не будут развиваться общественно значимые отрасли (охрана природы, оборона). Также свободный рынок не стимулирует развитие фундаментальных научных открытий. Они с этой точки зрения становятся невыгодными. Разрабатываются только пользующиеся спросом отрасли и направления.
Это нестабильная система с частыми спадами и рецессиями. Поэтому в теоретическом виде свободный рынок, признаки которого перечислены выше, может существовать. Но не в реальной жизни.
Преимущества свободного рынка
Главным преимуществом рассмотренной системы является отсутствие дефицита товаров. При этом производители в процессе изготовления конкурентного товара задумываются о повышении его качества.
Постоянно внедряются новации в сфере пользующихся спросом отраслей. Предприятия, работающие в таких условиях, быстро приспосабливаются к постоянно меняющимся факторам рыночной действительности. Они ориентируются на спрос, поэтому выпускают ту продукцию, в которой нуждается потребитель.
Также и покупатели имеют возможность выбрать для себя лучший товар. Это, несомненно, является значительным достоинством представленной модели рыночных отношений.
Ознакомившись с таким понятием, как свободный рынок, признаки которого помогут лучше вникнуть в его сущность, будет несложно провести сравнение реальной системы хозяйствования с теоретической. На основе этого можно сделать выводы о сильных и слабых сторонах торговых отношений между всеми участниками. В реальности существование свободного рынка невозможно.