Выдающийся композитор Эдисон Денисов представлял в русской музыке 20-го века авангардное движение. Его путь в музыку был не совсем типичным, но яркий дар позволил ему достичь невероятных высот в творчестве. Его жизненный путь представляет интерес как пример любви к своему делу и беззаветного служения Искусству.
Детские годы
6 апреля 1929 года в семье томского инженера появился мальчик, которого назвали Эдисон (Денисов). Биография ребенка начиналась вполне типично для того времени, и ничто, кроме необычного имени, не предвещало, казалось, выдающейся судьбы. Родители Эдисона были далеки от музыки: отец – радиофизик, занимающийся налаживанием телевещания в Томске, мама – врач-фтизиатр. Их сын до определенного возраста ничем не отличался от других детей, хорошо учился в школе, особых успехов достигал в изучении математики и физики, хорошо ему давался и иностранный язык. Семья жила очень скромно, в общежитии, где и произошла главная встреча Эдисона с музыкой. Их сосед играл на мандолине, которая пленила мальчика своим звучанием, и так началась его новая жизнь.
Путь к музыке
С 15 лет Эдисон Денисов начинает брать уроки игры на мандолине у соседа, потом пробует играть на кларнете и с помощью самоучителя осваивает гитару. Он все больше видит именно в музыке свое будущее, но в 16 лет мало возможностей начинать свое образование. Он приходит на курсы общего музыкального образования при средней школе, там он получает азы музыкальной грамотности, преодолевая значительные трудности. У него не было инструмента, поэтому заниматься приходилось по вечерам в детском саду. Пока Денисов не чувствует в себе сил, чтобы сделать музыку своей профессией. Поэтому по окончании школы он поступает в Томский государственный университет на мехмат. Его успехи в математике были вполне убедительными, Денисов сблизился с профессором, который научно обосновывал связь математики с творчеством и культурой. Но музыка не отпускает Эдисона, и он параллельно поступает в музыкальное училище на фортепианное отделение. В это время он открывает в себе способность к написанию музыкальных произведений и погружается с головой в это занятие.
Благословение Шостаковича
Свой путь будущий композитор начинает с простых, подражательных произведений. Но в период с 1947 по 1949 год он пишет серию прелюдий для пианино, в училище его начинают оценивать очень высоко. И чтобы получить достоверную информацию об уровне своего дарования, некоторые свои опусы Эдисон Денисов решается послать Шостаковичу на рецензию. Великий композитор, как ни удивительно, не только знакомится с ученическими сочинениями, но и пишет вполне хвалебный отзыв, он ободряет студента и говорит, что у того есть явное композиторское дарование, которое необходимо развивать. Это окрыляет молодого музыканта, и он с еще большим усердием начинает заниматься сочинительством.
Интересно, что Шостакович позже еще раз сыграет свою роль в жизни Денисова. В 1956 году он даст ему рекомендацию для вступления в Союз композиторов.
Годы учебы
По совету Шостаковича Денисов принимает решение поступать в консерваторию, это получилось у него не с первого раза, но он добивается своего и попадает в класс Виссариона Яковлевича Шебалина, который был мощным композитором и одаренным педагогом. Во время учебы Денисов демонстрирует огромное трудолюбие и незаурядный музыкальный дар. Его выпускные произведения - первый акт оперы «Иван-солдат», симфония для оркестра и цикл ноктюрнов - получили высочайшую оценку экзаменационной комиссии. Окончив консерваторию с отличием, Денисов поступает в аспирантуру, добиваясь наивысшей квалификации в своей профессии.
Музыкальная жизнь
В начале пути композитор Эдисон Денисов находится под сильным влиянием Шостаковича, с которым смог подружиться в годы учебы в консерватории. Также он изучает работы И. Стравинского, К. Дебюссии, Б. Бартока и других композиторов, пытаясь открыть их секрет творчества. С начала 60-х годов складывается собственный стиль Денисова. Первым трудом, отразившем появление самобытного композитора, стала кантата «Солнце инков». Авангардное звучание произведения сразу привлекло внимание не только музыкантов, но и властей. Публичное исполнение кантаты пытались запретить, и только усилия Г. Рождественского и Ленинградской филармонии позволили слушателям ознакомиться с творчеством Денисова. А уже через год кантата звучит во Франции и Германии, что приносит композитору международную славу и повод для еще большей нелюбви со стороны советских властей.
С 1959 года Денисов преподает в консерватории инструментовку и позже композицию, в его классах училось немало известных впоследствии композиторов. В 1979 году труды Денисова подвергаются жесточайшей критике со стороны Т. Хренникова, и композитора заносят в черные списки, что сильно осложняет ему жизнь.
С середины 80-х годов биография Эдисона Денисова меняется, власть становится к нему благосклоннее, его даже назначают одним из руководителей Союза композиторов, он активно работает в кино и театре, пишет крупные произведения.
В 1990 году он с группой единомышленников воссоздает Ассоциацию современной музыки, которая существовала в начале 20-го века. В группу вошли передовые композиторы того времени: Д. Смирнов, Е. Фирсова, В. Тарнопольский и другие. Свой опыт и размышления Денисов изложил в книге «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники».
До 90-х годов жизнь Денисова была непростой, ему не давали работать, подвергали гонениям. И только перестройка дала ему возможность спокойно сотрудничать с зарубежными коллегами, зарабатывать выступлениями и мастер-классами. С середины 90-х годов он много ездит по миру, работает во Франции, его приглашают в жюри самых престижных фестивалей и конкурсов. За рубежом с громадным успехом проходят премьеры новых произведений Эдисона Денисова: «Реквием», «Пена дней», концерт для альта.
Особый музыкальный взгляд
Жанровое разнообразие наследия Эдисона Денисова довольно велико. Он пробует себя и в опере (знаменитая «Пена дней» снискала ему мировую славу), и в балете (пишет «Исповедь»), и в работе над крупными произведениями (оратория «Жизнь и смерть Иисуса Христа», опера-оратория «Воскрешение Лазаря»), пишет концерты для самых разных инструментов и симфонии. Также он занимается реконструкцией и оркестровками. Эдисон Денисов заслуженно получил титул авангардиста, он всегда вел поиски в форме музыкального произведения, смело сочетая принципы сонористики, сериализма, алеаторики и развивая идеи французского импрессионизма.
Общественно-музыкальная деятельность
Денисов Эдисон Васильевич был не только выдающимся музыкантом, но и интересным человеком. Он был президентом Ассоциации современной музыки, которая призвана найти новую красоту. Организация устраивает концерты российских композиторов за рубежом, а также занимается просветительской деятельностью, представляя отечественной публике творения зарубежных композиторов. Сам композитор активно пропагандировал новое русское искусство, читал лекции во многих европейских музыкальных учебных заведениях. Он также занимался с единомышленниками организацией музыкальных фестивалей. В последние годы жизни он работал в Париже в институте ИРКАМ, который занимается изучением и поиском новых акустических возможностей. АСМ продолжает существовать и плодотворно работать и после ухода из жизни Эдисона Васильевича, соратники помнят его и продолжают начатое им дело.
Основные заслуги и достижения
Эдисон Денисов не очень избалован официальным признанием в России. Он стал Народным артистом РФ в 1995 году и более никаких наград на родине не получал. Во Франции ему было присвоено звание Почетного гражданина Парижа, и за заслуги перед культурой Франции и мира Эдисон Денисов был награжден Орденом Почетного легиона.
Частная жизнь
Творческие люди нередко с трудом устраивают личную жизнь. Но, безусловно, бывают и исключения, такие как Эдисон Денисов. Жена для композитора, по его словам, должна быть другом и тихой гаванью. Поэтому он выбирал женщин для создания семьи из своей среды. Первая жена – музыковед Галина Григорьева - родила музыканту сына и дочь и пережила с ним трудные годы становления.
Вторая жена Эдисона Денисова – Екатерина Купровская-Денисова - тоже музыковед, была младше композитора на 37 лет. Она также родила ему двоих детей и была с ним до самого конца. После смерти супруга она выпустила книгу «Мой муж – Эдисон Денисов» и стала заниматься его творческим наследием.
Жизнь композитора завершилась 24 ноября 1996 года в Париже, после двух лет тяжелой болезни.