Он был не только талантливым лицедеем, но и высокоразвитым человеком в интеллектуальном смысле слова, что подтверждает широкий круг его интересов. Поклонник классической музыки, актер Борис Иванов мог часами наслаждаться бессмертными произведениями Шуберта, Моцарта, Верди, Гайдна... Он с неподдельным восхищением любовался работами знаменитых живописцев: Крамского, Левитана и Нестерова – так сильно его манило изобразительное искусство. Будущий лицедей просто обожал водить автомобиль. Кроме того, он обладал искрометным чувством юмора. Сама Фаина Раневская заявляла: «Я несколько стесняюсь, находясь в его обществе. Он рассказывает куда более смешно, чем я. В этом деле я ему не конкурент».
Однако главной своей страстью Борис Иванов считал искусство перевоплощения, с которым он впервые соприкоснулся в юные годы.
Был ли тернистым его путь к славе и признанию? Безусловно, да.
Факты из биографии
Борис Иванов был уроженцем города Одессы. Родился он 28 февраля 1920 года. Его отец занимался слесарным делом, а мать была домохозяйкой. Борис Иванов – актер, биография которого, безусловно, интересна и примечательна. С юных лет мальчик проявлял повышенный интерес к музыке и лицедейству. Он обожал посещать Одесский оперный театр, постановки которого надолго врезались ему в память. Став подростком, Борис Иванов попросился работать в вышеуказанном храме Мельпомена в качестве статиста, и его просьба была удовлетворена. Правда, на него были возложены небольшие обязанности, а паренек грезил о том, чтобы связать свою жизнь с искусством перевоплощения. Но для этого надо было еще учиться.
Годы учебы
Борис Иванов, биография которого не лишена ярких моментов и судьбоносных встреч, после школы подал документы в местное театральное училище. Его наставником стал именитый режиссер Михаил Тилькер.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны юноша стал дипломированным актером. В выпускной вечер, назначенный на 22 июня 1941 года, новоиспеченные лицедеи, в числе которых был и Борис Иванов, играли спектакль без зрителей: была объявления всеобщая мобилизация...
На фронт
В театральном училище был создан истребительный батальон, солдаты которого должны были выявлять диверсантов, и 7 июля 1941 года молодой актер Иванов Борис Владимирович попросился на фронт. Он попал на курсы переподготовки командирского состава в Военную академию тыла и транспорта, которая находилась в Харькове. После его мобилизуют на Северно-Западный фронт в чине лейтенанта интендантской службы. Позднее актер возглавляет штаб батальона и воюет в качестве адъютанта. Суровые будни войны существенно уменьшили численность батальона, в котором воевал Иванов Борис Владимирович, и полк переформируют. В одном из боев выпускника Одесского театрального училища тяжело ранят, и он длительное время проводит в госпиталях.
Актер пережил клиническую смерть, врачи намеревались ампутировать ему руку, но все обошлось: угрозу здоровью удалось нейтрализовать.
После госпиталя
Лечение подошло к концу, и Борис Иванов отправляется в Рыбинск по личным делам. Однако в поезде злоумышленники крадут у актера деньги и документы: ему ничего не остается делать, как остаться в городе. Здесь он некоторое время служит в местном храме Мельпомены.
Театр Моссовета
За год до окончания войны актер отправляется в столицу и становится членом труппы театра имени Моссовета, на сцене которого он выступал до самой смерти.
Постепенно Борис Иванов, фото которого стали украшать афиши вышеуказанного храма Мельпомены, превращался в опытного и маститого лицедея. На театральной сцене ему удалось филигранно вжиться в десятки ярких образов, в числе которых: Наполеон («Катрин Лефевр»), Доблмен («Кража»), Потин («Цезарь и Клеопатра»), Лепле («Эдит Пиаф»), Римлянин («Мать Иисуса»), Сорин («Чайка») и многие другие. Всего он сыграл более ста ролей в театре.
Уникальные вокальные данные
Безусловно, для многих Борис Иванов – актер с большой буквы. Однако далеко не все знают о том, что он обладал удивительным голосом. И эту грань таланта режиссеры не могли не использовать. Речь, конечно же, идет о постановке популярной рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», где актер не только блестяще сыграл, но и феноменально исполнил арию Понтия Пилата.
Такие качества, как невероятный талант и удивительное чувство юмора, делали его душой театра. Он принимал самое активное участие в капустниках, праздничных мероприятиях, шуточных сценках.
Ему некогда было унывать и грустить: он любил юмор и смех. Молодое поколение актеров с любовью называли его дядей Борей.
Что же касается профессиональной деятельности, то лицедей не терпел на сцене халтуры. Он был очень требователен к своим коллегам по цеху, которые должны были, так же как и он, отдавать себя искусству целиком, без остатка. В работе для него не существовало никаких мелочей.
Кино
В советский кинематограф Борис Владимирович пришел, будучи уже в довольно зрелом возрасте. Дебютным фильмом для него стал «Ночной пассажир», снятый Маносом Захариасом в 1961 году, где актер перевоплотился в образ Жоржа Прадье. Несмотря на то что в жизни Иванов был обаятельным и добрым человеком, на съемочной площадке режиссеры доверяли ему в основном играть отрицательных героев.
«Если подвести черту под тем, скольких людей я обманул, отравил, убил и столкнул в пропасть, то приходишь в состояние шока», - заявлял иногда выпускник Одесского театрального училища. Его с легкостью утверждали на роль интригана, душегуба, вора или заговорщика. В частности, в известной киноленте «Вечный зов» ему достался образ нацистского генерала контрразведки. В драматической кинокартине «Агония» Борис Владимирович с легкостью перевоплотился в заговорщика Лазоверта. Фильмография актера насчитывает свыше 80 работ в кино. Вот некоторые из них: «Версия полковника Зорина», «Возвращение резидента», «Мираж», «Отец Сергий», «Конец атамана».
Последние годы жизни
С возрастом состояние актера стало ухудшаться: он стал плохо видеть, но, тем не менее, находил в себе силы играть в театре. В 2002 году Борис Владимирович отправился на гастроли «за океан», чтобы представить американскому зрителю спектакль «Милый друг».
Его последней работой стала постановка под названием «Комики», автором которой был Борис Щедрин. Он вспоминает об актере с особой теплотой: «Когда мы приступили к работе над спектаклем, я не догадывался, что Борис Владимирович серьезно недомогает. Его всегда встречали и провожали, опасаясь, что без опеки он попросту не сможет. Но, когда он начинал играть, усталость и меланхоличность молниеносно испарялись: на сцене он превращался в маститого лицедея».
Еще в 1981 году Иванов удостоился звания Народного артиста РСФСР.
Не стало актера 2 декабря 2002 года. Похоронили Бориса Иванова на Ваганьковском кладбище столицы.