Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.
Немного истории
С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, военная авиация играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием Хафеза Асада, приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?
Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.
Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты – не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.
После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.
Откуда кадры?
Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.
Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.
Современное положение дел
Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема – катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное – очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.
К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.
Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.
Тяжелые времена
Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.
Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.
ПВО
Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.
Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.
Российская поддержка
Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).
Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.
Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 учебно-боевых самолетов Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.
Лояльность России
По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.
Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.
Война с «оппозицией»
Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.
Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в борьбе с ИГИЛ. В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.
Прямая поддержка России
Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.
Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.
Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.
Сколько наших самолетов там есть?
Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:
- Су-27СМ – 4 единицы.
- Су-30СМ – 16 единиц.
- Су-34 – 12 единиц.
- Су-24М – предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
- Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.
Вылеты с территории России
Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:
- Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 – 6 единиц.
- Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 – 5 единиц.
- Ту22М3 – вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
- Су-34 – 8 штук.
- Су-27СМ – еще 4 единицы.