Борис Тищенко - российский композитор, профессор, достойный деятель в области искусства. Он является народным артистом РСФСР. Именно об этом великом человеке пойдет речь в статье.
Борис Тищенко: краткая биография
Родился в городе Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге 23 марта 1939 г. в интеллигентной русской семье. Становление его как артиста и композитора началось в музыкальном училище при Государственной консерватории Ленинграда, где он учился под руководством Г. Уствольской в период с 1954 по 1957 г.
До 1962 г. Тищенко обучался композиторству в ЛГК им. Римского-Корсакова, в 1963 г. закончил факультет фортепиано под руководством Логовинского А. Д.
В 1965 году Борис закончил аспирантуру при ЛГК по классу Дмитрия Шостаковича, что впоследствии оказало значительное влияние на творческий путь Тищенко в роли автора музыкальных произведений.
Работа
С 1965 года Борис Тищенко, биография которого рассматривается в статье, начал преподавательскую работу в своей, можно сказать, вотчине – Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, где и проработал всю жизнь. В 1980 году получил должность доцента, а в 1986 – профессора. Параллельно с преподавательской работой Тищенко занимался композиторской деятельностью, часто исполнял свои произведения, писал статьи, аннотации, рецензии, выступал на международных семинарах как докладчик, принимал участие в теле- и радиопередачах.
Борис Тищенко воспитал большое количество учеников, из числа которых можно выделить дирижеров, музыковедов, оперных режиссеров и балетмейстеров.
Премии
Борис Тищенко, биография которого интересует множество поклонников музыкального искусства, будучи невероятно талантливым композитором, начал писать музыку уже в 18 лет. Незамедлительно по окончании консерватории в 1966 году он впервые удостоился премии Международного состязания среди юных композиторов «Пражская весна» за первый концерт в исполнении виолончели с оркестром, написанный во время учебы в аспирантуре у Шостаковича.
1978 год принес Борису Тищенко Государственную премию РСФСР им. Глинки за его пятую симфонию, которая была посвящена Шостаковичу и пронизана его влиянием, «Симфонию мужества», а также концерт в исполнении флейты, фортепиано и оркестра струнных инструментов. В том же году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Позднее, в 1987 г., обрел статус народного артиста.
После распада Союза в разные годы Тищенко удостоился премии мэра Санкт-Петербурга, ордена «За заслуги перед Отечеством» и премии Правительства РФ за достижения в формировании музыкального искусства и создание цикла «Беатриче».
Произведения
Как композитор Борис Тищенко был многогранен. Он практиковал себя почти во всех известных жанрах – как сложных крупных классических произведений, так и фортепианных пьес, положил на музыку стихи, писал музыкальное сопровождение к фильмам и театральным пьесам, делал оркестровку старинной оперы.
В творческое наследие Бориса Тищенко вошли такие произведения:
- Цикл "Беатриче", объединивший в себе две Данте-симфонии.
- Несколько симфоний, № 3,4,5,6 и 7.
- "Реквием" в исполнении сопрано, тенора и большого симфонического оркестра.
- Сочинения в исполнении фортепиано.
- Концерты в исполнении оркестра струнных инструментов, включая скрипку, кларнет и фортепиано.
- "Хеломские мудрецы".
- "Квартет № 6".
- "Завещание".
- Грустные песни.
- 4 песни "Белый аист".
- Реквием, посвященный умершей принцессе Таиланда Гальяни Вадхана.
- Вокальные циклы "Чертеж" и "Дорога".
- 3 песни.
- "Брату".
- Andante espressivo в исполнении виолончели и арфы.
- 2 сонаты в исполнении виолончели и скрипки.
- Виртуозное музыкальное произведение (каприччио) "Рондо".
- "Фантазия".
Борис Тищенко показал свою многогранность и в написании музыки для кинофильмов. Среди его работ музыкальное сопровождение к фильмам «Дети Ванюшина», «Иван Саввович», «Гибель Пушкина», а также оркестровки к театральным пьесам – «Тарас Бульба» и многим другим.
Опера Монтеверди «Коронация Поппеи» была впервые оркестрована, отредактирована и поставлена в России тоже трудами Бориса Тищенко.
Он также написал несколько балетов: по мотивам сказки для детей К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Ярославна» - на основе исторического романа «Слово о Полку Игореве», а также по мотивам рассказа Александра Блока балет «Двенадцать».
Характер и окружение
По словам друзей, по характеру Борис Тищенко был человеком очень воспитанным и интеллигентным, временами ироничным. Очень трепетно обращался со своей семьей, ценил и уважал свою мать, очень любил детей.
Он был не похож ни на кого, работал с полной отдачей, невероятно ответственно подходя к своей задаче. У Тищенко было удивительное качество – он мог докопаться до сути вещей, вскрыть и представить миру спрятанные в глубине души переживания, точно передать человеческую природу. При этом был чрезвычайно трудоспособен.
В молодости Борис Тищенко познакомился и начал тесно общаться с Иосифом Бродским, который и свел его с Анной Ахматовой, на чьи стихи он впоследствии напишет «Реквием». С Шостаковичем он поддерживал отношения всю свою жизнь, вплоть до смерти учителя.
Музыкальный почерк
Творчество Бориса Тищенко имеет определенный почерк. На его становление повлияли многие композиторы. В частности, он восхищался произведениями Малера, Мусоргского, Глинки, Чайковского. Сказались и веяния культур Индии, Японии и Китая.
В работах композитора можно проследить традиционные для его эпохи элементы трагизма, драмы и борьбы, мотивы, характерные произведениям Шостаковича. Особенно это заметно в симфониях №4 и №5. Ученик стал достойным продолжателем традиций своего учителя.
Однако Тищенко выработал и свой особенный стиль. В его сложных масштабных произведениях виртуозно переплетены оркестровые партии с хоровыми вступлениями, речитативной интонацией.
Вдохновлялся композитор и народным русским фольклором, стремясь сохранить и передать его самобытность, например, в балете «Ярославна». Народный колорит он воплотил в своей третьей симфонии, создав произведение, состоящее как бы из народных напевов, переданных разными инструментами.
Борис Тищенко ушел из жизни на 72-м году жизни после тяжелой болезни. Этим человеком стоит восхищаться и ставить его в пример молодому поколению. Хотелось бы, чтобы музыкальное искусство знало побольше таких талантливых композиторов.