Любая страна, имеющая выход к морю или океану, просто обязана содержать на балансе военно-морской флот, основной задачей которого является защита береговой линии и территориальных вод. Не стал исключением в этом вопросе и Китай – государство, которое на сегодняшний день является одним из самых быстро развивающихся как в экономическом плане, так и в военном. Зарождающая супердержава делает первые шаги в развитии авианосного флота, что подтверждает китайский авианосец «Ляонин» – пока что единственный в своем роде боевой корабль Поднебесной.
Историческая справка
Корабль под названием «Варяг» после развала СССР достался по наследству Украине. Постройка его была прекращена в 1998 году. В итоге КНР выкупила данный крейсер за 25 миллионов американских долларов. Китайский авианосец «Ляонин» буксировался к берегам страны несколько лет. Такой поворот событий объясняется тем, что вначале шестнадцать месяцев корабль ходил по Черному морю из-за несогласия Турции пропустить его через Босфорский пролив. Все это время шли переговоры. В ноябре 2001 года, пройдя проливы, авианосец оказался в плену стихии – сильнейшего шторма. В результате произошла потеря контроля над морским судном, однако через трое суток авианосец снова оказался управляемым моряками.
Поскольку Суэцкий канал не предусматривает прохода кораблей без наличия силовых двигателей, то китайский авианосец «Ляонин» был вынужден обойти африканский континент через Гибралтар. Стоит отметить, что корабль перемещали два буксира. Причем средняя скорость движения составила лишь 11 километров в час, а общая протяжённость маршрута порядка - 28 тысяч километров. В конечном счете судно оказалось в Китае 3 марта 2002 года.
Переоборудование
Китайский авианосец «Ляонин» в 2005 году был перемещён в сухой док, где последующие шесть лет его достраивали и модернизировали по последнему слову техники. Во время этих операций его корпус подвергся очищению посредством пескоструйной обработки и был окрашен.
Через три года корабль оказался уже в другом доке, где на него установили двигатели и тяжелое оборудование. Также были поставлены новейшие радары, вооружение, оборудованы шахты для противокорабельных ракет системы «Гранит».
В июне 2011 года глава Генштаба Чен Бингде официально заявил, что корабль будет в строю именно в роли авианосца. Вместе с тем также генерал отметил использование судна в качестве тренировочной и экспериментальной базы, которая будет служить в перспективе для помощи в постройке авианосцев уже китайского производства.
В августе 2011 года корабль провёл четырехдневные испытания ходовой части. В середине месяца он вернулся в порт, где пробыл до 29 ноября. В период с декабря 2011-го по июль 2012 года на авианосце проводили взлеты и посадки вертолетов, проверку вооружения. Примечательно, что посадку самолетов не выполняли.
Зачисление в состав морского флота
Китайский авианосец «Ляонин» (Liaoning cv 16) стал официальной боевой единицей 25 сентября 2012 года, и это при том, что самолеты ни разу до того момента так и не коснулись его палубы.
25 ноября 2012 года стало известно о первых успешно проведенных посадках истребителей J-15 на корабль.
Технические характеристики
Китайский авианосец «Ляонин», фото которого приведено ниже, создан с такими параметрами:
- Водоизмещение – 59500 тонн.
- Длина – 304 с половиной метра.
- Ширина – 38 метров.
- Осадка корабля составляет 10,5 метров.
- Мощность судна – 4×50 000 лошадиных сил
- Скорость движения – 29 узлов (около 54 километров в час).
- Дальность плавания может достигать 8000 морских миль.
- В составе экипажа числится 1980 человек, из которых офицеров - 520.
Корабельное вооружение
На борту китайского авианосца «Ляонин» cv 16 находится:
- Зенитная артиллерия: Type 1130, 3 × 11×30-мм.
- Ракеты: пусковые установки FL-3000N, 3 × 18-зарядных.
- Противолодочная защита: две двенадцатизарядных установки неизвестного типа.
- Авиация: двадцать четыре истребителя Shenyang J-15, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18, шесть вертолетов противолодочных Z-18F, пара поисково-спасательных вертолетов Z-9C.
Мнение экспертов
«Ляонин», как утверждают военные специалисты, имеет достаточно слабые системы вооружения. Если судить объективно, то этот корабль способен защитить себя лишь от очень немногочисленной группировки нападающих судов. Для полноценного выполнения поставленных перед ним задач «Ляонин» нуждается в постоянном наличии рядом с ним внушительной охраны. Вместе с тем он способен нести на себе большее количество самолётов и боезапасов, нежели его ближайший аналог в виде российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Эксперты утверждают, что по своей сути авианосец китайского армии – оптимальное орудие для нападения и перехода в атаку, ведь он рассчитан на достаточно долгий автономный поход и способен доставить боевые самолеты практически в любое место на нашей планете для совершения ими последующих боевых и разведывательных вылетов.
«Поход» в Сирию
В порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»! Именно такая сенсационная новость была одной из самых обсуждаемых осенью 2015 года. По сообщениям многих мировых средств массовой информации, этот боевой корабль прошел Суэцкий канал 22 сентября и вошел в сирийскую акваторию. Как говорилось во множестве сообщений, данный поход корабля был связан с подключением его к проводимой Российской Федерацией антитеррористической операции против так называемого «Исламского государства». Однако спустя некоторое время официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин заявила в прессе о том, что Поднебесная не отправляла и не планирует отправлять «Ляонин» в Сирию. Более того, судно, как и прежде, эксплуатируется исключительно лишь в научных целях. Также следует учесть, что Китай придерживается позиции, которая основывается на самоопределении сирийского народа. Таким образом, заголовки печатных изданий о том, что в порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин», оказались не более чем очередной журналистской «уткой», не имеющей никакого отношения к реальности.
Косвенным подтверждением правдивости слов китайских руководителей высшего звена могут служить также и слова профессора Военно-морской академии Китая Чжан Цзюньшэ, который указал на наличие в регионе Ближнего Востока специального отряда для борьбы с пиратами.
Уверен в том, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе отсутствует, и российский эксперт Центра анализа технологий и стратегий Василий Кашин. По его словам, корабль является тренировочным, поэтому не может быть откомандирован к месту боевых действий. А если бы Китай действительно хотел вмешаться в сирийский конфликт, то, скорее всего, отправил бы для борьбы с террористами корабли типа «Проект 071». Хотя все и так понимают, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе – это нонсенс, ведь руководство Китая заняло позицию выжидания касательно ситуации в Сирии.
Амбиции КНР
Министерство обороны крупнейшей страны мира официально подтвердило, что начато строительство второго авианосца. Представитель ведомства Ян Юйцзюнь заявил, что этот корабль полностью разработан китайскими специалистами. Строительство судна проходит в порту Далянь (провинция Ляонин).
Сообщает также, что водоизмещение новой боевой единицы будет находиться в пределах 50 тысяч тонн. Запланирована ее эксплуатация для транспортировки истребителей типа J -15.
Особенности корабля
Итак, где находится китайский авианосец «Ляонин», мы более-менее разобрались. Теперь стоит разобраться с его авиационно-техническим оборудованием. Оно практически полностью сохранило те элементы, которые были заложены в нем изначально советским проектом 11435, а именно:
- Трамплин (катапульт нет).
- Три позиции для старта с убирающимися задержниками и газоотбойными щитами.
- Оптическая система посадки.
- Четыре аэрофинишера тросовых с тормозными машинами с гидроприводом.
Пост руководителя посадки по американскому образцу установлен на левой кромке полетной палубы в кормовой части корабля. Матросы, служащие в палубных дивизионах «Ляонина», так же одеты, как их американские коллеги. Судя по цветовой гамме униформы китайских моряков, форма скопирована полностью.