Хорошего режиссёра видно сразу. По его фантазии. По его работе. По его биографии. Сейчас на слуху имя Содерберг Стивен, а что мы знаем об этом человеке, кроме его фильмов? Постараемся разузнать побольше о нём. Возможно, тогда станет ясен секрет его успеха и причина бесконечного присутствия во всех списках лауреатов.
Детство
В 1963 году в середине января в штате Джорджия родился мальчик, которого назвали Стивеном. Его отец, профессор, перевёз всю семью в Питсбург, а потом и в Батон-Руж, где начал работать деканом университета штата. Будучи школьником, Стивен Содерберг записывается на курсы аниматоров в университет отца и снимает там первые короткометражки (Janitor). Работа парня захватывает, и после школы он старается осуществить "великую американскую мечту" — переехать в Голливуд. Какое-то время он держится на плаву, работая внештатным редактором, а потом возвращается домой, чтобы работать в видеостудии по изготовлению рекламных роликов и видеоклипов. Попутно Стивен Содерберг продолжает снимать короткометражные фильмы и писать сценарии. В 1986 году он снимает документальный фильм, за который номинируется на "Грэмми".
Успехи и неудачи
Первый режиссёрский успех Стивен Содерберг переживает в алкогольном плену, но прилагает все усилия, дабы разрешить проблему. В 1987 году он снимает короткометражку с исследованием сексуальных отношений "Уинстон". Далее он работает на логическим продолжением — уже полнометражной лентой "Секс, ложь и видео". Премьера его работа приходится как раз на кинофестиваль "Сандерс", где Содерберг Стивен становится обладателем "Золотой пальмовой ветви" и номинируется на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Личная жизнь
Следующие шесть лет Содерберг Стивен налаживает свою жизнь, разводится с женой, актрисой Бетси Брэнтли. У него рождается дочка Сара. Он вовсю работает над второй полнометражной лентой — фильмом "Кафка", на съёмки в который он пригласил самого Джереми Айронса на главную роль. Фильм очень неоднозначно описывает жизнь и творчество Франца Кафки, опираясь на произведения самого писателя.
Далее идёт работа над фильмом "Царь горы", где рассказывается история жизни мальчика в период Великой депрессии. Понемногу раскрывается Содерберг. Стивен демонстрирует игру с цветами и любовь к нелинейному повествованию. Особенно ярко он это делает в криминальной драме-нуар "Там, внутри" 1995 года. В центре сюжета ограбление машины инкассаторов. Следующий фильм, "Анатомия Грея", повествует об экспериментах в сфере альтернативной медицины, которые проводит известный американский актёр.
Напряжённая работа
В 1996 году выходит экспериментальная комедия — "Шизополис". Это новый жанр, в котором себя пробует режиссёр Стивен Содерберг. Здесь он также играет одну из главных ролей, выступает композитором, оператором, автором сценария. Фильм начинается оригинальным вступительным словом, в котором сообщается о том, что фильм довольно запутанный, но тем и интереснее его смотреть, так как с каждым просмотром всё будет становится яснее. Фильм даёт отсылку к киноэклектике экпериментального кино 70-х годов. В 1999 году выходит "Англичанин". Стивен Содерберг фильмы свои снимает с неповторимой техникой монтажа, чем он и привлекает культовых американских актёров. Например, в этом фильме снялись Теренс Стэмп и Питер Фонда.
В 2000 году выходит 2 фильма: "Эрин Брокович" и "Траффик". Обе картины получают сразу несколько номинаций на "Оскар", что делает Содерберга первым режиссёром с 1939 года, номинированным за лучшую режиссуру сруза по двум работам. В итоге он получил премию за "Траффик", криминальную драму по сценарию Стивена Гаана. В ленте описывались все этапы наркоторговли, начиная от международных поставок и заканчивая продажей конечным покупателям. На сегодня это наиболее длинная лента режиссёра. Она заняла 147 минут. Картина "Эрин Брокович" была основана на реальных событиях. Это социальная драма, где в центре сюжета мать-одиночка в исполнении Джулии Робертс, которая ведёт судебную тяжбу с компанией, спускающей отходы в грунтовые воды. Возможно, на тот момент фильм был слишком сложным для "Оскара", но критиков он заинтересовал.
Работа с Клуни
Знакомство с Джорджем Клуни много дало Содербергу, но и актёр в накладе не остался. Впервые его позвал на "Вне поля зрения" Стивен Содерберг. Фильмы с романтическим подтекстом он снимал редко, и Клуни заинтересовал сценарий. Его партнёршей была Дженнифер Лопез, а сюжет базировался на романтике между грабителем банков и федеральным маршалом.
В 2001 году увидел свет один из наиболее финансово успешных фильмов режиссёра — "11 друзей Оушена". Это стилизованный римейк одноимённого фильма 1960 года. В главных ролях целая плеяда звёзд — Джордж Клуни, Брэд Питт, Джулия Робертс и Мэтт Дэймон. Сборы составили больше 183 миллионов долларов. Сюжет был простым, но невероятно оригинальным. Команда друзей могла обставить любого и нередко этим пользовалась. Фильм представляет собой смесь комедии, детектива и фильма-ограбления. В каждой сцене есть фирменный, слегка "расслабленный" юмор героев Содерберга.
В 2004 году вышло продолжение "12 друзей Оушена", где Содерберг переиграл почти все темы из первого фильма и даже превзошёл оригинал.
А в 2007 году увидела свет третья часть фильма "13 друзей Оушена", где герои собрались мстить хозяину крупнейшего казино, которого исполнил Аль Пачино. Для этого им нужно разорить казино. В ход идут всевозможные махинации.
Совместная работа с Клуни была у Содерберга и в 2005 году, когда он снимал пилотную серию сериала Unscripted о молодых людях, ищущих работу в Голливуде. Остальные серии он доверил снимать Джорджу Клуни по сценарию Гранта Хеслова.
Развитие
Низкобюджетной стала картина режиссёра "Во всей красе", которая по сути является продолжением ленты "Секс, ложь и видео". А потом снова продолжил работу над экранизациями Стивен Содерберг. Фильмография его в 2002 году пополнилась фантастической драмой "Солярис", снятой по роману Станислава Лема. Экранизация сильно отличалась от варианта Андрея Тарковского, так как Содерберг акцентировал внимание на отношениях мужчины и женщины и их любви. Продюсером картины стал Джеймс Кэмерон, а на главную роль был приглашёл Джордж Клуни.
Дальше был полудокументальный минисериал "К стрит" о лоббистах в Вашингтоне. Опять же работа велась с Джорджем Клуни. Фильм 2004 года "Эрос" стал совместной работой Содерберга, Вонга Карвая и Микеланджело Антониони.
Содерберг старался не оставаться в рамках и в доказательство тому снял экспериментальный низкобюжетный фильм "Пузырь" без специального сценария и профессиональных актёров. Весь фильм снят на цифровую камеру и выпущен одновременно для кинотеатров и DVD. Это первый подобный опыт, но Содерберг запланировал ещё шесть таких фильмов.
Продолжение следует
В 2013 году на экраны вышел фильм "Побочный эффект". Стивен Содерберг стал его режиссёром. Фильм снят в жанре психологического триллера. Возможно, это последняя работа Содерберга. По крайней мере он сделал такое заявление. После работы над "Побочным эффектом" он успел срежессировать 10 серий проекта "Больница Никербокер", был оператором на фильме "Супер Майк XXL". Полнометражных лент он пока не делал. Что ж, возможно, он и правда хочет покинуть кино.