Этот человек снимал самые разные фильмы от игровых до документальных, в основном по собственным сценариям. Но его визитной карточкой стали музыкальные картины и оперетты, адаптированные для широкого экрана. Итак, знакомьтесь - Ян Фрид - режиссер и сценарист. Его картины уже несколько десятилетий являются неотъемлемой частью отечественного кинематографа, как комедии Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Посмотрев любой из них сегодня, хочется пересмотреть его и завтра.
Биографические данные
Ян Борисович Фрид (имя при рождении Яков Борухович Фридланд) родился в последний день мая 1908 года в Красноярске.
Работать он начал еще в 13 лет братом милосердия в военных госпиталях родного города. Параллельно с этим молоденький Ян Фрид учился на рабфаке. Работал в Барнауле руководителем драматического кружка, а во Владивостоке руководил театральными мастерскими. Два года он был худруком ТРАМа в Новосибирске, потом в Ленинграде режиссером. Жизнь его с самого юного возраста была наполнена трудовыми буднями и огромным количеством впечатлений.
В 23 года он получил диплом Ленинградского театрального института (режиссерского факультета). А в 30 лет он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где его наставником был сам Эйзенштейн. Через год он уже преподавал в Ленинградской консерватории. В 1966 году стал во ВГИКе профессором. Ян Фрид прошел всю войну до самого Берлина.
С чего все началось
Дебютировал молодой режиссер в чеховской «Хирургии». В этой комедии снимались величины советского кинематографа: Меркурьев, Ильинский, Москвин. Прошло всего полтора десятилетия, а Фрид замахнулся на Шекспира. Он принял стратегически правильное решение экранизировать одну из его пьес - «Двенадцатую ночь». На главную роль режиссер пригласил молодую, но очень талантливую актрису Клару Лучко. Для нее это был своеобразный опыт работы в кино, ведь в этот раз ей предстояло сыграть две роли — близнецов Себастьяна и Виолы.
Этот фильм стал одной из самых удачных и по-настоящему, по-доброму смешных экранизаций произведений Шекспира, имевший мировой успех. Актерский состав был поистине великолепен: Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Михаил Яншин. Георгий Вицин исполнил в этой картине одну из своих лучших в актерской биографии ролей.
Середина двадцатого века
В этот период своей жизни Ян Фрид работает над фильмами, которые посвящены современным реалиям жизни: «Весенние хлопоты», «Дорога правды» и другие. До самого начала семидесятых он снимает фильмы различных тематик, но потом останавливается исключительно на жанре музыкального кино. Первым фильмом, который он поставил, был «Прощание с Петербургом», повествующий об Иоганне Штраусе-сыне, приехавшем на какое-то время в Россию.
Шедевральный мастер
Да, великим режиссером был Ян Фрид. Фильмография его практически безгранична, каждая картина, как маленький шедевр. Сам режиссер был очень мягким, добрым и интеллигентным человеком. Он как никто другой умел работать с актерами самыми разными: молодыми и маститыми, неопытными и профессионалами, с тяжелым характером и легко идущими на поводу предложений мастера.
Ян Борисович очень тепло относился к актерам, с которыми работал. Он их любил и уважал. Старался создать для них максимально комфортные условия для съемочного процесса. Фрид великолепно понимал: чем лучше он все устроит в период съемок, тем с большей отдачей будут трудиться все актеры и тем лучше будет окончательный результат. Благодаря такому правильному подходу, все получалось как нельзя лучше. Не зря же у него очень часто снимались известные артисты советского кинематографа.
Виталий Соломин играл в «Сильве» и «Летучей мыши», Василий Меркурьев в «Прощании с Петербургом», «Двенадцатой ночи», Маргарита Терехова и Николай Караченцев прекрасно воплотили образы в «Благочестивой Марте» и «Собаке на сене». А вот съемочная площадка музыкального фильма «Вольный ветер» оказался судьбоносным для одной из актрис, сыгравшей в нем. Татьяна Догилева именно во время работы над картиной познакомилась с человеком, который немного позже стал ее мужем. Это был сценарист фильма Михаил Мишин.
Плеяда звезд в новом прочтении
Еще со времен своего первого фильма Фрид Ян Борисович старался работать исключительно с советскими актерами театра и кино, которые всегда были впереди планеты всей. Он давал им совершенно новые возможности в реализации их творчества. У Фрида было истинное призвание открывать таланты. Ведь это он запустил на орбиту советского кинематографа известных сейчас Анну Самохину, которой предложил роль Маританы в «Доне Сезаре де Базане», Наталью Тенякову — ту самую бабу Шуру из «Любовь и голуби». Людмила Гурченко и Николай Рыбников впервые вышли на большой экран именно в его фильме «Дорога правды». Такой список можно составлять практически бесконечно: Бруно Фрейндлих (папа той самой Алисы Фрейндлих из «Служебного романа»), Нина Ургант (медсестра из «Белорусского вокзала»), красавица фильмов середины двадцатого века Алла Ларионова, Михаил Яншин.
Фрид Ян - режиссер огромного количества великолепных советских картин. Он всегда старался собрать на съемочной площадке своих фильмов изумительные актерские команды. С огромным уважением и любовью относился режиссер к ним сам, легко и душевно «заставлял» уважать и любить их. Ян Борисович мог настолько развернуть умения и таланты актеров, что все, кто видел результат, были удивлены и поражены.
В "Сильве" совершенно иными видим Ивара Калныньша, Нину Алисову, Павла Кадочникова. Оперетта «Летучая мышь» - незабываемый дуэт братьев Соломиных; предстали здесь удивительно легкая Лариса Удовиченко, утонченная Людмила Максакова, милый и смешной Александр Демьяненко. Из классического произведения Тирсо де Молины Фрид создал то, что потом назвали мюзиклом - «Благочестивая Марта». Туда он тоже позвал исключительно любимцев: Маргариту Терехову, Николая Караченцева, Эмануила Виторгана, Павла Кадочникова.
Последним фильмом режиссера стал «Тартюф», который он снял в весьма почтенном возрасте (85 лет). Музыка для его картин, ставшая мгновенно хитами эфира на телевидении и радио, вышла из-под пера Геннадия Гладкова.
Виват, король, виват!
Жизнь великого режиссера была удивительной и длинной. Она уместила в себя историю великой страны: от Гражданской войны до Великой Отечественной, от зарождения Ленинградской киношколы до ее роскошного становления. Фрид 64 года преподавал и занимался режиссурой.
Ян Фрид, биография которого вызывает уважение у всякого, кто ее читал, в начале девяностых прошлого века со своей второй половиной актрисой Викторией Горшениной перебрался в Германию, в город Штутгард. Виктория Горшенина, кстати, тоже снималась в его фильмах: виконтесса в «Доне Сезаре де Базане», графиня Экенберг в «Сильве», мадам Пернель в «Тартюфе».
Жизнь режиссера оборвалась 19 декабря 2003 года. Супруга пережила его почти на одиннадцать лет.