Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота РФ. Кроме него в составе Балтфлота на сегодняшний день находятся еще три корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.
Назначение
Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Такие суда используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех четырех основных флотов.
История строительства
Корвет «Стойкий» был заложен на стапеле петербургской «Северной верфи» еще осенью 2006 года. Первоначально спуск его на воду ожидался в 2011 году. Однако до конца 2008 года фактически корвет не строился из-за трудностей финансирования, а секции его корпуса два года просто стояли в цеху.
Ситуация изменилась после осмотра строящегося корабля осенью 2008 года руководящими чиновниками Правительства РФ и Главкомом ВМФ. После почти четырех лет строительства в конце мая 2012 года состоялся торжественный спуск корвета на воду.
Госкомиссия 18 июля 2014 года в Балтийске подписала акт приемки/передачи для нового корабля "Стойкий", четвертого серийного корвета проекта 20380. Имя корвета унаследовано от его знаменитого предшественника – эсминца Балтийского флота, защищавшего Ленинград и Таллин во время ВОВ.
Корветы «Стойкий» и «Бойкий», войдя в состав Балтфлота соответственно в 2014 и 2013 году, уже вызвали беспокойство в штабах армий прибалтийских стран, входящих в агрессивный блок НАТО.
Общая характеристика дизайна корветов проекта 20380
Корветы имеют длину 105 м, ширину 13 м и осадку 3,7 метра. В отличие от других противолодочных кораблей, стоящих на вооружении флота России, корветы данного проекта отличают следующие качества:
- многофункциональность;
- компактность;
- малая заметность для радаров;
- повсеместное применение автоматических систем;
- модульный принцип, положенный в основу архитектуры.
Именно модульность архитектуры позволяет без труда проводить модернизацию вооружения корветов путем установки более новых систем оружия при снижении производственных затрат. Жизненный цикл такого корабля, рассчитанный на 30 лет, будет характеризоваться постоянным и высоким модернизационным потенциалом.
Подводная часть корпуса корабля
Корвет «Стойкий» имеет стальной корпус с гладкой палубой, носовым бульбом и принципиально новыми обводами его подводной части. Комбинация носового бульба (выступающая вперед подводная часть носа корабля) и новых обводов позволила достичь качественного скачка в вопросе повышения быстроходности судна – на скоростях хода порядка 30 узлов сопротивление воды движению корвета по сравнению с традиционной формой корпуса снижено на четверть. Это позволило, с одной стороны, уменьшить мощность и вес главной энергоустановки корабля, а с другой – высвободить от 15 % до 18 % его водоизмещения для использования под дополнительное боевое оснащение.
В корпусе корабля выполнено девять водонепроницаемых помещений. Они имеют комбинированный мостик и командный центр.
Надстройка корвета
Она выполнена из композиционных материалов, представляющих собой многослойные трудногорючие стеклопластики и конструкционные материалы из углеволокна. Их применение является признаком использования в конструкции надстройки так называемой технологии малой заметности для радаров или стелс-технологии. Обладая способностью поглощать и рассеивать энергию падающего на них электромагнитного излучения радиолокаторов, эти материалы отражают в сторону источника сигнала (радара) слишком малый сигнал, чтобы он был обнаружен. Поэтому на экране радиолокатора судно внушительных размеров будет давать метку, соответствующую небольшому катеру или даже лодке.
На корме корвета выполнен ангар для противолодочного вертолета Ка-27 и взлетно-посадочная площадка, что является абсолютным новшеством для российских кораблей такого водоизмещения. Экипаж корвета «Стойкий» включает около 100 человек вместе с командой обслуживания вертолета.
Главная энергоустановка (ГЭУ)
Она состоит из двух дизель-дизельных агрегатов (ДДА), работающих через суммирующие редукторы на два гребных винта. Каждый ДДА состоит из двух дизельных двигателей 16Д49 (один обеспечивает ход вперед, а второй – назад) и реверсивного редукторного агрегата. Экономический ход корвета равен 14 узлам, а полный – 27 узлам. В автономном плавании корвет «Стойкий», фото которого в морском походе показано ниже, может пройти расстояние до 4000 морских миль.
ГЭУ корвета является малошумной за счет применения технологий, отработанных на атомных подводных лодках. За счет этого корабль стал малозаметным не только для радаров, но и для пассивных сонаров (шумопеленгаторов).
Кроме ГЭУ в составе энергооборудования корвета имеются четыре дизель-генератора мощностью по 630 кВА каждый для обеспечения потребностей корабля в электроэнергии.
Корвет «Стойкий»: вооружение и система управления огнем
Вооружение корвета подразделяется по его назначению на:
- противокорабельное (артиллерийское и ракетное);
- противовоздушное;
- противолодочное.
Все системы оружия корабля функционируют под управлением боевой информационной системы «Сигма». Она собирает информацию от радаров и датчиков и предоставляет ситуационную картину сражения в реальном времени. Она также позволяет кораблю обмениваться разведывательной информацией с другими военно-морскими подразделениями в группировке.
Противокорабельное оружие представлено двумя пусковыми установками (ПУ) ракетного комплекса «Уран-У», каждая из которых содержит боекомплект в составе четырех противокорабельных крылатых ракет Х-35, имеющих дальность стрельбы 260 км. Расположены ПУ «Уран-У» в средней части корпуса корабля.
Артиллерия корабля представлена универсальной корабельной артустановкой А-190 «Универсал». Калибр ее орудия - 100 мм, скорострельность (максимальная) – 80 выстр./мин., боезапас - 332 выстрела. Дальность стрельбы до 20 км.
ПВО корабля обеспечивается ЗРАК «Кортик-М», установленным на баке, и двумя 6-ствольными 30-мм артустановками Ак-630М на корме.
Корвет оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами для запуска антиторпед «Рубеж», способных уничтожать как вражеские торпеды, так и подводные лодки.
Для ближнего боя на палубе корвета размещены две пулеметных установки калибром 14,5 мм и два гранатомета ДП-64 для отражения десанта.