Современные боевые самолеты дороги. Причем цена их высока настолько, что процесс перевооружения даже небольшой армии влетит «в копеечку» и потребует от налогоплательщиков этого государства ощутимо затянуть пояса. Исключением может стать разве что большая страна с мощной армией. У нас есть ПАК-ФА, американцы доводят до ума Ф-35, а… Китай строит J-20. Многоцелевой истребитель пятого поколения – серьезная заявка от китайцев, которые все явственнее начинают играть заметную роль в мировой геополитике.
В настоящее время единственным «официальным» истребителем пятого класса, который стоит на вооружении, является американский Ф-22. Да и он уже снят с производства, так как все силы брошены на доводку Ф-35. У нас ситуация с Т-50 довольно мутная, но все же работы по его доводке ведутся, и есть несколько опытных машин.Китайские реалии
В настоящее время Китай выпускает только технику четвертого поколения. В общем и целом почти все эти машины – калька с российских образцов. Особенно «популярен» оказался Су-27. Но в недавнем прошлом мировые военные эксперты окончательно уверились во мнении, что у китайцев скоро появится J-20, многоцелевой истребитель пятого поколения. Впервые эта машина была замечена на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute, в момент выполнения демонстрационного полета. Произошло это еще в далеком 2001 году.
Известно, что самолет получил обозначение «Черный орел», и сейчас китайцы заняты интенсивными наземными испытаниями новой машины. Несколько раз в сети появлялись снимки «орла», выполняющего короткие «пробежки», имитирующие момент взлета. Вплоть до последнего времени официальные власти КНР всячески отрицали существование перспективного истребителя, но есть мнение, что все эти «утечки» - послание возможным противникам Китая в этом регионе.
Предпосылки создания
Политики и военные Поднебесной уже который год с некоторым раздражением наблюдают, как подле их границ барражируют американские F-22, которые «защищают» Тайвань, Южную Корею и Японию. И если с южнокорейцами и даже японцами (до последнего времени) китайцам удавалось вполне мирно уживаться, то Тайвань – разговор особый. Существование этого государства «как кость в горле» для руководства КНР. Военная напряженность в том регионе сравнительно велика, провокационные «залеты» американцы устраивают довольно часто. Соответственно, «в случае чего», китайцам уж очень бы хотелось иметь истребители, способные на равных сражаться с Ф-22.
К какому времени относятся первые сведения о начале разработки J-20? Многоцелевой истребитель, по всей видимости, начали создавать еще в 1995 году. Планировалось, что на вооружение НОАК он поступит уже в 2015 году, но сегодня ясно, что произойдет это не раньше 2017 года.Откуда данные?
Схема самолета - «продольный триплан». Оперение – V-образное. Известно, что работы по созданию нового истребителя ведутся сразу несколькими исследовательскими КБ. Насколько «самостоятельно» создавался J-20? Многоцелевой истребитель, который катастрофически напоминает американский Ф-35, по непроверенным сведениям, помогали создавать отечественные специалисты. Сообщается, что некое соглашение было достигнуто в 1993 году, но реальность этого находится под большим сомнением.
Но есть в этих слухах и рациональное зерно. Дело в том, что произвести самолет пятого поколения без фундаментальных исследований в области материаловедения нереально. В конце 80-х годов прошлого века группа китайских ученых была командирована в США, в Стэндфордский университет, который ныне и занимается работами по окончательной доводке Ф-35. Кроме того, китайцы работали совместно с «Боингом» и «Эрбасом» в области гражданского самолетостроения, так что кое-какие наработки могли быть ими получены от того же «Боинга».
Последний, вопреки широко распространенному в нашей стране мнению, является крупным производителем не только гражданских лайнеров, но и военной техники: ударные БПЛА, тот же Ф-35 и Ф-22, - и это далеко не полный перечень их детищ.Было бы наивным считать, что ученые Поднебесной не получили в ходе этого сотрудничества каких-то интересных данных, которые впоследствии пошли на создание новой и перспективной машины. Уже в 2005 году китайцы официально заявили, что работы «близки к завершению», объявив о начале ходовых испытаний. Как сейчас понятно, на самом деле до конца исследований было очень и очень далеко, а многоцелевой истребитель Chengdu J-20, характеристики (предварительные) которого расписаны в статье, еще даже не поднимался в небо…
Предполагаемые характеристики и численность
Известно, что по основным характеристикам он должен быть аналогичен F-22 или ПАК-ФА Т50. Информация по этим самолетам крайне скудна. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что создать многотысячную «орду» истребителей пятого поколения у китайцев наверняка не выйдет. Так, даже у американцев с их «печатным станком» имеют только 187 «Рапторов». Напомним, что изначально ВВС США желали обзавестись как минимум 500 самолетами такого типа, но постепенное повышение их стоимости сыграло свою роль.
У китайцев же на сегодняшний день имеется около 400 истребителей четвертого поколения, так что можно предположить, что и «пятиклассников» вряд ли будет более 200 штук. Конечно, все это теория, о реальном же положении дел можно будет судить не ранее 2020 года.
Характеристики планера
Длину китайский истребитель J-20 имеет приблизительно 23 метра, а размах крыла (судя по имеющимся снимкам) – в пределах 14 метров. Скорее всего, взлетная масса этой машины не превышает 36 тонн. На опытном самолете видны сразу два поворотных киля, причем в серийном варианте от этих деталей могут отказаться. Впрочем, многоцелевой истребитель J-20, длина которого более 20 метров, вряд ли сможет без них обойтись, так как китайцы позиционируют новую модель «как наиболее маневренный самолет последних лет». Что ж, увидим.Воздухозаборники и кабина пилота по своим очертаниям подозрительно напоминают аналогичные детали F-22. Внутренние оружейные отсеки самолета отличаются большой вместительностью. ЭПР, то есть эффективная площадь рассеивания истребителя, не должна превышать 0,05 кв. м.
РЛС
Что еще можно сказать о технологиях, которые будет использовать истребитель Chengdu J-20? Технические характеристики этого самолета и по сей день во многом секретны, но кое о чем догадаться все же можно. Так, с высокой степенью вероятности можно предположить, что на него будут ставить РЛС с АФАР Туре 1475/ KLJ5. Кабина – полностью «стеклянная», с объемным и информативным ИЛС. Отчего такая уверенность?
Дело в том, что все эти технологии, на тот момент самые новые, экстренно тестировались на истребителе J-10B. Для чего такая спешка? Есть только одно логическое объяснение – на подходе новая машина, на которой все это оборудование должно работать идеально.
Есть вполне официальные сведения, что на этих самолетах может оказаться БРЛС X-диапазона «Тип 1474» (или KLJ-5. Опять-таки, практически все зарубежные военные специалисты очень сомневаются в «чистокровности» этой станции, так как она наверняка произведена с обильными заимствованиями.
Здесь главный вопрос такой: смогли ли китайские инженеры полностью копировать все иностранные комплектующие, или им приходится использовать для этой цели легально закупленное оборудование? Дело в том, что данная отрасль в КНР за последние годы сильно вперед не продвигалась. Сложно представить, что Поднебесная всего за три-четыре года смогла создать принципиально новую РЛС самостоятельно.Силовая установка
Скорее всего, что новых двигателей китайцы создавать не станут, а ограничатся уже имеющимися WS-10. Их тяга в условиях форсажа может достигать 13200 кгс. На прототипе не заметно того, что используется технология изменения вектора тяги, но она явно появится на серийном самолете. Американские военные источники предположили, что Китай мог получить от России.
Причастна ли наша страна к созданию этого истребителя?
Опять-таки, продолжая тему «русского следа» в создании самолета. Западные аналитики предполагают, что КНР в свое время приобрела наши двигатели «117С», которые развивают тягу на форсаже уже по 14500 кгс. Не исключено также, что многоцелевой истребитель Chengdu J-20 (фото его вы увидите в статье) будет использовать опять-таки наши движки «99М2». Их производят на предприятии ММПП «Салют». Эта силовая установка в форсажном режиме выдает 14000 кгс.
Нужно сказать, что все эти предположения не лишены смысла. Дело в том, что модель WS-10 самими китайцами рассматривается в сугубо экспериментальном аспекте, и пока не было сведений, что они сумели довести его до ума. Так какие двигатели все же получит истребитель Chengdu J-20? Военный самолет просто обязан иметь нормальные моторы, ведь иначе не понадобится даже противника: он сам благополучно упадет!
Сага о движках…
Появились моторы WS-10 еще в конце 90-х годов прошлого века. В общем-то, в зарубежной периодике тут же есть утверждения, что китайцы просто скопировали российские АЛ-31Ф. Как ни странно, но это не так. Пожалуй, эти движки действительно можно назвать чисто китайской разработкой, и создавались они практически с нуля, без заметного воздействия «копирки».Впрочем, и это утверждение спорно. Вполне авторитетные авторы указывают, что WS-10 никак не могли появиться без участия АЛ-31Ф. Более того, на сей раз у китайцев вышел настоящий «интернационал», так как газогенератор, который используется в этих двигателях, как две капли воды похож на французский CFM56.
Проблемы модернизации…
Вообще китайский мотор развивает (или развивал?) тягу только 11 200 кгс, а потому по своим характеристикам он больше соответствует модели АЛ-21Ф, нежели чем более новой модели. Опять-таки, есть подозрения, что китайские инженеры все-таки смогли поднять тягу WS-10A до 13200 кгс, но… В недалеком прошлом американская разведка установила, что ресурс этой «модернизации» не превышает 50-100 часов (!) полета. Так что это явно не вариант, ибо истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» просто обязан (с китайской точки зрения) оказаться триумфом самолетостроения, и таких конфузов никто не допустит.
Хотя, если китайцы за последние годы все же продвинулись в производстве нормальных материалов для камеры сгорания, WS-10 все же могут оказаться «на коне». Есть также расплывчатые сведения о модели WS-15, причем эти движки должны развивать тягу аж до 15000 кгс. Но есть мнение компетентного и авторитетного редактора авиационного журнала Aviation Week: Билл Свитмэн говорит, что этот тип моторов еще настолько плох, что их просто опасно ставить даже на опытные самолеты, не говоря уже о перспективной машине.
Первые испытания
Есть основания утверждать, что в начале 2014 года китайский истребитель J-20 существовал минимум в двух экземплярах. Первая в истории этого самолета скоростная рулежка проводилась в 2010 году. В конце года посмотреть на новое чудо китайского самолетостроения приезжало все высокопоставленное политическое руководство КНР.
Выводы
Итак, каков итог? Каким станет J-20? Китайский истребитель пятого поколения, вне всякого сомнения, станет очень интересной моделью. Но насколько он будет революционным – тот еще вопрос. Во-первых, китайцы всячески расхваливают его «стелс-ориентацию». Это уже вызывает много сомнений. Во-первых, действительно высокое рассеивание луча наблюдается только на чем-то, напоминающем знаменитый американский В-117, который сами летчики ВВС США ласково называли «летающим утюгом». За его «выдающиеся» летные качества, естественно. Так что особой «незаметности» у самолета более-менее классических форм быть не может.
Наконец, и машины четвертого поколения у китайцев – «нелицензионные» кальки с нашего Су-27, так что сложно говорить о каких-то серьезных наработках в самой КНР.
Кроме того, истребитель Chengdu J-20 чрезвычайно революционен для китайского авиапрома. Получится ли в результате что-то удачное? Пока что сложно сказать, учитывая проблемы с двигателем, но вскоре, то есть в 2017 году, мы должны все увидеть своими глазами, так как на первый квартал этого года намечены официальные показы новой машины.