На протяжении всего творческого пути выдающийся режиссер и сценарист советского, российского и мирового кино Глеб Панфилов с абсолютным постоянством сохраняет внутреннюю свободу. Ни один из фильмов (а за всю его жизнь в отечественном кинематографе их набралось великое множество) невозможно назвать проходным или неудавшимся: каждый из них является событием в мире искусства. Уже несколько десятков лет он сохраняет репутацию подлинного художника.
Детство, семья
21 декабря 1934 года на Урале, в городе Магнитогорск, в семье Веры Степановны и Анатолия Петровича Панфиловых родился сын, которого назвали Глебушкой. Его папа работал журналистом, так что вполне возможно, что при выборе профессии Панфилов много лет спустя отталкивался именно от этого.
После окончания химического факультета Уральского политехнического института в 1957 году он немного проработал на Свердловском заводе медпрепаратов, потом в НИИ научным сотрудником. Глеб Панфилов даже был когда-то заведующим отделом пропаганды в горкоме комсомола. И уже там его творческая натура дала о себе знать: он способствовал организации любительской киностудии.
В тандеме с друзьями Глеб Панфилов, биография которого тогда сделала новый виток, стал снимать документальные фильмы. Его первые успехи заметили и пригласили на местное телевидение.
Ну здравствуй, ВГИК!
В 1960 году Панфилов поступает в столице на заочное отделение операторского факультета во ВГИКе, где проучился до 1963 года. А потом сразу же успешно проходит вступительные испытания на режиссерский факультет. Высшие режиссерские курсы он окончил спустя три года, в 1966 году. Параллельно с учебой он все это время работает на телевидении. В Панфилове живет непоколебимая уверенность в том, что выбранный им путь абсолютно верный и он достигнет, пройдя по нему, определенных высот.
После получения диплома режиссера Глеб Панфилов приходит на работу на киностудию «Ленфильм». Через десятилетие, в 1977 году, он становится режиссером на «Мосфильме» и одновременно руководит мастерской на Высших режиссерских курсах.
Его кинодебют
Его первым фильмом в игровом кино был «В огне брода нет», за который Панфилов был удостоен приза Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария) через два года после съемок, в 1969 году. В этой картине он изобразил Гражданскую войну — с ее идейными спорами среди большевиков, с очень жестким и реалистичным видением противостояния с его изнанки, через призму обычных будней санитарного поезда.
Но главным открытием картины (как и главной встречей в жизни маститого режиссера) является находка главной героини — художницы и, по совместительству, санитарки Татьяны Теткиной. У Тани, которую сыграла Инна Чурикова, характер необыкновенно интересный, она самобытна и талантлива, жертвенна практически до юродства. Манера воплощения персонажа Чуриковой и остро гротескная, и глубоко драматичная одновременно.
Как отыскать Бабу Ягу?
Поначалу работа над фильмом все не клеилась, ведь режиссер никак не мог подобрать актрису на главную женскую роль. Все ближе и ближе становился день, когда должен быть начат съемочный процесс, а героини все не было. И вот как-то раз, взглянув в телевизор и увидев на экране Бабу Ягу, Панфилов понял: это она! Впервые в жизни взрослый и серьезный человек, наблюдая за игрой молодой актрисы, жалел сказочную злую колдунью. Он сразу же начал ее искать. Этой актрисой оказалась его будущая жена, Инна Чурикова, а историю поиска Яги Глеб Анатольевич отразил позже в фильме «Начало».
Худсовет «Ленкома» был категорически против этой кандидатуры. Но Панфилов отстоял свою точку зрения и убедил всех изменить решение.
Чуть позже Глеб Панфилов и Инна Чурикова создали семью, в которой родился их единственный сын Иван. Инна Михайловна на протяжении многих лет работы в кинематографе исполняла главные роли в большинстве картин своего мужа.
«Начало» и другие
Невозможно обойти вниманием фильм, ставший классикой советского кинематографа - «Начало». Эта картина получила «Серебряного льва» на Международном кинофестивале в Венеции. В ней идет речь об обычной советской ткачихе Паше, которая достаточно непривлекательна внешне и никак не может устроить свою личную жизнь. И вдруг ее приглашают на роль самой Жанны д'Арк. Теперь на протяжении съемок судьба простой советской девушки и великой французской героини оказываются сплетенными в единое целое.
Еще одним интересным фильмом, который снял Глеб Панфилов, является «Тема». Но из-за того, что в этой картине затрагивалась проблема эмиграции, она не выходила в прокат на протяжении нескольких лет. Во главе угла этого фильма находится очень колкое и полное сарказма изображение преуспевающего столичного драматурга, который повсюду старается показать свою важность и значимость. Но все это оказывается «пшиком» в сравнении с цельностью, порядочностью и чистотой жизни в провинции.
Нельзя не остановиться еще на одной вехе в творчестве великого режиссера. Глеб Панфилов, фото которого можно увидеть на страницах различных глянцевых изданий, в 1983 году снял фильм «Васса», взяв за основу пьесу Максима Горького «Васса Железнова». Он как-то особенно, по-своему прочитал это хрестоматийное произведение. В главной героине он рассмотрел не просто грубоватую деспотичную эгоистку, но и тонкую умную женщину, деятельную хозяйку, любящую мать. Сквозь отзвуки личной трагедии Вассы можно увидеть будущую трагедию России, которая уже обречена на революцию. Глеб Панфилов, фильмография которого насчитывает десятки потрясающих работ, всегда придавал огромное значение изобразительным фактурам. Поэтому и «Васса» у него выдержана в стиле русского модерна.
Годом позже Глеб Анатольевич поставил спектакль «Гамлет» на сцене «Ленкома». В его изложении главный герой, которого играл великий Янковский, трактовался как человек толпы. В 2000-м на экраны страны вышел еще один его фильм - «Романовы: венценосная семья». В нем он настолько правдиво и аккуратно рассказал о последних месяцах жизни русской императорской семьи, что, казалось, он жил в то время и знал каждого из персонажей лично.
Царь, царица и Иван-царевич
Вот такой он, режиссер Глеб Панфилов. Личная жизнь известных людей всегда интересна зрителям. И многие популярные личности охотно рассказывают о своей частной жизни. Но Глеб Анатольевич не очень любит пускать в тайники своей души журналистов.
Известно, что от первого брака у него есть сын Анатолий, который родился в 1957 году. В союзе, заключенном с Инной Чуриковой, в 1978 году родился его второй сын, Иван.
Теперь родители сожалеют о том, что не дали сыну возможности сделать добровольный выбор профессии, ведь они очень не хотели, чтобы их наследник пошел по их стопам. Хотя было очевидно, что у Ивана есть артистический дар.
Родители решили, что их сын должен быть дипломатом. Поэтому Ваня окончил МГИМО (он учился на факультете «Международное право»). Сейчас он знает несколько иностранных языков, только вот счастливее от этого не стал.
Сначала родители думали, что он терзается из-за неустроенной личной жизни, а потом поняли, в чем причина. Его актерский талант остался нереализованным. Однако Иван еще молод и, конечно, у него все впереди. Теперь Панфилов и Чурикова ждут, что в ближайшее время сын снимет свой фильм (в Лондоне он окончил киношколу).