Лесной фонд Москвы и области крайне важен для людей, поскольку он нейтрализует многотонные выбросы вредных веществ, которые производят бесчисленные предприятия мегаполиса. Временами застройщики умудряются оформить документы на возведение зданий, затрагивающие лесные и даже заповедные зоны, и тогда между подрядчиками, чиновниками и неравнодушными гражданами разгораются скандалы. На сей раз в эпицентре внимания и противостояния оказался лес Химкинский, через который все же построили трассу Москва–Петербург (М-11).
Немного из истории леса
Первое письменное упоминание об этом лесном массиве датируется 14-м веком. Находясь в непосредственной близости от Москвы, он выступает в качестве последнего оборонительного рубежа столицы во времена войн. Так, в 1608-1609 гг. лес Химкинский помог войску Василия Шуйского разбить отряды Лжедмитрия 2: прокравшись через густую чащу, солдаты внезапно напали на неприятеля и обратили его в позорное бегство. Во времена Отечественной войны 1812 года обильная растительность служила надежным укрытием для партизанских отрядов. 1941 год также не стал исключением – лесу пришлось выдержать суровые испытания: для изготовления противотанковых ежей были вырублены дубравы.
Флора и фауна этого леса богаты и разнообразны, здесь произрастают реликтовые растения, а также сосны, ели, лиственницы, орешник, липы, первоцветы, ландыши, медуницы, купальницы и много других, созданы природные биосистемы – дубрава и верховое болото. Кроме того, произрастают виды, занесенные в Красную книгу Московской области. Этот природный фильтр ограждает город Химки и его жителей от промышленных выбросов предприятий столицы и Подмосковья, благотворно влияет на здоровье больных туберкулезом, поэтому в окрестностях леса располагаются туберкулезные лечебницы.
Конфликт: основные действующие лица
С начала утверждения проекта по прокладке скоростной платной автомагистрали лес Химкинский оказался в эпицентре мощного противостояния. На стороне противников строительства автодороги оказались общественные, политические («Яблоко», «Правое дело» и другие), природоохранные организации (более 40, включая Greenpeace), музыканты (Юрий Шевчук), которые были объединены в «Движение защитников Химкинского леса». Возглавила движение Евгения Чирикова.
Со строительством трассы связано много скандальных событий, включая покушения на жизнь и здоровье наиболее активных защитников леса и атаку на горадминистрацию г. Химки (неизвестные забросали ее камнями и фаерами). В конце лета 2010 года Дмитрием Анатольевичем Медведевым было принято решение о приостановке строительства и организации общественных слушаний по проблеме.
Экооборона в защиту Химкинского леса
В разное время с 2007 по 2010 г. в Химках и Москве проходили митинги, акции протеста, активисты движения устраивали саботаж на месте проведения строительства, неоднократно обращались в различные инстанции, включая президента РФ, привлекали к оценке ситуации экспертов и правозащитников. В результате решение о строительстве все-таки утвердили и воплотили в жизнь, правда, с определенными поправками и пакетом компенсаций.
Несмотря на то что проект, согласно которому трасса через Химкинский лес все-таки пролегла, был реализован, усилия защитников природы не остались потраченными впустую: сократилась ширина просеки – от предполагаемых изначально 3 км до 100 м; минимизировали протяженность трассы – 8 км прямого, как стрела, участка; высадили деревьев на 500 га площади вместо вырубленных 100 га; выделили беспрецедентную сумму в истории РФ для выплаты компенсации экологического ущерба – 4 млрд рублей.
За и против
Помимо основного проекта строительства автомагистрали через лес Химкинский существовало еще 10 альтернативных вариантов, которые предусматривали прохождение автодороги через поселки Вашутино и Молжаниново. Согласно этим проектам, сносу подлежали около 50 домов в этих населенных пунктах. Жителей поселков такое положение, естественно, не устраивало, и они выразили свой протест.
Сам город Химки оказался разделен на 2 лагеря: одни жители были за строительство, другие – против. Некоторые противники новой автотрассы, такие, например, как эксперт в области дорожного строительства Михаил Блинкин, считают вариант существующей трассы не самым удачным также с точки зрения решения транспортных проблем столицы, однако качество дороги и реализация проекта заслуживают внимания – это первая в России магистраль европейского уровня.