Хламидиоз - это... Симптомы, лечение и последствия

К сожалению, в современном мире существуют болезни, которые распространились настолько широко по всей планете, что их можно охарактеризовать как эпидемии, — это ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем).

Одной из причин столь тотального распространения таких инфекций, как хламидиоз, микоплазмоз и уреаплазмоз, врачи считают течение недуга с маловыраженной симптоматикой. Зачастую человек просто не в курсе, что он носитель, и передает своим партнерам хламидии и уреаплазмы. А вот вторая причина — это халатность самих пациентов, неправильный образ жизни и неосведомленность о существовании таких болезней. Согласно медицинским исследованиям, в организме человека могут находиться сразу несколько видов патогенов. Так, когда диагностируется хламидиоз, трихомониаз, уреаплазма и микоплазма обнаруживаются тоже.

Хламидии — это...

Хламидиоз — это одна из самых распространенных инфекций, вызываемая бактериями Chlamydia trachomatis (хламидии), передается в основном половым путем. Согласно исследованиям ВОЗ, около 30 % людей во всем мире инфицированы хламидиозом. Это заболевание, как правило, протекает при наличии иных инфекционных заражений. Часто диагностируют не только хламидиоз, уреаплазмоз, но и патологии, вызванные такими микроорганизмами, как гарднерелла, папиллома, микоплазма и др. В связи с этим при обнаружении хотя бы одной инфекции из списка необходимо сдать анализ и на хламидии.

Причины развития

Возбудителем хламидиоза является исключительный микроорганизм Chlamydia trachomatis, который несет в себе свойства бактерий и вирусов. Это проявляется в возможности инфекции вести паразитирующий образ жизни внутри клетки. А по строению патоген аналогичен вирусу. Такие особенности даны природой для двойной защиты хламидии. Диагностировать хламидиоз поистине сложно.

Инфекция очень распространена не только среди людей, но и в природе. Учеными выявлены хламидии во флоре и фауне планеты — у птиц, домашних и диких животных, моллюсков, даже у некоторых видов растений присутствуют хламидийные инфекции.

хламидиоз это

Ученые разделили хламидии на несколько видов:

• Chlamydia psittaci — обнаружен у птиц, которые могут переносить инфекцию и заразить человека воздушно-капельным путем. Этот вид может вызвать пневмонию, артрит, пиелонефрит.
  • Chlamydia pecorum — этой инфекцией можно заразиться от животных, ведь именно их в первую очередь поражают микроорганизмы.
  • Chlamydia pneumoniae — заражение хламидиозом от человека.
  • Chlamydophila felis — эти микроорганизмы вызывают болезнь у животных, которые, в свою очередь, могут заразить и человека. Заболевание проявляется частыми конъюнктивитами (и у людей, и у животных).
  • Chlamydophila caviae — данный вид патогена вызывает недуги половых органов у инфицированных людей.
  • Chlamydia trachomatis — инфицированные этим видом хламидий пациенты могут иметь расстройства в работе любого органа в организме.

Жизнь хламидии делится на две стадии: инфекционную и ретикулярную. При первом цикле микроорганизм прикрепляется к клетке, проникает в нее и начинает расти, преобразовываясь в ретикулярное тело. Примечательно, что в одной клетке могут поселиться несколько бактерий одновременно. На второй стадии хламидия паразитирует внутри клетки, начинает деление и, как только достигает зрелости, а это спустя 48 часов в среднем, прорывает оболочку, и новая колония бактерий выходит в организм для поражения следующих клеток.

Пути передачи

В современном обществе очень легко подхватить хламидиоз. Причины инфицирования — незащищенный секс или беспорядочная смена партнеров. Передача хламидиоза возможна при половых контактах гетеросексуальных пар и при гомосексуальных отношениях. Если имел место вагинальный секс, то поражаются мочеполовые органы, при анальном — прямая кишка, оральный приведет к инфицированию горла и дыхательных путей. По большому счету, абсолютно любой человек может быть инфицирован хламидиями.

заражение хламидиозом

Хламидиоз — это одна из немногих ЗППП, заражение которой может произойти и бытовым путем. К этому может привести:

• пожатие руки инфицированного человека;
  • совместное пользование посудой — чашкой или ложкой;
  • общие гигиенические средства — полотенца, мочалки;
  • общее нижнее белье.

Особую осторожность следует проявить женщинам, готовящимся произвести на свет потомство. Хламидиоз от инфицированной матери может передаться плоду и привести к осложнениям течения беременности, нарушениям внутриутробного развития малыша или негативным последствиям после его рождения.

Хламидиоз, возбудителем которого являются бактерии вида pecorum и psittaci, передается человеку через контакт с птицами или животными. Зачастую опасности подвержены люди, которые тесно контактируют с представителями фауны. Это работники зоопарков, ветеринары и т. п.

Процессы развития

Как уже известно, период развития патогена составляет три-четыре дня. В первую очередь поражаются, как правило, слизистые оболочки внутренних половых органов. Бактерия крепится к клетке-хозяину, проникают в нее, размножаются и покидают свой временный дом, разрушая его оболочку.

Инкубационный период длится около месяца, а точнее от 20 до 30 дней. Так, на протяжении этого времени, диагностировать хламидиоз известными медицине способами невозможно.

При гибели клетки слизистых оболочек выделяют активные вещества биологического характера, провоцирующие усиление кровотока, снижение функций клеточной мембраны и повышение количества лимфоцитов в тканях. Начинается воспаление. Из очага инфекция перемещается по лимфе между лимфатическими узлами и распространяется по всему организму. Ученые считают, что хламидии могут поражать любой орган и ткань, но чаще всего страдают ткани мочеполовой системы, суставы и глаза.

Иммунная система человека может по-разному реагировать на хламидиоз. Это, как правило, вызывает хронизацию хламидийной инфекции. Так, при начале менструации у женщин, приеме оральных контрацептивов, при банальной усталости организма от физического труда или психоэмоциональной перегрузки иммунитет ослабевает и становится уязвимым. В связи с этим инфицирование и течении недуга может быть бессимптомным. Но не всегда.

хламидиоз трихомониаз

Симптомы

Преобладающие признаки у мужчин и женщин могут проявляться время от времени на протяжении инкубационного периода, под воздействием некоторых факторов — употребления алкоголя, активного полового акта, стресса или приема острой пищи. Симптоматика хламидиоза представлена в трех формах:

• острая;
  • хроническая;
  • бессимптомная.

По данным клинических исследований, симптомы проявляются лишь в 60 случаях инфицирования из 100.

Хламидии могут поражать не только мочеполовую систему, но и другие системы и органы:

1. Глаза. Недуг сопровождается конъюнктивитом, при котором оболочка глаза краснеет, появляются неприятные ощущения при моргании, слезоточивость и выделения желтоватого цвета. Эти признаки напоминают обычное воспаление конъюнктивы, однако в данном случае причина недуга совсем иная — хламидиоз. Симптомы (фото пораженного органа зрения представлено ниже) могут иметь различную интенсивность и проявляться как вместе, так и по отдельности.

2. Мозг. Болезнь проявляется энцефалопатией, при которой временами останавливается дыхание и появляются судороги.

3. Дыхательная система. Налицо воспаление глотки и легких, сопровождающееся хламидийными фарингитом и пневмонией.

4. Почки — воспаление почек.

5. Суставы. Артрит, вызванный хламидиями, протекает с выраженными болевыми ощущениями в суставах при движении.

6. Прямая кишка — хламидийный проктит.

7. Одновременное поражение внутренних органов — хламидиоз сердца, печени и легких. По сути, является одним из самых сложных заболеваний.

Так как многие из перечисленных признаков характерны для иных болезней, не всегда пациенты могут понять, что у них хламидиоз. Симптомы и лечение может правильно распознать и назначить только врач, а поскольку не все при малейшем ухудшении самочувствия обращаются в клинику, терапия может отложиться на неопределенный период, что ведет к развитию осложнений.

хламидиоз симптомы фото

Симптомы у женщин

При инфицировании хламидиями женщина может заметить:

• выделения белого или желтоватого цвета с неприятным запахом из половых органов;
  • дискомфорт в паховой области — жжение, небольшая боль, зуд;
  • болезненные менструации и боли, предшествующие им (является симптомом при условии, что ранее таких явлений не было замечено);
  • небольшие кровотечения в середине цикла;
  • слабость, повышение температуры;
  • болезненные ощущения при половом акте и после него.

Симптомы у мужчин

При хламидиозе мужчины могут ощущать дискомфорт в мочеиспускательном канале (поскольку имеет место воспаление) на протяжении нескольких месяцев. Ко всему прочему могут добавиться и другие симптомы:

• небольшие выделения стеклообразного вида из мочеиспускательного канала (в основном с утра);
  • незначительные болевые ощущения в половых органах и поясничном отделе;
  • повышенная температура тела, ослабление организма;
  • потемнение мочи с примесью гноя (прожилок);
  • появление капель крови при мочеиспускании или семяизвержении;
  • дискомфорт в области промежности при половом акте;
  • болевые ощущения в паху, около анального отверстия и в области простаты;
  • снижение половой активности, уменьшение количества спермы, а также изменение её цвета.

Болезнь хламидиоз у мужчин зачастую выражена неярко и смазано, а развитие недуга протекает медленно.

Когда болеют дети

Новорожденный ребенок может заразиться хламидиозом тремя способами:

1. При прохождении по родовым путям инфицированной матери. В этом случае младенец может заразиться хламидиозным конъюнктивитом. Проявится заболевание обильными выделениями из глаз малыша спустя пять или шесть дней. Если во время родов ребенок не заразился от матери, то есть высокая вероятность инфицирования через грудное молоко.

хламидиоз у детей

2. Внутриутробно. Хламидии проникают через плаценту в организм будущего младенца. Как правило, диагностирование заболевания у будущей матери происходит еще до рождения малыша, поэтому в первые часы после появления крохи на свет врачами будут проведены все необходимые анализы для выявления болезни. С вероятностью в 70 % новорожденный приобретает хламидии от больной матери.

3. При контакте с инфицированным человеком в первые дни после рождения. Поэтому следует вести наблюдение за состоянием здоровья младенца и при малейших отклонениях сдать все требуемые анализы.

В подростковом возрасте заражение может произойти бытовым путем — при посещении бассейна, от рукопожатия больного человека и других контактов. Патоген проявляет себя, как и в случае со взрослыми, слабо, симптоматика слабо выражена. В связи с этим в целях раннего выявления инфекции рекомендуется обследовать детей систематически.

Хламидиоз у детей и подростков опасен возможными осложнениями. Это могут быть:

• хронические воспалительные процессы мочеполовых органов;
  • проблемы у девочек с будущим вынашиванием ребенка;
  • спайки маточных труб;
  • рак шейки матки.

Симптомы у новорожденных могут проявляться как:

• Конъюнктивит — гнойное закисание глаз, склеивание век после сна, покраснение глаза. Такая симптоматика проявляется на протяжении месяца.
  • Пневмония — расстройства дыхания, бледность кожных покровов, срыгивания после кормления, затяжной кашель.
  • Кожные воспаления и высыпания.
  • Уретрит у мальчиков или вагинит у девочек.

Симптоматика у подростков совпадает с таковой у взрослых людей.

хламидиоз причины

Если диагностирован хламидиоз у детей, лечение проводят по общим схемам, с тем лишь условием, что требуется корректировка дозы согласно весу пациента. Так, терапия новорожденных подразумевает использование различных средств, в состав которых входят антибиотики, прием витаминных комплексов, лечебную физкультуру. Для лечения заболевания у подростков применяют антибиотики, препараты противогрибковые и иммуноподдерживающие, витамины.

Диагностика

Так как симптомы данного недуга довольно неспецифичны, то при самых незначительных отклонениях в состоянии здоровья мочеполовой системы следует обратиться за консультацией к врачу. Женщины должны посетить гинеколога, а мужчины — уролога. Также не помешает визит к дерматовенерологу.

Для точного определения заболевания нужно выявить микроорганизм, повлекший инфицирование, — хламидию. Для диагностики хламидиоза пользуются, как правило, сразу несколькими методами:

Необходимо обратить внимание что, исследуя один лишь мазок (соскоб), выявить инфекцию со 100 % уверенностью невозможно. Специалист может только предположить наличие заболевания, в остальном же требуется подтверждение иными методами диагностирования.

диагностики хламидиоза

Если у человека обнаружены хламидии, то следует сдать анализы на хламидиоз и его половому партнеру, даже при отсутствии у того симптомов.

Осложнения

Так как недуг протекает с малозначительными симптомами, то человек на протяжении длительного времени может и не знать об инфицировании. А в это время половой хламидиоз может спровоцировать развитие цистита, простатита, пиелонефрита, бесплодия, нарушение эрекции, вызвать гинекологические болезни матки и ее шейки, а также воспаления придатков. В большинстве случаев пары, решившие завести ребенка, сталкиваются с проблемой бесплодия, причиной которого могут оказаться хламидии. По данным исследователей, каждая шестая пара имеет проблемы с деторождением, и в половине случаев неспособным к зачатию оказывается мужчина.

Серьезную опасность для человеческого организма несет не только сам хламидиоз, но и осложнения после болезни. У мужчин, перенесших эту болезнь, могут развиться везикулит и простатит, что, опять же, ведет к бесплодию. Кроме того, если инфекция проникла в мочевую систему, то вероятно развитие цистита. А при запущенных формах хламидиоза возможно сужение мочеиспускательного канала.

У женщин вероятность внематочной беременности при наличии хламидий увеличивается в несколько раз. Может иметь место непроходимость маточных труб и эндометрит. А во время родов будущая мама может заразить своего малыша, более того, иногда плод инфицируется и внутриутробно, через плаценту, что чревато и проблемами со здоровьем крохи, и общим осложнением течения беременности.

Хламидиоз ведет к поражению не только половых органов и мочевыделительной системы. Так, при синдроме Рейтера поражаются суставы, кожные покровы, недуг вызывает воспаление глаз и другие болезни.

Лечение

Процесс выздоровления протекает тяжелее, чем при инфицировании организма иными бактериями. Это связано с тем, что хламидии отлично приспосабливаются к лекарствам и способны избегать их. При этом терапию необходимо провести в самые короткие сроки. Важный нюанс: при хламидиозе лечение показано обоим партнерам. По завершении медикаментозного курса следует провести повторную диагностику. В случае если болезнетворных бактерий не обнаружено, то сдача анализов откладывается на месяц. Женщинам проходить обследование нужно перед началом менструации. Если в итоге анализы не дали положительного результата, значит, схема выбрана верно, и болезнь отступила.

Курс лечения хламидиоза включает:

• применение антибактериальных препаратов;
  • использование иммуномодулирующих средств для поддержания функций иммунитета;
  • восстановление микрофлоры слизистых.

Итак, хламидиоз — это заболевание, спровоцированное инфекцией внутри клетки, и для его лечения назначаются антибиотики, проникающие и накапливающиеся в пораженных клетках, останавливая внутриклеточные процессы белкового синтеза.

Совместно с приемом антибиотиков пациенты начинают иммуномодулирующую терапию. Она устраняет изменения в иммунитете, произошедшие в организме человека, инфицированного хламидиями.

Завершающим этапом противохламидийной терапии является применение препаратов, направленных на профилактику и устранение дисбактериоза кишечника. Для этого принимают пробиотики — медикаментозные средства, содержащие в себе живые полезные бифидобактерии.

Еще один способ лечения хламидий — обработка влагалища специализированными средствами дезинфекции, использование противогрибковых препаратов для исключения возможного присоединения кандидоза. Прием витаминных комплексов, противопаразитных средств и введение в организм ферментов способствуют повышению сопротивляемости иммунитета инфекции.

курс лечения хламидиоза

Медикаментозное лечение у мужчин и женщин, как правило, схоже. Разница лишь в проведении местной терапии.

Важно! Аскорбиновая кислота и кислые растворы противопоказаны при таком заболевании, как хламидиоз. Лечение у мужчин (препараты назначаются в виде кремов) заключается в обработке крайней плоти, устья мочеиспускательного канала и головки полового члена. Лекарственные средства наносятся тонким слоем каждый день, по 3 или 4 раза в сутки, на протяжении месяца. По окончании курса терапии следует еще раз проконсультироваться у лечащего врача и в течение трех месяцев пройти повторное обследование на хламидии. При отрицательном результате можно говорить об излечении.

Вот так проходит при диагнозе "хламидиоз" лечение у мужчин. Препараты назначаются антибактериального действия:

• тетрациклиновая группа — "Доксициклин" и "Метациклин";
  • фторхинолоновая группа — "Офлоксацин" и "Ципрофлоксацин";
  • макролиды — "Джозамицин" и "Ровамицин".

Во избежание рецидива в обязательном порядке проводится лечение полового партнера.

При выявлении хламидиоза у женщин врач назначает вагинальные свечи, имеющие подходящие компоненты для эффективной борьбы с вирусами, бактериями и паразитами, вызывающими трихомоноз или хламидиоз.

Лечение у женщин (препараты для основного приема):

• "Повидон йод";
  • "Гексикон";
  • "Генефрон".

Эти свечи отлично работают против инфекции, уничтожая вирусные клетки и жизненно необходимые структуры патогенных микроорганизмов. Однако только суппозиториями терапия не ограничивается, если поставлен диагноз "хламидиоз". Лечение у женщин (препараты дополнительного действия перечислены ниже) должно быть комплексным:

1. Наряду с антибиотиками назначаются препараты, воздействующие на иммунитет, — "Метилурацил", "Виферон", "Лизоцим", "Тималин", "Полиоксидоний". Эти средства повышают защитные функции организма и способствуют борьбе с хламидиями.
  2. Назначаются витамины "Витрум" или "Супрадин". Применение этих препаратов назначают на срок не менее двух месяцев.
  3. Для поддержания необходимого количества ферментов в организме назначаются "Мезим", "Фестал", "Креон".
  4. В связи с чрезмерным употреблением лекарственных средств на протяжении всего курса терапии необходима поддержка печени. Для этого используют "Гепабене", "Эссенциале Форте".
  5. На 10 день курса медикаментозного лечения добавляют физиотерапию — лазерное лечение, ультразвуковую и магнитную терапии.

Во время терапевтического курса пациенты должны избегать стрессовых ситуаций, вести здоровый образ жизни, сбалансированно питаться и прекратить на время лечения половую жизнь. Еще раз напомним: терапию проходят оба партнера одновременно!

половой хламидиоз

Профилактика

Для предотвращения заражения хламидиями необходимо исключить беспорядочную половую жизнь и частую смену партнеров. Использование презервативов сведет к минимуму вероятность заражения инфекциями, передающимися половым путем. Если же болезнь все же настигла, то по завершении курса лечения следует провести повторные обследования всех потенциальных половых партнеров для исключения возможных рецидивов болезни.