Желтый небольшой ЛиАЗ (изображенный на картинке ниже) курсировал по городским автобусным маршрутам во времена Советского Союза, наравне с "Икарусом". Союза давно нет, автобус отправился на свалку истории, а логотип — черные русские буквы в черном кругу — спустя несколько лет опять выехал на дороги больших городов. Только теперь эти логотипы носят автобусы ЛиАЗ-6212 — высокопольные транспортные средства городского типа.
Интересно, что вариант такой машины появлялся 4 раза. Автобусы выпускались разными предприятиями, имели разные логотипы, мощности, вместимость, но объединило их все одно свойство — ни один из них не пошел в серийное производство. Некоторое время опытные образцы колесили по дорогам Москвы, но потом исчезли и они. Затем появилась новая идея, и в силу разных обстоятельств она получила сначала эскизный, а потом и законченный вид, который пошел в серию.
Городской автобус
Стоит отметить, что вид не получил особого распространения на загородных шоссе. На дачу мы ездили сначала на отживающих свой век желтых «старичках», потом на ПАЗах, а затем каждое АТП стало решать эту проблему по-своему. Как одну из причин можно назвать то, что такой вариант имел три оси, 4 двери и соединительную часть между двумя частями салона, именуемую в народе «гармошкой». Также сюда можно отнести стоимость комплектующих и переход на коммерческие отношения с Венгрией (родиной "Икарусов"). Но основная причина оставалась одна — рост городов и количества пассажиров. Решение пришло не сразу, но результатом стал ЛиАЗ-6212. Автобус был длинномерным, мог брать до 180 человек, и самое главное, был произведен в РФ. Интересно совпадение заводских номеров. Первый автобус от завода имел цифры 677.
ЛиАЗ. История
Что общего между ЗиЛом и ЛиАЗом? Связь тут самая прямая. Первый ЛиАз (тот желтый "старичок" на картинке выше) разрабатывался на заводах ЗиЛа. И выйти в свет он должен был как ЗиЛ. Но эти автобусы не удовлетворяли нуждам пассажиропотока 1960-х годов. В результате в подмосковном городке Ликино-Дулёво в 1960 году началось проектирование новой модели. В проекте использовались уже готовые эскизы ЗиЛа, а также наработки другого автобусного гиганта — ЛАЗа. Так родился ЛиАЗ-677. Прошло 40 лет, и все тот же подмосковный завод представляет новую разработку — ЛиАЗ-6212.
Но нельзя сказать, что эти 40 лет завод прожил только на выпуске 677. Да, это была удачная модель, но вместимость 90 человек (такая цифра фигурирует в техпаспорте 677) могла устроить разве что какой-то небольшой город. Долгое время городским автобусом считался 5256-й от того же завода. Разработка пользовалась определенной популярностью, но все больше крупных городов приходили к выводу, что односекционная модификация нерентабельна. Тем не менее первые экспериментальные автобусы ЛиАЗ-6212 были точной копией своего прототипа, только больше.
Рекордная сертификация
Эксперимент готовили к приближающемуся "Мотор-Шоу" (2002 год Москва, Красная Пресня). Эти экспериментальные автобусы получили кузов 5256, немецкую КПП, и немецкую же «гармошку». Двигателем на экспериментальной модификации установили Caterpillar-3126E, который имел электронное управление, отвечал нормам «Евро-3», и показал достаточно неплохие результаты. Новая машина стала «Лучшим автобусом 2003 года». Спустя полгода, в феврале 2003-го, новая модель выехала на свой первый городской рейс.
Это был уже вышедший в серию сертифицированный ЛиАЗ-6212 — высокопольный двухсекционный автобус. Но рекордные сроки сертификации сыграли с ним злую шутку. Так как первые версии собирались зимой, в уже серийных моделях начали возникать проблемы. Сначала отказала система охлаждения, заменить которую было просто нечем. Дошло до того, что для безаварийной работы приходилось выключать двигатель. Дальнейшее следование по маршруту было возможно только после его естественного охлаждения.
Затем обнаружились неисправности рычагов в узле сочленения, хотя ни у одной модели, использующей такие узлы, до этого проблем не было. Отличительной чертой сертификации также стал измененный кузов, но и у него обнаруживались свои проблемы. Часто из-за высоких температур деформировалась облицовка. Также недоработка облицовочных панелей приводила к тому, что даже для незначительных ремонтов (например, замены лампочек) приходилось снимать их части.
АСКП
Но, несмотря на проблемы, машины хорошо раскупались автопарками Москвы. Правда, перед выездом на свои первые маршруты каждый автобус получал дополнительное оборудование на заводе в Тушино. Менялись сидения, устанавливались люминесцентные лампы в салоне. Серьезные изменения в характеристики автобуса ЛиАЗ-6212 пришлось внести при установке автоматизированной системы контроля пассажиров. В автобусах поменяли перегородку, отделяющую кабину водителя от салона, доустановили поручни и турникеты для работы системы.
Характеристики и фото
Несмотря на многие недоработки и жалобы водителей, разработчики не торопились заниматься обновлениями. На заводе разработали новый автобус, в основу которого лег слегка обновленный ЛиАЗ-6212 Технические характеристики новой модели имели одно главное отличие. Если сначала в автобусе использовался дизельный Caterpillar на 300 л. с., то новая версия получила газовый двигатель Cummins на 280 л. с. Кроме другого горючего, новый двигатель соответствовал стандартам "Евро-4". При других практически одинаковых характеристиках новая модификация получила новую КПП (6 ступеней против 3) и немного большую высоту.
Основные изменения коснулись внешнего вида. Автобус получил другую облицовку, более удобную систему управления и увеличенный размер ветрового стекла. Эта версия получила индекс 62127 как улучшенный вариант. Ранее в статье приведена фотография ЛиАЗ-6212. Фото новой модели не имеет особых отличий, если не считать переднего маршрутного табло, которое ушло в кабину, за счет чего ветровое стекло увеличилось. Интересно, что у 6213 блок маршрутного номера вернулся наверх, но лобовое стекло осталось таким же большим.
Также обе версии отличает принципиально новая система охлаждения, расположенная на крыше первого отсека. Возможно, данное решение пришло после начала производства троллейбусного транспорта на заводе.
Заключение
ЛиАЗ-6212 — принципиально новая разработка, и хотя по-прежнему в автобусе используется большое количество импортных деталей, его считают чисто российским. Стимулом производства послужили коммерческие отношения с Венгрией, успех модели 677, который видели все, и не меньший успех 5256-й, особенно, если учесть модель 5280 — троллейбусную модификацию 5256.