Родилась Наталья Седых в июле 1948-го. Когда девочке было всего четыре года, она встала на коньки и прославилась на всю страну как самая юная фигуристка Советского Союза. Более всего она запомнилась зрителям в роли Настеньки из сказки «Морозко», снятой в 1964 году. До сих пор фильм и этот персонаж являются любимыми у юных зрителей. Исключительная красота, нежный голос, высокая артистичность – всем этим Наталья Седых будет удивлять аудиторию ещё многие десятилетия.
Балерина
Окончание хореографического училища при Большом театре стало точкой грандиозного перелома в судьбе ещё юной, но уже знаменитой актрисы. Став балериной лучшего театра страны, она начала долгий и тернистый путь в этой непростой профессии. Сначала Наталья Седых танцевала в кордебалете, откуда далеко не каждая балерина выходит в солистки.
Ей это удалось. Также посчастливилось с Большим театром объездить весь мир, предъявляя повсюду заоблачный уровень и мощь профессионального русского балета. Танцевала Наталья Седых ведущие партии таких балетов, как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Чайка», и многих других. На одной сцене с Марисом Лиепой и Майей Плисецкой она не чувствовала робости. Наоборот, её переполняло счастье.
Выбор
Самой большой удачей в своём творчестве Наталья Седых считала именно «Анну Каренину» и свою партию Китти, где её партнёрами были лучшие танцовщики страны. Кино она очень любила. Но балет – больше. И потому уже двадцатилетней сделала свой выбор: попросила все киностудии страны аннулировать её досье, ибо совместить эти две профессии вряд ли кто-то сможет без потерь и в одной, и в другой сфере.
Цельной натурой, по-настоящему сильным советским человеком она осталась навсегда. С 1990 года Седых Наталья Евгеньевна начала играть в театре Марка Розовского «У Никитских ворот», после того как завершила карьеру балерины, которой отдала не только свою кинематографическую славу, но даже поступилась и личной жизнью.
Начало
Когда Наташа была совсем крохой, она увидела по телевизору фигурное катание. Ей до такой степени понравилась чешка Индра Крамбелова, что малышка всерьёз уговорила родителей записать её в фигуристки. Мама сдалась и отвела четырёхлетнюю девочку на стадион. Естественно, таких маленьких детей в спортивные секции в то время не брали. Первой стала актриса Наталья Седых. Ей удалось убедить присутствующий тренерский состав. Девочка покинула свою маму, выбежала на середину ковра и громко объявила: "Чемпионка Европы! Индра Крамберова!", после чего лихо станцевала, даже изобразила вращение. Присутствующие прочувствовали высоту момента, несмотря на хохот, и девочку взяла к себе Татьяна Гранаткина, тренер по фигурному катанию.
Наташа быстро прославилась, потому что даже возраст в этом случае сыграл на руку, однако и успехи она делала не рядовые. Вполне могла бы блестяще танцевать балет на льду всю жизнь, но быстро к тренеру, родителям да и самой малышке пришло понимание, что в фигурном катании для неё главным является элемент лёгкого и воздушного танца. Причём данные для балета природа ей дала просто великолепные. Возникло совместное решение: девочке необходим классический балет, а потому нужно готовиться к поступлению в хореографическое училище. Но фигурное катание Наташа не бросила, даже начав учёбу при Большом театре. Так появилась балерина Наталья Седых.
Личная жизнь
Как пережить жизненные трудности, где найти вдохновение и работоспособность без эмоций, чувств, любви? Ни один творческий человек без всего этого обойтись не может. Наталья Седых признавалась в интервью, что за ней всегда ухаживали мужчины, но настоящих романов почти не было. Она любила людей мудрых и общалась обычно с кавалерами намного старше себя. Странно было бы не иметь поклонников ей, ставшей кумиром всей страны уже в пятнадцатилетнем возрасте после фильма «Морозко». Но характер у неё был нежный, мягкий, но несгибаемый. Прежде всего – работа.
К тому же в двадцать лет она получила большую душевную травму, когда её отец ушёл из семьи и женился на молоденькой спортсменке. Жалела маму, которая тяжело переживала это горе и унижение. Десять лет Наталья с отцом не контактировала. И только когда сама познала глубокое чувство, начала понимать, что не так всё просто с этой любовью. Во все периоды жизни мужчины боготворили эту прекрасную и исключительно талантливую женщину, дарили подарки, пытаясь добиться взаимности. Однако по-настоящему повезло только автору музыки к фильму «Гардемарины, вперёд!». И то судьба очень странно распорядилась таким подарком.
Самая большая любовь
Наталья действительно полюбила композитора Виктора Лебедева, когда Большой театр гастролировал в Ленинграде. Мужчина много рассказывал о сочинении музыки для кино, об особенностях этого жанра. Наталья попыталась рассказать, что тоже снималась немного, но Лебедев кивнул и не принял это признание всерьёз: все балерины время от времени подрабатывают где-нибудь в массовках. Наталья послушно закрыла тему. Но далее события развивались совсем иначе. Куда бы они ни пришли, где бы ни появлялись, с Натальей все люди громко здоровались, подходили за автографами. Виктор был изумлён. Видимо, он не смотрел детских сказок.
Они поженились и были вместе около десяти лет. Сын Натальи Седых – Алексей – первые годы своей жизни провёл, как говорится, на колёсах. Он катался с матерью из Москвы в Питер – к отцу и мужу. И затем обратно – к Наталье на работу, поскольку общего дома они так и не создали. Женщина не могла покинуть Большой театр, а Виктор слишком любил свой город. Друг друга они тоже очень любили. Однако мужчине требовался уход и помощь. Он сам ничего не умел – даже чайник вскипятить. Поэтому с течением лет нашлась нормальная женщина, которая не танцевала в Большом театре. Но отношения у расставшихся супругов остались очень тёплыми и позитивными. Это тоже говорит в пользу чисто человеческих качеств мягкой, доброй и прекрасной балерины, актрисы и просто женщины.
Александр Роу
Пятнадцатилетняя Наталья Седых, биография которой довольно удачно складывалась на ледовом поле, обещала быть интересной и в актёрском ремесле. Поэтому в один прекрасный день, когда она танцевала на льду «Умирающего лебедя», её внезапно заметил в телевизионной передаче превосходный режиссёр Александр Роу и предложил ей сыграть главную роль в замечательной русской сказке. Наташа согласилась и моментально стала звездой.
Это был 1964 год, а в 1968-м Роу снял ещё один хороший детский фильм – «Огонь, вода и медные трубы», где главную героиню тоже сыграла Наталья Седых. Фильмография за несколько лет сложилась впечатляющая: «Дети Дон Кихота», «Девочка и жизнь», «После бала», «Любовь к трём апельсинам», «Голубой лёд»...
Тяжкий труд
И как же трудно было поделить себя между балетом, которому нужно было отдавать всю себя, и кинематографом, что требует от человека ещё большего! В хореографическом училище постоянно были скандалы: только «Морозко» отнял у Натальи балет на много месяцев. И наступил момент, когда она поняла, что делить себя она не может. Балет победил, несмотря на то что, говоря современным языком, кинокастинги она выигрывала все и всегда, хотя и не верила никогда в свой успех. Даже Надежда Румянцева на утверждении роли её не смогла переиграть – победила Наталья Седых.
На съёмках она не развлекалась со знаменитыми артистами. У неё с собой был полный чемодан учебников и тетрадок – вечерами предстояла долгая учёба. По правде, пятнадцатилетнего ребёнка артисты и стеснялись приглашать в компании, где, как все знают, бывает всякое: от анекдотов и вина до ещё более недетских вещей. Но девочку тем не менее все очень любили и всячески помогали ей на съёмочной площадке. И теперь с огромным удовольствием вспоминает эти съёмки Наталья Седых.
«Морозко»
Действительно, это было очень счастливое время. Сколько будущая актриса узнала и увидела нового! Даже на Кольском полуострове побывала, где проводились съёмки зимней натуры. Некоторые эпизоды вызывали у неё смех всю жизнь. Например, тот, где она должна была прыгнуть в прорубь, чтобы спасти свою сводную сестру Марфушу. Вода была грязная и холодная. Трижды Наталья разбегалась с пригорка и останавливалась у края проруби. На четвёртом дубле Роу дико заорал на неё, и она от неожиданности всё-таки плюхнулась в холодный источник.
Все помнят окончание сказки «Морозко», где Настенька с женихом своим целуется. Молоденькая девушка очень стеснялась, даже боялась тогда обниматься с кем бы то ни было. Что уже говорить о поцелуе, который был у неё первым. Неудивительно, что после свершившегося Настенька полюбила своего Иванушку в реальной жизни и долго по нему скучала. Потому что сам актёр так и не узнал об этом. Наталья Седых не только умела любить. Она и скрывать это тоже умела.
Звезда
Даже пришедшая слава характер актрисы не изменила. Звёздная болезнь не была ей свойственна, видимо, фигурное катание с четырёх лет стало хорошей прививкой. Наталье даже хватило сил, будучи перспективной актрисой с богатым послужным списком, по собственному желанию закончить кинокарьеру в девятнадцать лет. Однако письма от благодарных и восхищённых зрителей многие годы продолжали приходить мешками, на улицах её моментально узнавали, а поклонники толпами дежурили у подъезда.
В Большом театре, который славится не только великолепными профессионалами, но и не менее лихо закрученными интригами, она, не обладающая бойцовскими качествами, часто оказывалась в тени. Тем не менее сделать хорошую карьеру Наталье Седых удалось и там. Были очень ответственные партии, звёздные партнёры. Всё было. Но век балерин недолог.
Возвращение
Но не потому она вернулась в кино, что позвала былая слава. Все долгие годы она по кино скучала, конечно. Даже, пожалуй, накатывала тоска, как признавалась сама актриса. Однако пока не была закончена карьера балерины, танцы она не оставила. И совмещать одно с другим тоже не решилась. Наступил и тот момент, когда танцевальная деятельность Натальи Евгеньевны подошла к концу. И появилась возможность вернуться.
Ближе к середине 1990 годов она начала сниматься в кино снова. Но тот шаг и выбор, сделанный в молодости, она и теперь не считает безумным. Потому что это был трудный, но абсолютно правильный поступок. В 1994-м Наталья Седых снялась в фильме по пьесе Погодина «Тень-брень», в драме Пендраковского «Я свободен», а через пять лет в картине «Два Набоковых», ещё через год – в киноленте «Синоптик». В 2000-х она появилась в работах Проскуриной: «Лучшее время года» и «Перемирие». Последний фильм стал триумфатором на «Кинотавре-2010».
О нарядах
Наталья Седых, фото которой до сих пор абсолютно узнаваемы, всегда была красива, как бы ни оделась. Но иногда она выглядела просто шикарно. Большой театр постоянно гастролировал по всему миру, поэтому молоденькая балерина уже из первой поездки привезла несколько чемоданов всяческих нарядов, следом за ней пароход доставил ещё больше – целый контейнер. Когда она наряжалась в парижские шляпки и высокие сапоги-ботфорты, простые советские люди в транспорте изумлялись. Отметим: актриса всесоюзной известности и ведущая балерина Большого театра ездила в общественном транспорте. Советского человека даже одежда заграничная не испортит.
Наталья Седых, фильмы с которой смотрит до сего дня вся Россия, и тогда охотно отвечала на вопросы трамвайных попутчиков. Спрашивали про сапоги: не вместе ли со штанами они сшиты. Когда актриса поняла, что людей гардероб такого плана слегка шокирует, немедленно отдала обувь в мастерскую, где ее укоротили до нормального для тех времён состояния. Сейчас она одежду себе не покупает, потому что огромное количество её хранится в доме с самых давних времён. Да и ей, в принципе, всё равно, что надеть. Она в любом возрасте и в каждой одежде хороша.