«Волга» модели 22 (ГАЗ) широко известна всей автомобильной общественности как универсал. Эту серию начали производить на Горьковском автомобильном заводе с 62 года. Закончился выпуск в 1970 году. На базе этого авто затем было выпущено много модификаций, но обо всем по порядку.
История создания универсала
Вместе с разработкой седана ГАЗ-21 на заводе создавали авто с кузовом универсал. Но в серию эти машины выйти не смогли. Через некоторое время на заводе все-таки построили первый экземпляр. Базой для него считался ГАЗ-21Р второго поколения. Серийные авто строились на основе третьего поколения. Что интересно, модель 22 ГАЗ выпускалась в очень малом количестве, и рядовой житель СССР приобрести универсал не мог.
Они предназначались только для служебного использования в различных государственных органах и предприятиях. Это было обусловлено тем, что модель имела отличные потребительские качества. Это хорошая грузоподъемность и большой объем багажника. Советский человек с этим автомобилем мог получать дополнительный заработок – правительству это было невыгодно, потому что можно было получить огромную дыру в бюджете.
Так, после открывания задней двери универсал очень легко мог превратиться из частного авто в производственное: в багажнике можно было разместить небольшой сверлильный станок или другое оборудование.
Машина эта стала доступна большинству только в начале 70-х, когда ее уже сняли с производства, новые авто вытеснили универсал из гаражей в государственных учреждениях. Единственным человеком, которому продали авто, был Юрий Никулин. Он точно обосновал, зачем ему необходим именно универсал: он был намерен перевозить в нем цирковой реквизит.
Внешний вид
За основу был взят дизайн третьей серии автомобиля ГАЗ-21. В сравнении с остальными, здесь специалисты решили полностью изменить все то, что уже было. Кузов отличался большим количеством хромированных деталей, спереди установили новую радиаторную решетку, которую затем в народе прозвали китовый ус. С бампера пропали клыки у автомобиля ГАЗ-22 универсал. С капота также убрали оленя. Это было сделано еще на 21 модели и не просто ради нового внешнего вида. Статистика показала, что в случае попадания автомобиля в ДТП с участием пешеходов тяжелые травмы наносятся именно данной эмблемой. Что касается автора, который разрабатывал дизайн, то это Лев Еремеев.
При разработке кузова он опирался на тенденции автомобильной моды той эпохи, а задавали последние модные веяния в тот период американцы.
Естественно, по меркам Запада внешний вид выглядел слишком устаревшим. Советскому человеку дизайн понравился: машина выглядела довольно свежей и многим казалась необычной. Но это касалось лишь предсерийных моделей. В момент запуска «Волги» в серию дизайн уже стал обыденным и не выделялся на дорогах.
Сегодня на дорогах осталось уже очень мало таких авто. Для любителей ретро-тематики предлагаются уменьшенные копии автомобиля ГАЗ-22 1:18 52.
Модель ГАЗ-22 очень точно повторяет форму и дизайн кузова оригинального автомобиля. Это хорошее приобретение в коллекцию.
Интерьер
В салоне универсала очень просторно, полвека назад там было очень даже комфортно. В СССР автомобиль был рассчитан на 5 мест, а вот на Западе он официально считался 6-местным. Так, пассажирам были предложены мягкие широкие диваны, а также высокий потолок и ровный пол. Отделан салон добротно. В качестве материалов использовалась ткань, винил и хром.
В базовой комплектации автомобиль «Волга» ГАЗ-22 универсал комплектовался вполне качественным на тот момент радиоприемником. Он мог принимать пять волн, чего советскому человеку было вполне достаточно.
Если говорить о комфорте, то в этой «Волге» сделали хороший отопитель. В условиях мягкой зимы он вполне сносно обогревает салон. А еще одно его достоинство – он бесшумный. Как, спросят многие их тех, кто не знает? Все просто: он спрятан под капотом. Про звукоизоляцию говорить не приходится, потому что это конец 70-х годов. Тогда шум в салоне считался вполне нормальным явлением.
Особенности универсала 22 ГАЗ
Среди особенностей можно выделить большой объем багажного отсека, который легко увеличивался, если сложить пассажирский диван. Задний ряд сидений установлен таким образом, что для их складывания нужно приложить минимум усилий. Это давало возможность транспортировать в авто достаточно габаритные грузы: шкафы, холодильники. Также большую роль здесь играют и высокие потолки. Еще одна особенность в технологии изготовления боковой части кузова автомобиля 22 (ГАЗ "Волга").
Так, для этого применяли цельную боковину от автомобиля ГАЗ-21, а затем с нее вручную срезали верхнюю заднюю часть. А вместо этой части устанавливали уже новую штампованную деталь. Еще среди особенностей – более мощная резина. Также на колесах можно было применять покрышки от автомобиля ЗИМ.
Грузоподъемность
Рессоры в этой модели довольно жесткие. Это позволяло перевозить 5 пассажиров и еще до 200 кг различных грузов. Если же в салоне находился лишь один водитель и пассажир, в багажник можно было уложить более 400 кг.
Техническая часть
В конструкции автомобиля инженеры применили все то, чем был укомплектован одноименный седан третьей серии. Что касается силовых агрегатов, то их было три. Они имели различную мощность: 75, 80 и 85 лошадиных сил. Был еще в истории дизельный двигатель мощностью 65 л. с. 75-сильная комплектация была предназначена для использования в СССР, остальные собирались на экспорт.
В паре с двигателями работали трехступенчатые КПП. Это были полностью механические синхронизированные коробки. Инженеры подумывали об установке автомата, но эта идея по техническим причинам осталась нереализованной. Ходовая часть и детали интерьера были модифицированы под требования нового кузова, а вот мост остался без изменений.
1965 год принес всему модельному ряду «Волги» небольшую модификацию.
Так, были усилены лонжероны, дворники стали немного длинней, заменили ступичные подшипники. Также сменились и цифровые индексы. Базовая модель универсала стала называться 22В, а экспортная – ГАЗ М-22.
Технические характеристики
В кузове универсала могло разместиться от 5 до 7 человек. Автомобиль разгонялся до 120 км/ч – это была его пиковая скорость. Что касается времени разгона до 100 км, то для этого требовалось 34 секунды. Расход топлива составлял от 11 до 13,5 л на 100 км пути. КПП – трехступенчатая механическая, оснащенная синхронизаторами на второй и третьей передаче.
Передняя подвеска была пружинной, независимого типа с поперечными рычагами. Задняя же – зависимая, на рессорах. В ней работали гидравлические амортизаторы. Отзывы говорят, что машина имеет очень мягкую подвеску.
Рулевой механизм представлял собой глобоидальную червячную передачу. В качестве тормозной системы использовались барабанные тормоза с одноконтурным приводом на гидравлике.
Отзывы
Автомобилисты заявляют, что эта машина достаточно стремительная. Этого нельзя сказать даже по внешности. ГАЗ-22 двигатель хоть и сделан по современным на тот момент технологиям: алюминиевый блок цилиндров, полнооборотный коленчатый вал и другое - все равно достаточно слабый, особенно если учесть вес. Но реакция на педаль у этого агрегата довольно живая.
На самом деле в ходе небольшого тест-драйва машина в условиях городского потока держится вполне уверенно, если скоростной режим не более 60 км/ч. Это можно просто объяснить: крутящий момент, который может показывать этот агрегат, составляет 170 Нм. Двигатель выдает его на низких оборотах. Однако отзывы говорят, что с повышением оборотов тяга двигателя спадает.
Есть у этого мотора и то, что некоторым нравится. Судя по отзывам, он очень гибкий, а коробка вместе с ним превращается в «автомат». Стоит разогнаться на двух передачах, на третьей можно без переключения небыстро ехать по улицам и переулкам или же гнать по трассе.
Санитарная машина
За все время было выпущено много модификаций на базе этого универсала, многие из них шли на экспорт. В СССР широко использовали санитарную модификацию. Ее индекс – 22В. От других автомобилей модель отличалась специальным креплением для медицинских носилок.
Также в салоне были места для минимального набора медицинского оборудования. На тот момент уже существовали и другие универсалы для медицинских задач. Но они не имели отапливаемый салон. Однако внутри машина была хорошо освещена.
Окрашивали данные модели в белый цвет с красными крестами. Задние стекла были матовыми. На левом и правом переднем крыле монтировали специальную фару-искатель, а на крыше устанавливали опознавательный огонь.
Статья в прессе про ГАЗ-22
Как известно, модель экспортировалась. Популярный в Англии автомобильный журнал The Motor даже напечатал статью об этой “Волге”. Журналист очень хвалил высокую проходимость, грузоподъемность и долговечность. Также отмечалась достаточная конструктивная прочность. Отметили и недостатки, но они малозначительны. Это устаревший дизайн и слабая динамика.
Машина была ничем иным, как спутником 21 «Волги». Выпускать универсал перестали сразу же, как закончилось производство автомобиля ГАЗ-21. Это было в июне 1970 года. Сегодня можно отыскать модели на ходу, но на дорогах их очень мало. Для тех, кто желает заняться тюнингом автомобиля ГАЗ-22, запчасти лучше приобретать только оригинальные. Их еще можно найти.