Каждый гражданин страны должен знать свою историю и помнить о ее истоках. Современный житель России постепенно открывает для себя всю глубину и мощь наследия своего государства, важной частью которого является история монастырей. Интереснейшим в этом плане считается Кирилло-Белозерский монастырь. Что посмотреть в обители? Иконы, храмовые постройки, места жизни и моления многих известных людей. Через судьбу монастыря можно намного лучше узнать, как жила Россия и как складывалась ее история.
Основание
Создание Кирилло-Белозерского монастыря относится к концу 14 века. В это время на Руси шла волна за создание монастырей как экономических, культурных и духовных центров. Начало этому процессу положил Сергий Радонежский, который создал Троице-Сергееву Лавру в 1342 году. Основу монастырской колонизации Руси подготовил документ, который позволял монастырям владеть землями. Первым на пример Радонежского откликнулся Дмитрий Прилуцкий, который открыл Никольский монастырь. Затем и сподвижник Сергия Кирилл Белозерский в 1397 основывает новую обитель. Кирилло-Белозерский монастырь находится на берегу Сиверского озера в городе Кириллове Вологодской области.
В конце 14 века в поселение на Сиверском озере прибывает монах Кирилл Белозерский, выкапывает пещеру на берегу и начинает вести отшельническую жизнь. Так началась история одного из крупнейших монастырей России.
Жизнь преподобного Кирилла
О светской жизни Кирилла Белозерского известно мало. Есть версия, что он происходил из знатного рода, но рано остался сиротой и его приютил боярин Тимофей Ильич Вельяминов, служивший при дворе Великого князя Дмитрия Донского. Юноша был у боярина казначеем, но очень тяготился светской жизнью и хотел уйти в монастырь, хотя Вельяминов и был против этого. Заступничество Стефана Махрищского, друга преподобного Сергия Радонежского, помогло юноше уйти со службы и отправиться на служение в Симонов монастырь. Здесь будущему преподобному довелось познакомиться с преподобным Сергием, с которым он не раз вел долгие беседы.
С первых дней службы Кирилл проявлял большое рвение к жесткой аскезе. Он хотел есть только через 2-3 дня и нагружать себя тяжелой работой и молениями. Но старец Михаил Смоленский, который был духовником юноши, велел ему вкушать пищу ежедневно вместе со всеми и приставил его к службе при пекарне. Кирилл очень усердно молился и много работал. Сергий выделял его среди иноков и всегда при визитах в монастырь беседовал с ним. Монах Кирилл своим религиозным рвением заслужил уважение товарищей, и в 1390 году они избрали его архимандритом монастыря. Службы Кирилла собирали большое количество людей (в том числе знати), которые оставляли значительные пожертвования и просили у преподобного совета. Такое внимание воспринималось им с большим неудовольствием, и он стремился к уединенной молитве.
Однажды ему было видение, в котором Богоматерь указала на Белое озеро, в котором ему нужно быть. Кирилл оставил монастырь и вдвоем с преподобным Ферапонтом отправился на озеро. Вырыв землянку, Кирилл стал совершать свой молитвенный подвиг, а Ферапонт устрашился излишней суровости места и ушел в другое место, где также создал монастырь. Преподобный Кирилл несколько лет в одиночестве выживал в суровых условиях. На него падала сосна, крестьянин пытался поджечь его убежище, его пытались грабить, но от всех напастей святого хранила Богородица. Постепенно вокруг него формируется небольшая братия, и монастырь начинает разрастаться. Преподобный покупает земли, создает устав монастыря, который отличался большой строгостью, собирает хорошую монастырскую библиотеку и пишет несколько посланий своим братьям по вере. В 1427 году Преподобный Кирилл умирает, оставляя духовное завещание князю Андрею Можайскому с просьбой сохранить монастырь и закрепить за ним купленные земли. В 1547 году Кирилл был канонизирован в святые православной церкви.
История монастыря
Местность, в которой Преподобный Кирилл создал монастырь, в 14 веке была особой. Там жило немало людей, которые вели торговые дела, ведь здесь пролегал очень выгодный торговый путь с севера в Москву. Когда появился монах, местные жители забеспокоились, что он будет скупать их земли и лишит их заработка. Кирилл действительно имел намерение и возможность купить земли. Постепенно во владение обители переходят немалые территории, также он нанимает бригаду для постройки храма, который стал церковью Успения. Кирилл строил обитель по образцу Симонова монастыря, в котором провел много лет.
История Кирилло-Белозерского монастыря начиналась с двух пришедших иноков, а к концу жизни Преподобного в нем уже было около 50 послушников. Авторитет Кирилла был очень велик, и он смог убедить местных жителей в бескорыстности его намерений. Постепенно слава о святом распространилась, и в монастырь потянулись паломники с пожертвованиями, которые дали возможность обители расширять свои владения. За 2 века монастырь стал крупнейшим феодалом региона, он объединил под своей властью более 20 тысяч крестьян и огромные земли. Стены Кирилло-Белозерского монастыря требовали расширения, так как количество монахов и паломников только росло.
Годы расцвета
В полную силу своего влияния Кирилло-Белозерский монастырь входит после 1446 года, после трагических событий по свержению с трона Василия Второго, который был ослеплен и силой вынужден принять клятву на кресте, что не будет претендовать на московский трон. После этого его сослали в Вологду, где он отбывал ссылку в Ферапонтовом монастыре. Во время визита Василия в Кирилло-Белозерский монастырь настоятель снял с него эту клятву, благословив на возвращение к власти. Это придало лишенцу сил и мужества, и он совершил поход, в ходе которого возвратился на трон. После того Василий проникся еще большим уважением к монастырю и щедро отблагодарил монахов. Он выделил им земли и дал разрешение на беспошлинную торговлю по всему Московскому государству. Это придало монастырю еще большую силу, власть и авторитет. В это время обитель расширяет свою деятельность, устав жизни монахов немного ослабляется, в него вступает немало богатых людей, чьи пожертвования позволяют значительно увеличить земельные владения и еще усилить мощь монастыря.
При игумене Тихоне начинается большое строительство, которое формирует современный облик обители. Описание Кирилло-Белозерского монастыря тех времен рассказывает, что это было хорошо отлаженное предприятие. Иноки много работали, принимали паломников, совершали различные церковные службы, наставляли людей на путь, а также вели торговлю солью и рыбой, выращивали скот и хлеб. Это была большая экономическая сила, на которую и опирались московские князья в борьбе за власть над северными территориями.
В 1528 году монастырь посещает Василий Третий с женой, они молятся о появлении наследника, и когда таковой у них появился, авторитет обители только возрастает. Этот младенец, ставший впоследствии знаменитым Иваном Грозным, всю жизнь благоволил монастырю, он трижды бывал в нем и пожертвовал невероятную сумму в 28 тысяч рублей по примеру своего отца. Перед смертью он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре.
В 16 веке у обители появилось еще одно важное для страны назначение. Возведенные крепостные стены со сторожевыми башнями помогли в Смутное время выдержать осаду и несколько сильных атак интервентов из Польши и Литвы. После этого царь, осознав важность монастыря как крепости, велит построить еще несколько башен и усилить стену. В результате этого обитель становится мощным оборонительным сооружением.
К середине 17 века происходит новый виток успеха монастыря. Снова ведется бурное строительство благодаря большому пожертвованию Алексея Михайловича, который хотел, чтобы крепость оберегала торговые пути к Белому морю от шведов, а также готовил здесь надежное убежище на случай смуты. Именно здесь царь укрывает от гнева народа своего наставника и любимца Бориса Морозова и еще некоторых бояр, неугодных людям. Но к концу 17 века заканчивается «золотой век» обители.
Упадок и тюрьма
Во времена своего правления монастырь посещает Петр Первый. Но при нем обитель начала терять свое государственное значение, так как у страны появляются новые крепости на балтийском берегу. По этой же причине теряют значение торговые пути, проходящие через земли обители. Реформы Петра Первого нанесли урон экономической мощи монастыря. Кроме того, императору нужны были рабочие руки, которые он снимает с монастырского строительства. В течение 18 и первой половины 19 века обитель теряет экономическую значимость и культурную ценность, многие сооружения ветшают или даже уничтожаются. В 1864 году Екатерина Вторая отнимает у монастыря земли, а слободу, где жили служители, она превращает в город Кириллов. Сохранность комплекса обеспечивается тем, что у него появляется дополнительная функция.
Еще в конце 15 века монастырь начинает играть роль места заключения, сюда ссылались опальные бояре и священнослужители. Так, здесь приют нашел гонимый митрополит Скрипицын. Для Ивана Грозного крепость Кирилло-Белозерского монастыря является надежнейшим местом для ссылки врагов, и он отправляет их сюда в большом количестве. Некоторые же, опасаясь скорого на расправу царя, приезжали в Кириллов сами. Так, опальный митрополит Сильвестр нашел здесь прибежище от гонений. Почти вся мужская часть семьи выдающегося полководца Ивана Воротынского также окончила свои дни в монастыре. Продолжил традицию и Федор Иоаннович, который отправил в Кириллов влиятельного князя Ивана Шуйского. В 16 веке сюда ссылают бывшего Патриарха Московского Никона, который прожил здесь последние пять лет своей трудной жизни.
Кирилло-Белозерский монастырь зимой представляет собой особенно угнетающее зрелище, и нахождение здесь после того, как экономическая и политическая власть была утрачена, стало наказанием, а не благом. Как место содержания высокопоставленных заключенных Кириллов использовался до середины 19 века. Затем советская власть возродила эту традицию.
Советский период
После революции начались гонения на религиозных служителей, и настоятель Кирилло-Белозерского монастыря Варсонофий был расстрелян в 1918 году. Монахов и послушников, которых оставалось не более двух десятков, распределяют по другим обителям либо просто ссылают в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1924 году обитель окончательно закрыта. Комплекс зданий монастыря был превращен в краеведческий музей, который в конце 60-х годов был разделен на историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюда привезли памятники деревянного зодчества региона, была собрана хорошая коллекция икон и церковной утвари. Часть зданий на острове Огненный стала использоваться как тюрьма. Такое положение дел сохраняется до сих пор.
Возрождение
В 1997 году комплекс Кирилло-Белозерского монастыря был внесен в перечень особо охраняемых культурных объектов страны. А в 1998 году обитель была передана в вечное пользование православной церкви. С этого момента музей и монастырь благополучно соседствуют на одной территории. В 2009 году часть икон, вывезенных из монастыря, была возвращена, но часть наследия по-прежнему остается в крупнейших музеях страны. В монастыре продолжают храниться мощи святого Кирилла Белозерского, которые героически сберегли монахи под страхом смерти. С 2015 года иеромонахом монастыря стал Анастасий.
Структура монастыря
Исторически Кирилло-Белозерский монастырь, архитектура которого сохранила свои черты еще с 16 века, включал несколько структурных частей. Главная составляющая – это Большой Успенский монастырь. Здесь находятся все основные службы обители, несколько храмов, кельи монахов. Вторая часть – это Малый Ивановский монастырь. Здесь разместились храмы и здания для жизни и службы старцев и больных монахов. Вместе эти две части составляют так называемый Старый город.
Третья часть – это Новый город, в котором на огромных территориях разместились различные хозяйственные постройки, обнесенные толстыми крепостными стенами. Между Старым и Новым городом когда-то размещался Острог, который не сохранился до нашего времени. Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь, фото которого украшают все путеводители по России, является крупнейшим в Европе. На его территории разместилось 11 храмов, 11 сторожевых башен, древние крепостные стены и множество жилых и хозяйственных построек.
Архитектура основных сооружений
Образцом храмового зодчества русской православной культуры нескольких эпох является Кирилло-Белозерский монастырь. Архитектура обители складывалась постепенно, в несколько этапов. Самое первое здание монастыря – деревянный Успенский собор, который возвела артель плотников в 1397 году, не сохранился. Второй храм также был деревянным и исчез в пожаре в конце 15 века. В 1497 году артель ростовских зодчих возводит каменный собор, который воплотил лучшие черты ростовской архитектурной школы.
На сегодняшний день осталось всего два памятника этой школы. Впоследствии храм несколько раз перестраивали и реставрировали, но общий величественный облик и замысел сохранен. Собор представляет собой кубический, одноглавый, четырехстолпный сборный ансамбль. Архитектура его продолжает традиции средневекового московского зодчества. Отдельную художественную ценность представляют собой водяные врата с небольшой летней надвратной церковью Преображения Господня. Они были построены в 1595 году, чтобы открывать выход на берег Сиверского озера. Церковь имеет своеобразную трехглавую композицию и уникальное внутреннее строение. Колокольня к собору была пристроена позже, в 1759 году. Она выдержана в стиле северно-русского барокко, выглядит немного тяжеловесно, но гармонично дополняет ансамбль собора.
По случаю дня рождения Иоанна Четвертого на пожертвование его отца Василия Третьего, который ранее молился о наследнике в монастыре, строится второй каменный храм – Церковь Архангела Гавриила. В ее архитектуре явно читается влияние итальянского зодчества. Здание имеет 2 главы, оригинальный трехчастный карниз, а профилированный профиль по всему фасаду также придает сооружению необычности. Над карнизом размещен ярус звона из множества кокошников – это было яркое и нетипичное для русских строителей решение. Позже этот верх был уничтожен, как и южный портал.
Второй храм, который возводится по велению Василия Третьего – это Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре. Иоанн Предтече – это ангел-покровитель наследника. Это небольшое храмовое сооружение имеет две главы и четырехстолпную конструкцию с тремя апсидами. В постройке ощущается далекое влияние ордерной архитектуры.
В 17 веке начинают возводить стены Нового города и сторожевые башни. Первой была построена Вологодская башня, которая по своей архитектуре напоминает оборонительные укрепления Троице-Сергиева монастыря. Восьмигранная, пятиярусная конструкция возвышалась на 30 метров и являлась основной дозорной точкой. Остальные башни выполнены в более лаконичном и суровом стиле. Вместе со стенами высокие постройки создали надежную фортификационную линию. Стены Успенского монастыря не уступают Новому городу по надежности, их высота составляет около пяти метров, они имеют два яруса, в верхнем расположена череда бойниц. Крепость Успенского монастыря также имеет несколько башен: Грановитая с часами, Мереженная, Мельничная (ныне не сохранилась), Поваренная.
Также элементами монастырского комплекса являются многочисленные постройки разного назначения. В целом архитектура Кирилло-Белозерского монастыря представляет собой сложный ансамбль, воплощающий яркие черты древнерусского зодчества. Его суровая красота и величественность до сих пор заставляют замирать людей от восхищения.
Музей Кирилло-Белозерского монастыря
С 1924 года до настоящего времени в обители работает музей. И сегодня в Кирилло-Белозерский монастырь экскурсии из Вологды регулярные, особенно летом, когда природа располагает к прогулкам и созерцанию. Кроме самого архитектурного комплекса, в музее находится Церковь Ризоположения из села Бородава (образец деревянного зодчества конца 15 века). Это одно из древнейших, сохранившихся деревянных сооружений. Также сюда относится Музей фресок Ферапонтового монастыря, деревянная ветряная мельница, привезенная из деревни Горка, и церковный комплекс Цаплино.
Как добраться
Главный вопрос, возникающий у каждого желающего увидеть Кирилло-Белозерский монастырь: "Как доехать?" Добираться сюда проще всего из Вологды. С местного автовокзала регулярно ходят автобусы до города Кириллова. Также в Вологде многочисленные бюро предлагают организованные экскурсии и туры в монастырь и музей-заповедник. Следует отметить большое количество жаждущих увидеть Кирилло-Белозерский монастырь. Как доехать до этого святого места? Можно предложить поездку на автомобиле. Вологду с Кирилловым связывает трасса Р-5, ехать по которой до пункта назначения всего 130 км.
Существуют паломнические туры в Кирилло-Белозерский монастырь, в рамках которых осуществляется доставка (чаще всего из Москвы), обеспечивается размещение на территории и некоторая программа пребывания.
Что посмотреть
Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь, фото которого поражают суровой красотой и мощью, предлагает к осмотру не только многочисленные храмовые сооружения, но и богатую коллекцию живописи местных художников, собрание народных тканей и этнографического материала. Здесь регулярно проводятся различные интереснейшие выставки. Но главное достояние – это иконы Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь собрана отличная коллекция иконописи Древней Руси.
Где остановиться
Итак, вы решили отправиться в «Кирилло-Белозерский монастырь». Контакты для посетителей: Вологодская область, г. Кириллов, территория музея-заповедника. Телефон для заказа экскурсий: +7- 81757-3-14-79. Стоимость общего билета для взрослого составляет 500 рублей, для детей и инвалидов предусмотрены льготы.
Вы хотите увидеть Кирилло-Белозерский монастырь? Где остановиться, пока не решили? Можно сказать, что с размещением в Кириллове все хорошо. Здесь есть несколько гостиниц и гостевых домов. Для паломников размещение предлагается в помещениях монастыря, для желающих совместить полезное с приятным предусмотрено проживание на туристических базах в окружении прекрасной природы Севера.