Картины Филонова, биография художника

Выдающийся представитель русского авангарда Павел Николаевич Филонов с начала XX века стал известен как автор особой, аналитической живописи. Легендой стал его сильный характер, от которого произошла неколебимая убежденность художника в правоте своих открытий, его одержимость в работе и монашеское подвижничество в жизни.

Его творчество – неотъемлемая часть истории авангардистской живописи. При этом картины Филонова – явление удивительно самобытное, ставшее итогом теоретических разработок мастера, которые составили едва ли не важнейшую часть его наследия.

картины филонова

Начало

Будущий художник родился в 1883 году в бедной семье выходцев из рязанских крестьян, переехавших в поисках лучшей доли в Москву. Отец был кучером, мать – прачкой. Увлекшись рисованием, Павел скоро понял, что живопись будет делом всей его жизни.

После начального образования в приходской школе в Москве он окончил курсы в малярно-живописных мастерских в 1901 году уже в Петербурге. Туда, после того как они остались сиротами, он перебрался вслед за сестрой, вышедшей замуж.

филонов картины

Работа маляром, приносившая скромный доход, иногда позволяла получать некоторую живописную практику. Так, художник вспоминает об участии в росписи стен какой-то богатой квартиры и в реставрации живописных изображений на куполе Исаакиевского собора.

Параллельно с этими занятиями Филонов посещает рисовальные классы «Общества поощрения художеств» и пытается подготовиться к поступлению в Академию художеств. Первая попытка – в 1903 году - оказалась неудачной, и Филонов поступает в частную студию Дмитриева-Кавказского, чтобы продолжить художественное образование.

В 1908 году он становится вольнослушателем Академии, но через два года добровольно уходит, не найдя понимания у профессоров из-за слишком своеобразных взглядов на живопись.

Художник-исследователь

Аналитический подход к живописному изображению выражают уже самые ранние картины Филонова с названиями «Головы» (1910), «Мужчина и женщина» (1912), «Две женщины и всадники» (1912), «Восток и Запад» (1912). В них нет ещё характерного для мастера составления изображения из множества мерцающих ячеек, но это уже явно абстрактные произведения.

Здесь профессиональное мастерство служит для выражения идеи, лишь опосредовано связанной с объектами, которыми насыщена картина. В разной степени эти работы художника задают вопросы о современном ему обществе, потерявшем цели, и выражают беспомощность перед грядущими потрясениями.

павел филонов картины

Многозначность картины художника Филонова «Пир королей» (1912-1913) не дает покоя исследователям его творчества до сих пор. Пространство наполнено фигурами, имеющими явные библейские аллюзии, мифологическими символами наднационального масштаба.

Она полна загадочных намеков и таинственных ссылок. Её считают самой таинственной картиной мастера, при этом соглашаясь с её явными пророческими качествами. Разноплеменные цари и царицы, расположившиеся на тронах, составляют будоражащую композицию, созвучную общественным настроениям перед Первой мировой войной. Ритуальный пир королей Филонова вечен и актуален для любого времени.

Участник процесса

Рожденный в преддверии глобальных потрясений во всех сферах общественной жизни, Павел Филонов, картины которого отличают явная самобытность в форме и в смысловой устремленности, – часть всеобщего художественного процесса, и не только российского.

Он участвует в деятельности художественного объединения «Союз молодежи», позднее сотрудничает с поэтами-футуристами, в том числе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым. В дискуссии с кубистами он окончательно определяется с идейными построениями своего творческого мировоззрения – аналитического искусства.

художник филонов картины

В 1912 году Филонов предпринимает путешествие по Франции и Италии, передвигаясь, по его выражению, пешком и зарабатывая на жизнь в качестве чернорабочего. Он знакомится с наследием великих мастеров прошлого и с новомодными течениями бурно развивающейся художественной жизни Европы. Первые картины Пикассо и других кубистов он видит в самом центре авангардного искусства – в Париже - и составляет о них собственное мнение.

Теоретическое наследие Филонова

Склонность к постоянному и тщательному анализу – этим всегда отличался Филонов. Картины его - во многом производное такого анализа, а в истории искусства остались и теоретические работы мастера.

Так, в статье «Канон и закон» он выступает с резкой оценкой набиравшего победный ход кубизма и кубо-футуризма, а в манифесте «Сделанные картины» пытается сформулировать концепцию своего аналитического подхода к живописи.

картины художника филонова

Как писал в своих текстах художник Филонов, картины Пикассо и его последователей имеют тот же дефект одностороннего взгляда на действительность, что и классический реализм. Подлинной связи с природой вещей и внутреннего мира человека им не достичь из-за количественной ограниченности художественных средств и методов. Их возможности по сравнению с неисчерпаемым многообразием свойств природы и мышления мизерны.

Для более точного взаимодействия с природой необходимы новые подходы, подразумевающие применение всего духовного арсенала человека-творца. Цель – создавать картины и рисунки при помощи упорной и могучей работы человека, работы над каждой частицей, каждым атомом.

Свобода и многообразие

Основополагающие для творчества художника, картины Филонова-абстракциониста обладают еще большей значительностью, когда становится понятен уровень его профессионального мастерства. В наследии мастера есть и портреты, написанные им в традиционной, классической манере. В основном на них изображены его сестры и близкие им люди.

картины филонова с названиями

Осенью 1916 года Филонов попадает на войну – Павел Николаевич мобилизован и отправлен рядовым на русско-румынский фронт. Он пробыл там до 1918 года, когда после ликвидации фронта художник возвращается в Петроград уже при новой власти и активно включается в работу.

Тема мировой войны прослеживается исследователями только в работах, созданных до мобилизации, а после его возвращения с фронта картины Филонова наполняются совсем другим содержанием, хотя в них и присутствуют иногда постапокалиптические мотивы.

Борьба за новое искусство

Как и другие лидеры русского авангарда, Филонов ожидает от постреволюционного времени воплощения своих надежд на рождение нового искусства, не связанного никакими условностями. Он участвует в создании Института художественной культуры (Инхук), а став профессором Академии художеств, пытается провести её реорганизацию с позиций нового времени. Главным же его делом, кроме напряженной и упорной работы в мастерской, становится «Школа аналитического искусства», основанная им в 1925 году.

Учениками Филонова были около сотни молодых живописцев, разделявших его взгляды, изложенные в «Декларации мирового расцвета» (1923) – главном теоретическом труде мастера. В нем он провозглашает существование огромного мира явлений, которые не может обнаружить «глаз видящий», но которые доступны для «глаза знающего». Современный художник должен отражать эту другую реальность, представляя её в виде формы, им изобретаемой.

Многие ученики не могли избежать влияния энергии, которую излучали картины Филонова, и впадали в чистое подражание, но были и те, для кого идеи мастера становились мощным подспорьем для собственных творческих устремлений.

Живописные формулы

Филонов в 1927 году вместе с учениками оформляет интерьеры Дома печати, создаёт декорации и художественное оформление постановки гоголевского «Ревизора», работает над изданием книги «Калевала» и т.д.

Но основной составляющей жизни художника оставалась упорная работа над новыми картинами. Его приверженность своим идеям и самоотречение в работе одних восхищали, а других, как водится в творческой среде, раздражали.

художник павел филонов картины

Среди наиболее значительных работ, созданных в 20-30-е годы, множество картин, названных формулами: «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Формула весны» (1927), «Формула империализма» (1925) и т.д. Это было еще одним подтверждением верности идеям аналитической живописи, которую до конца своих дней сохранял художник Филонов.

Картины «Нарвские ворота» (1929), «Животные» (1930), «Лики» (1940) – это отображение того мира, который способен увидеть только подготовленный глаз настоящего художника.

«Филоновщина»

В пробах художника создать реальность, существующую отдельно от суровой действительности, официальная критика и идеологические органы того времени видели в лучшем случае попытку бегства с фронтов борьбы за светлое будущее, а в худшем – поползновение на подрыв единства армии и строителей коммунизма. И постепенно художник Павел Филонов, картины которого были так мало похожи на образцы соцреализма, становится изгоем.

Чтобы подтвердить верность идеям пролетарской революции, он пишет несколько картин на "правильные" сюжеты: «Рабочие рекордсмены на фабрике "Красная заря"» (1931), «Тракторный цех» (1931), но это не помогает – его лишают средств к существованию, подвергают травле и изоляции.

Судьбу мастера можно называть трагической (он погиб от истощения в первый же блокадный месяц, 3 декабря 1941 года), если не вспоминать о великой посмертной славе, пришедшей к нему в более щадящие времена. Сегодня его работы ценятся на уровне величайших мировых шедевров, а имя однозначно причисляется к самым значительным в истории живописного искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.