Древний символ огня: описание, особенности и история культуры

Символ огня вошел в обиход людей еще в те давние времена, когда они только научились его добывать или же хранили угли, появившиеся от пожара, спровоцированного ударом молнии. В любом случае человек понял полезные функции этого блага очень давно и всячески пытался приспособить его под свои нужды.

Первые упоминания

Еще со времен палеолита к нам дошли археологические находки, на которых можно найти символ огня, изображающий и небесный свет, в виде молнии, и земной, добываемый вручную. Исследуя находки историков, можно понять, что люди верили в то, что яркая искра снисходит из гущи облаков.

символ огня

На основе данной точки зрения создавались поверья и культы. Тем более была почитаема эта стихия, ведь с ее помощью первобытным добытчикам проще удавалось осуществлять охоту. Это был действенный инструмент при противостоянии хищникам.

Историки считают, что символ стихии огня впервые появился среди аборигенов, проживавших на территории Австралии. Считалось, что ранее этой могущественной силой владели животные, а потом она перешла к человеку. Тут впервые просматривается мотив похищения, который в дальнейшем можно встретить в мифе о Прометее.

Если разобраться в поверьях индейцев, населявших Северную Америку, можно найти схожие мотивы. Здесь также имеется культурный герой, дарующий людям тепло и свет. Но символ огня во всех этих историях не одушевляется, а приравнивается к вещи, которую может перемещать спаситель. Это можно объяснить тем, что в то время, главным образом, люди промышляли охотой, так что захват благ был вполне привычным делом.

Присвоение сил божеству

Когда же наступил период оседлости, появились персонифицированные образы, изображавшие древний символ огня. Как правило, это было создание женского пола. В его честь создавали скульптуры в эпоху палеолита, вырезанные из кости или же камня. Половой признак подчеркивался довольно явно и в большинстве случаев фигуры были обнаженными.

Во время неолита и мезолита эти произведения зодчества становятся более схематичными, однако все равно прослеживается близкое отношение матери, хозяйки дома к поддержанию тепла. В то время, как мужчины отправлялись на охоту, представительницы прекрасного пола следили за очагом.

Привычка отождествлять символ огня с женщиной и домашним хозяйством во многом дошла и до наших дней. За многие столетия успели сложиться суеверия и запреты. Например, в пламя нельзя плевать или бросать мусор, потому что с данной стихией связывали очищение, изгнание паразитов, оказание медицинской помощи.

Золой прижигали раны. Окуривали помещения, освящали лекарственные средства. У славян пламя также связывали с благополучием семьи и здоровьем всего рода.

символ огня в искусстве

Связь с небесным светилом

Интересно также, как соотносятся символы огня и солнца. Их нельзя назвать идентичными - сближение произошло на основе возрастания количества обрядов и культов, направленных на успешную обработку земли и получение хорошего урожая. Идеология и символика огненной стихии переплеталась у многих восточных и античных народов.

Так, одним из ведических божеств является Агни, о котором можно узнать из мифологии. Он олицетворяет жертвенное пламя, долетающее до небес во время приношения. В своем пантеоне Агни находится на втором месте, о нем создано более двухсот гимнов, прославляющих силу и мощь божества.

А в Иране подобное место занимает Атар, в честь которого построили огромное количество храмов. В Древней Греции прославляли Гестию, которая исполняет функции хранительницы очага. В Риме это Веста. Буйствующую и разрушительную силу олицетворяет Арес, а также Гефест. Кроме того, римляне поклонялись Вулкану.

символ стихии огня

Интерпретация в творчестве

Довольно широко используется символ огня в искусстве. Экспрессивные горячие тона можно найти в картинах Ван Гога, который отлично умел оперировать цветом. На его полотнах изображено то, как искрится прекрасный свет солнца.

Чтобы найти наилучшее освещение, художник переезжал в южную часть Франции, где запечатлел подсолнухи, издавна ассоциировавшиеся с небесным светилом и огнем. Также вдохновиться данной стихией можно, взглянув на труды многих иных выдающихся творцов. Она ассоциируется в умах людей с Духом и Богом и является антиподом воды.

Пламя по своей природе очень мистично и загадочно, оно может как согревать, так и ранить, из него рождается все сущее, однако, оно же отождествляется с окончанием жизни и вечными муками в аду. Тесно связаны с огнем картины Шклярского и многих прославившихся классиков изобразительного искусства. В наши дни проводятся тематические выставки, посвященные огненной сущности. Глядя на масляный холст, кажется, будто изображенные на нем языки пламени и искры движутся.

символы огня и солнца

Награда и тяжкий крест

Также названная стихия рассматривается как способ испытания человека. В христианстве много мотивов, в которых ею испытывают мучеников или же сжигают их кости после смерти, с целью очищения.

В древнегреческой мифологии Геркулес надел пылающую одежду и этим продемонстрировал свою нечеловеческую силу. Можно встретить информацию о персонажах, которых приковывали к горячему колесу.

Отдельное место занимает библейский миф о Содоме и Гоморре, когда Господь очистил греховную территорию, ниспослав на нее праведный гнев. Также в церковной традиции считается, что после того, как душа проходит Чистилище, ангелы выносят ее из языков пламени в Рай.

Внутренний свет и уничтожение

Если обратиться к психологии, можно обнаружить, что с помощью данного символа часто обозначают двойственную природу человеческой психики. С одной стороны это тепло, уют, свет, материальные удобства и блага, а с другой – процессы разрушения, желание уничтожить уже созданные вещи и сотворить новые.

Часто с внутренним огнем отождествляют затаенные страсти в душе человека, которые не видны окружающим, но, наконец, вырываются наружу, подобно порыву вулканической лавы. Яркая искра есть в каждом разуме, другое дело – научиться использовать ее во благо, направлять эту энергию на конструктивные и полезные достижения, ведь большое скопление таких сил может как стать сподвижником чего-то великого, так привести к краху и разрушению.

древний символ огня

В седой древности человек научился управлять внешним огнем. Задача каждой личности состоит в том, чтобы укротить и свое внутренне пламя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.