Сильвестр Щедрин стоял у истоков русского романтического пейзажа. Несмотря на то что жизнь его была недолгой, он оставил после себя множество прекрасных работ. Самый известный цикл художника – «Новый Рим. Замок святого Ангела». Благодаря работам Щедрина, пейзаж в России выходит на новый уровень и начинает котироваться как самостоятельный жанр.
Молодость в России
Зимним морозным днем в старинной дворянской семье родился Сильвестр Щедрин. Биография художника в основном связана с Италией, здесь он создал свои лучшие полотна. В России прошла только молодость живописца. Несмотря на годы, проведенные за границей, художник всегда чувствовал себя русским человеком и живо интересовался судьбой родины. Он появился на свет в феврале 1791 года в семье ректора Академии художеств, Феодосия Федоровича Щедрина. Дядя, Семен Федорович, был профессором Академии и вел свой класс. Стоит ли говорить, что с такими одаренными родственниками судьба мальчика была предрешена.
В 9 лет Щедрин стал воспитанником Академии. Когда пришло время выбрать специализацию, он собирался поступить в класс своего дяди, специализирующегося на сентиментальном пейзаже. Но Семен Федорович неожиданно умирает, и юноша выбирает в наставники профессора Михаила Иванова.
1808 год принес студенту первую, малую серебряную медаль за рисование с натуры. В следующем году за успехи в живописи его наградили уже малой золотой. А в 1812 году Щедрин окончил Академию с присуждением большой золотой медали за полотно «Вид с Петровского острова». Такая награда давала выпускнику право на поездку в Италию для знакомства с богатой натурой и шедеврами классического искусства, так называемого «пенсионерства». Но из-за войны с Наполеоном путешествие пришлось отложить. Только в 1818 году художнику, наконец, удалось выехать в Италию. В Россию он больше не вернется.
Италия
В 27 лет Щедрин попадает в Рим. Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. После строгого холодного Петербурга с вечными дождями солнечная итальянская природа показалась художнику земным раем. Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом. Художник не просто пишет, он наслаждается живописными видами зеленых долин и лазурного моря. Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин. Картины художника хотят приобрести не только русские, но и искушенные местные коллекционеры.
После Рима Щедрин отправился в Неаполь. Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно. Живописец вновь поселился в Риме. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим. Замок святого Ангела». В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину. Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Вновь художник переселяется в Неаполь. В городе он проводит зимы, а в теплое время путешествует по маленьким приморским городам, делая натурные зарисовки.
Неизвестно, планировал ли Щедрин вернуться в Россию. Из переписки видно, что судьба Родины и отечественного искусства сильно волновала его, хотя и оставлять Италию он не спешил. Так или иначе, возвратиться ему было не суждено. Художника подкосила тяжелая болезнь, от которой не помогли ни дорогостоящее лечение на курортах, ни шарлатанские снадобья. Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в возрасте 39 лет, в ноябре 1830 года.
Творчество
Становление пейзажа как такового, и романтического в частности, связано в России с именами Щедрина и Айвазовского. До этих мастеров изображение природы считалось изящным салонным жанром и не имело большого веса. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам. Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий. Романтическому пейзажу предшествовал сентиментальный, как правило, изображавший умиротворенные пасторали или ностальгические виды загородных усадеб. Романтизм очеловечивал природу, теперь она становится действующим лицом на картине, выражает мысли художника. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. Его живописные солнечные долины и морские виды в лунном освещении относятся к романтическому жанру.
Многие работы художника так и не попали в Россию, разойдясь по частным итальянским коллекциям. Известно и учтено далеко не все наследие живописца. В Петербургском Русском музее можно увидеть «Вид Амальфи близ Неаполя», «Вид Колизея в Риме», «Водопад в Тиволи близ Рима». В Третьяковской галерее находятся «Лунная ночь в Неаполе», «Грот Матроманио», «Большая гавань на острове Капри», «Малая гавань в Сорренто». Некоторые работы хранятся в областных музеях, например «Вид на Неаполь с дороги Позилиппо» или «Грот с видом на Везувий».
Замок святого Ангела
«Замок святого Ангела» (1823–1825) - самый известный сюжет Щедрина. Строго говоря, это была не картина, а целый цикл из восьми полотен под общим названием. Первая работа имела такой ошеломительный успех, что по многочисленным просьбам Щедрин сделал еще несколько повторений, варьируя освещенность и время суток. Одна из работ находится в Третьяковской галерее.
На холсте художник изобразил набережную Тибра неподалеку от дома, где проживал он сам. Задний план отдан «старому» Риму. Здесь можно увидеть замок и собор, теряющийся в воздушной дымке. На переднем плане – старенькие жилые дома, набережная и рыбацкие лодки. Особую достоверность придают работе тщательно выписанные фигурки бедных рыбаков. Картина живет и дышит. Щедрин подчеркивает контрасты: на полотне соседствуют роскошное римское прошлое и не самое парадное настоящее.
"Веранда, увитая виноградом"
Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. Сам он называл его «Перголата». Пергола по-итальянски – веранда или аллея под крышей, покрытая вьющейся зеленью. В этих картинах художник экспериментировал с правдоподобной передачей световоздушного пространства, добиваясь живости полотна. Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828). Жаркий итальянский полдень. Группа людей остановилась отдохнуть в прохладе террасы. Мы не знаем, семья это или случайные попутчики. Видно, что они устали от изнуряющего зноя. Люди здесь не просто статисты, каждая фигура выразительна и неслучайна. Они находятся в единении с природой и дополняют ее, без них картина выглядела бы незавершенной. Благодатная тень чередуется с золотистыми солнечными квадратами, на втором плане синеет море. Глядя на картину, зритель сам попадает в это жаркое итальянское лето.
"Неаполь в лунную ночь"
В последний период жизни Сильвестр Щедрин увлекся морскими пейзажами с драматичным освещением. Он написал несколько ночных сюжетов, изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). Картину можно условно разделить на три части. Справа темное море с силуэтами лодок. Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. Венчает картину романтическое небо, затянутое тучами, где в просвете между облаками выглядывает ночное светило. На этом холсте художник решает сложную задачу: объединить в одной композиции холодный лунный свет и теплое пламя пылающего костра.
Исследователи творчества Щедрина говорят о том, что его поздние работы значительно уступают более ранним солнечным пейзажам в гармоничности и целостности.