У каждой компании, ведущей коммерческую деятельность, есть такой ценный инструмент, как репутация. Как в мире простых человеческих отношений, в сфере бизнеса эта категория носит двойную природу: с одной стороны, она может стать отличной возможностью наладить какие-то новые взаимоотношения, привлечь новых контрагентов, извлечь определенную выгоду; с другой же - при плохой репутации, - компания может попросту не иметь возможности начать деловое сотрудничество с кем-либо.
Ввиду того что репутация - явление не постоянное, и в ходе деятельности любого субъекта хозяйственной деятельности она может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, компания должна постоянно заботиться о ней.
С одной стороны, такой “заботой” можно назвать меры по постоянному ее улучшению, по развитию положительного отношения других компаний и общественности к этому субъекту хозяйственной деятельности. С другой же, это может быть управление рисками, существующими для каждой конкретной компании.
В этой статье мы будем рассматривать то, каким оно должно быть в идеале, как можно уберечь свою компанию от потери репутации и как вообще с этим справляются другие игроки на рынке.
Определение репутации
Начнем мы, пожалуй, с общего определения такой категории, как “репутация”. Ведь, как уже отмечалось выше, из реальной жизни мы знаем, что под этим термином подразумевают отношение других людей к одному конкретному человеку, которому принадлежит эта репутация. По сути, это тот набор качеств, которыми наделяют того, о чьей репутации идет речь.
В мире деловых отношений все происходит довольно схожим образом. Если одна бизнес-структура желает начать взаимоотношения с другой, в первую очередь на что она будет ориентироваться, так это на имидж компании (то есть на то, как ее видят другие участники рынка, в частности, те, кто уже имеет опыт сотрудничества с ней).
Ну и, разумеется, в зависимости от того, какой репутацией обладает компания, ее бизнес будет развиваться или, напротив, приходить в упадок. Именно это и является столь важным в случае, если идет речь об отношении к субъекту хозяйственной деятельности.
Репутационные риски
Угрозы, которые представляют собой вероятность нанести ущерб имиджу компании, отношению к ней других субъектов деятельности, называются, соответственно, “риски репутационные”. Если правильно подойти к их определению и своевременно выявить, где они могут таиться и какую конкретно угрозу представляют компании, можно предотвратить массу негативных последствий для бизнеса в целом.
Это задача риск-менеджеров, работающих в данной сфере бизнеса. Они занимаются управлением рисков, сохраняя имидж компании от каких-либо угроз. В свою очередь, правильный подход в данном вопросе позволяет вести бизнес, развивать его и всячески улучшать компании свои финансовые показатели.
Виды рисков
Опять же, поскольку в нашем понимании имидж компании - это нечто абстрактное, не всегда можно понять, в чем же проявляются упомянутые выше риски. Как их можно измерить, оценить, что нужно сделать для того, чтобы понять, где они проявляются и, конечно же, как уберечься от них?
В свою очередь, мы понимаем, как выглядят финансовые риски. Это, по существу своему, возможность понести денежные потери в той или иной форме. Там, где бизнес может лишиться своих вложений, есть явные финансовые риски. Уберечься от них означает не делать такие инвестиции, воздержаться от них, здраво оценивая соотношение своих шансов получить прибыль и потерять все.
По схожему принципу работают и риски репутационные. Компания может получить негативное отношение со стороны тех, с кем она поддерживает деловые связи, а также со стороны общества - людей, которые являются прямыми потребителями ее продукции или услуг. Только для того, чтобы понимать более конкретно, в чем могут проявляться риски репутационные, можно условно поделить их на три категории. Подробнее о них читайте в следующих разделах.
Корпоративные риски
Наиболее распространенной группой угроз, целью которых является репутация компании, являются корпоративные риски. Они относятся к деятельности конкретного субъекта предпринимательства и при этом могут выражаться в совершенно разных моментах в ее работе. Сфера производства, продаж, управления компанией и многие другие, все они могут быть подвержены к корпоративным репутационным рискам. По этой причине, каждый риск-менеджер должен позаботиться о том, чтобы каждая из этих категорий была защищена. Как это выражается на практике? Очень просто: каждый из нас сталкивался с примерами таких мер против корпоративных рисков в обычной жизни.
Например, защита репутации конкретной компании будет выражаться в том, что последняя ведет экологически чистое производство, ведет социально значимую деятельность, инициирует различные мероприятия, связанные с благотворительностью и так далее. То есть имидж такой компании строится на том, что она положительно оказывает влияние на те или иные сферы жизни, правильно организуя свои внутренние процессы.
Глобальные риски
Другая категория факторов, которые образуют репутационные риски компании, носит более глобальный характер. В частности, это те факторы, которые представляют угрозу целой сфере производства. Например, они имеют место в том случае, когда общественность предосудительно относится, например, к целому ряду предприятий по той причине, что они, напротив, негативно влияют на какие-то сферы жизни человечества. Только для того, чтобы имели место именно “риски”, необходимо, чтобы факторы, негативно влияющие на имидж целой индустрии, выявились внезапно. Это означало бы, что такие риски репутационные оправдались и предприятия, которые не позаботились о них, понесли серьезный ущерб.
Локальные риски
Наконец, третий вид факторов, которые могут негативно сказываться на оценке компании другими субъектами хозяйственной деятельности или потребителями услуг и товаров, - это риски, которые относятся к какой-то части компании. Ярчайшим примером такого явления могут стать, например, качества топ-менеджеров компании или ее руководства, которые были замечены в каких-то отрицательных (с точки зрения общественности) историях. Или же такие риски могут проявиться в том случае, если руководители предприятия начали осуществлять неправильные (и, может быть, даже предосудительные) с точки зрения других людей массовые увольнения сотрудников, урезания зарплаты и прочее.
Именно поэтому каждый руководитель старается работать над тем, чтобы создать благоприятное для себя (и, следовательно, для компании) отношение к сотрудникам, вводя различные поощрения, повышения оплаты труда и делая прочие подобные шаги. Мало того, что это все мотивирует работников, такие действия также упреждают и риски репутационные, которые могли бы нанести вред бизнесу.
Приоритетность рисков
На самом деле каждый риск-менеджер, который адекватно оценивает ситуацию на рынке, может (и должен) четко определить, какие из рисков являются приоритетными. Приведем простой пример. С одной стороны, компания занимается выпуском продукции, которая имеет вредные для здоровья добавки; с другой - собирается провести массовые увольнения. С точки зрения потребителя, разумеется, более важным является качество продукта и его влияние на человеческий организм. Ведь если будет обнародована информация о вредности продукции, продажи могут упасть существенно. С другой стороны, риск-менеджер понимает, что вероятность выявления факта “вредности” продукции минимальна, тогда как об увольнениях узнают сразу.
В таком случае, на краткосрочную перспективу компания должна думать о том, как справиться с риском потери имиджа в результате увольнений, а на долгосрочную - “обелиться” в глазах покупателя и убедить его, что наличие в составе продуктов, которые несут вред для здоровья, - это не так уж и страшно. Яркий пример, кстати, успешных “кейсов” в этом направлении - это крупнейшие мегакорпорации McDonald’s и CocaCola. Все мы знаем, что еда в “Маке”, как и “Кола”, несут серьезный вред. Тем не менее мы продолжаем покупать и то и другое.
Правильно расставленная приоритетность рисков определяет, насколько успешно компания справится с ними и, таким образом, сохранит свой имидж. Это и есть то, что называется “управление репутационными рисками” и грамотное их избегание.
Репутация в глазах контрагентов
Важно понимать также и то, что репутация компании в понимании других бизнес-структур и в глазах клиента - это далеко не одно и то же. Ведь она отображает эту компанию с разных точек зрения. Как меняется репутация компании в случае, если посмотреть на нее “глазами бизнеса” и “глазами клиента”, понять очень просто. В первом случае ключевой является честность компании, ее отношение к партнерам, распределение ролей в бизнесе, выполнение своих обязательств, его своевременность.
Репутация в глазах клиента
Что касается того, как выглядит субъект хозяйственной деятельности в глазах клиента, - лучше всего об этом говорит успешность компании в той сфере, в которой она работает. Так, если это крупное предприятие или известный бренд, очевидно, что его услуги/продукция востребованы и пользуются большим спросом на рынке. Если у субъекта запятнанная репутация, соответственно, со сбытом продукции у него могут возникнуть проблемы. В таком случае, имеет место недоработка со стороны риск-менеджеров специалистов, трудящихся над пиаром компании.
Имидж предприятий
Еще один важный момент, который хотелось бы подчеркнуть в рамках данной статьи, - это специфика деятельности компании или предприятия. Очевидно, что существует большая разница между тем, как влияет запятнанная репутация какого-нибудь промышленного гиганта на его работу и, скажем, имидж местного продуктового магазина. В первом случае, предприятию вряд ли что-нибудь угрожает, поскольку оно занимается выпуском товара одного назначения. Подобных примеров достаточно много: крупные заводы и фабрики часто имеют не слишком завидный имидж в глазах общественности.
Другое дело - это деловая репутация юридического лица, предоставляющего прямые услуги. Здесь роль мнения других людей существенно возрастает, и последнее начинает еще сильнее влиять на весь бизнес. Если в местной газете напишут, что в небольшом магазине продаются несвежие молочные продукты, продавать их здесь будет в разы сложнее.
Банковская репутация
Совершенно другое дело - это репутационные риски банка. Поскольку финансовые организации имеют свою, особую структуру рынка, здесь необходимо особое доверие людей (в частности, если речь идет о вкладчиках). Человек должен быть готовым предоставить свои деньги в качестве депозитного вклада, поэтому, в данном случае, имидж банка должен быть выше всего. Если только появится информация о проблемах с выплатами или о смене руководства того или иного банковского учреждения, вкладчики могут стараться забрать свои деньги из этого банка как можно быстрее, что, опять же, негативно скажется на всей его деятельности.
“Не потерять лицо”
Главная задача каждого риск-менеджера состоит в том, чтобы была надлежащим образом выполнена оценка репутационного риска. Это, в первую очередь, те факторы, которые могут негативно отобразиться на имидже структуры, “уронить его” в глазах клиентов и других компаний. Чтобы этого не произошло, нужно не только стараться “не потерять репутацию”, но и постоянно улучшать ее, выводить на новый уровень. Для этого крупнейшие компании создают специальные фонды, проводят массу мероприятий, обращаются к разным инструментам, дабы только репутация компании улучшалась и “очищалась”.
Восстановление репутации
Наконец, если произошел какой-нибудь скандал или была обнародована нежелательная информация, имидж организации может быть спасен. Будь то деловая репутация юридического лица или мнение клиента, - все это можно исправить, если избрать правильную стратегию для поведения в будущем. Часто руководители бизнеса, чья репутация пострадала в результате тех или иных информационных скандалов, каких-то неприятных для общества ситуаций и тому подобного, первым делом, приносят извинения и показывают, что полностью участвуют в данном процессе, понимают, насколько это важно. Далее начинаются компенсационные меры и так далее. Однако это - другой разговор, не относящийся к предмету статьи.