Ансель Адамс - это имя, которое известно любителям художественной фотографии во всем мире. Калифорнийский фотограф, практически ровесник века, родившийся в 1902 году и проживший долгую насыщенную творчеством жизнь, Адамс запечатлевал на пленке все, что привлекало его взгляд.
Портреты современников и грандиозные архитектурные сооружения, застывшие городские пейзажи индустриальной Америки и, конечно, живую природу. Именно пейзажные снимки, выполненные практически всегда в монохроме, позволили войти в историю имени Ансель Адамс.
Биография фотохудожника берет свое начало в Калифорнии, где в начале 20 века он появился на свет в довольной богатой семье, уже оставившей надежды на появление наследника. Родители, наследники лесопромышленного бизнеса, начало которому положил еще прадед Анселя, не чаяли в сыне души, но воспитывали его скромно, с любовью к окружающему миру и родной природе.
Ранние годы
Будучи поздним и любимым ребенком, будущий гений фотографии рос болезненным, от чего был неспособен к спортивным достижениям и, редко посещая школу, с трудом заводил друзей, предпочитая им одиночество. В возрасте 4-х лет он сломал нос и, начав стесняться своего лица, стал еще более застенчивым. Не облегчала маленькому Анселю жизнь и неспособность научиться хорошо читать и писать из-за дислексии.
В конце концов, отец с матерью приняли решение учить его дома и забрали из школы, что повлияло на всю его дальнейшую жизнь, неразрывно связанную с величественной природой Америки. Отец подолгу гулял с ребенком, прививая ему любовь к животным, насекомым и растениям.
Первые шаги в професии
Когда мальчику исполнилось 14 лет, семья отвезла егов Йосемитский национальный парк. На прогулку он взял с собой подаренный отцом фотоаппарат, а после начал увлекаться съемками всерьез, посещая выставки, выписывая журналы и вступив в клуб любителей фотографии. Этот момент можно считать началом его жизни как фотографа. Очарование природы настолько поразило Анселя, что всю свою дальнейшую жизнь он каждый год приезжал в парк с камерой и штативом, делая все новые и новые снимки.
За год до совершеннолетия Ансель Адамс стал участником клуба Сьерра, чья деятельность заключалась в защите природных памятников и борьбе за сохранение окружающей среды. Клуб станет его домом на долгие годы. В его стенах он обретет единомышленников и встретит будущую супругу Вирджинию, будет участвовать в покорении гор Сьерра Невада, а позднее сам станет директором.
Творческие метания и первые успехи
Творческая натура взрослеющего юноши не могла остановиться на чем-то одном, и вскоре он начал заниматься музыкой, учась играть на пианино и знакомясь со многими деятелями искусства. Несмотря на новое увлечение, Ансель не забыл о фотографии: в холодное время года он полностью отдавался музыке, а три летних месяца проводил в фотопоходах. Его работы начали публиковать, но мечта о карьере музыканта не оставляла Анселя.
В 25 лет Ансель Адамс создал свое первое портфолио, которым по праву гордился и которое обрело заслуженный успех. Его оценили в 4000 долларов. Бизнесмены, богачи и знаменитости стали постоянными заказчиками его снимков. Он развивался как фотограф, экспериментировал с различными художественными стилями, остановился на реализме, который стал визитной карточкой его работ.
Женившись, Ансель вместе с супругой создал в студии ее отца галерею, которая станет известнейшей в мире. Тогда же он понял, что великим музыкантом уже не будет, и полностью отдался фотосъемкам, проводя за объективом все больше времени, а вскоре провел первую выставку.
Защитник природы и мастер фотосъемки
Три четверти жизни посвятил Ансель Адамс фотографии. Не достигнув и 40 лет, он начал пользоваться уважением у известных и именитых коллег, а также создал свою знаменитую «Зонную теорию», в которой говорил о том, как можно воспроизвести тона на монохромном снимке. Теория навсегда запечатлила его имя: и сегодня профессиональные фотографы пользуются ей для расчета экспозиции.
Консультант «Полариод» и «Хассельбанд», автор десятков книг по фотоискусству, член Академии наук Америки, основавший первый в Штатах факультет искусства фотографии и журнал «Апертура», дважды стипендиат фонда Гуггенхайма, в чью честь была названа одна из гор в Сьерра Невада – все это Ансель Адамс.
Цитаты мастера, создавшего более десяти тысяч фотографий, отличавшихся безупречной техникой и незабываемой композицией, помогают понять, каким был этот неординарный человек, посвятивший себя творчеству и служению природе.
Слова гения о деле всей жизни
«Иногда я оказываюсь в таких прекрасных местах, где Бог только и ждет, чтобы я нажал на спуск фотокамеры».
«В любой фотографии присутствует всегда двое – это зритель и фотограф».
«Настоящая фотография не требует пояснений и ее нет необходимости выражать словами».
«Не существует правил съемки - есть только хорошие кадры».