Говорят, что по-настоящему гениальные произведения с годами не теряют своей актуальности. Это касается многого: картин, книг, песен и даже кинолент. Почти восемьдесят лет прошло с тех пор, как снял свою первую кинокартину великий советский сказочник Роу Александр Артурович. И хотя за все это время подросло уже несколько поколений зрителей, все они продолжают также любить добрые фильмы-сказки, снятые им.
Родители режиссера
Как это парадоксально ни звучит, но родителями великого советского режиссера, сумевшего оживить на экране старинные славянские сказки, были иностранцы. Отцом сказочника был ирландский инженер, присланный на работу в Российскую империю, Артур Говард Роу. Здесь он познакомился с красавицей-гречанкой из местной диаспоры, и вскоре влюбленные поженились. От этого брака весной 1906 года родился сын - Роу Александр Артурович.
Семья будущего режиссера, к сожалению, оказалась некрепкой. Когда мальчику едва успело исполниться восемь лет (по другим данным, десять), отец оставил супругу и сына и вернулся в Ирландию. С тех пор на плечи его юного Сашеньки легла забота о матери, здоровье которой не позволяло ей работать.
Александр Роу: ранние годы
Чтобы прокормить себя и мать, юный Роу брался за любую работу. Поначалу он был помощником священнослужителя, позже стал торговать всякой мелочью, от зелени до гребней и иголок. Однако мать Сашеньки, видя ум и напористость своего сына, понимала, что он способен на большее. Поэтому она приложила все усилия к тому, чтобы после семилетки Роу поступил в местный техникум.
Некоторые биографы утверждают, что Александра Роу привлекала карьера священнослужителя. Другие полагают, что он планировал пойти работать по специальности, полученной в своем торгово-экономическом техникуме. Несмотря на эти разногласия, сходятся биографы в одном: все планы Роу перевернул агиттеатр «Синяя блуза», куда парень устроился подрабатывать во время учебы.
Попав в мир театра, Роу Александр Артурович был в буквальном смысле околдован им. Так что будущий режиссер незамедлительно забрал свои документы из техникума и перевелся в школу для кинематографистов имени Бориса Чайковского.
В киношколе будущий режиссер учился до 1930-го. Следующие четыре года он продолжал получать образование в драматическом техникуме имени Ермоловой.
Первые работы в кино
Параллельно с учебой в драматическом техникуме Роу приступил к работе ассистента режиссера Якова Протазанова на киностудии «Межрабпомфильм» (сейчас киностудия Горького). С 1937 года сам начинает работать в качестве режиссера на этой же киностудии. И через год снимает свою первую картину – сказку «По щучьему веленью».
Снимая подобный фильм, Роу Александр Артурович очень рисковал, ведь до него никем ничего подобного не делалось. Раньше было принято экранизировать сказки с помощью мультипликации. Однако его первенец - киносказка «По щучьему веленью» - понравился абсолютно всем. И дети, и взрослые с удовольствием по несколько раз ходили смотреть чудесный фильм.
А тем временем режиссеру была уже заказана новая кинокартина, которая должна была рассказать зрителям об извечной борьбе зла с добром и о любви к родной земле. Так появилась задумка новой киносказки «Василиса Прекрасная», которая вышла в 1939-м и снова стала своеобразным хитом того времени. С тех пор Роу стал специализироваться на сказочной тематике в кино.
Роу Александр Артурович: фильмография избранная
Всего за годы работы Александр Роу снял целых шестнадцать кинокартин. Семнадцатую - «Финист — Ясный Сокол» - сняли уже после его кончины по сценарию его сочинения.
Наиболее известные работы режиссера по имени Роу Александр Артурович - это кинокартины «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и, конечно же, самый известный кинофильм Роу, любимый не только в СССР, но и во всем мире, – «Морозко».
Малоизвестный факт, но среди режиссерских работ Александра Артуровича есть и документальные фильмы («Артек» и «Крым»), а также фильм-балет, снятый совместно с Ростиславом Захаровым, - «Хрустальный башмачок».
Отношения Роу и его актеров
Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения великого сказочника и его «подмастерьев». Как вспоминают многие актеры, чужих на съемочной площадке режиссер Роу не любил. Поэтому предпочитал работать со своей командой. Многих актеров он снимал практически в каждой своей киносказке.
Самым любимым актером и другом Роу был Георгий Милляр, с которым режиссер познакомился еще во время съемок своей дебютной кинокартины. После этого Милляр стал практически визитной карточкой режиссера. Он играл у него и Бабу-Ягу, и Кощея, и черта, и прочую нечисть.
Некоторых своих звезд Роу открыл сам. К примеру, Алексея Катышева, исполнителя роли Васеньки («Огонь, вода и… медные трубы»), и Андрея, рыбацкого сына («Варвара-краса, длинная коса»). Как-то раз режиссер увидел молодого помощника звукооператора с изумительными глазами и доброй улыбкой. После этого он утвердил его на главную роль в своей новой киносказке, несмотря на то, что у парня не было ни соответствующего образования, ни опыта работы в кино.
Во время съемок Александр Роу никогда не приказывал актерам, как играть. Он просто ставил перед ними задачу: сыграйте то или другое. А как это сделать и какими приемами, оставалось на усмотрение самих актеров.
Смерть великого сказочника
В последние дни уходящего 1973 года великого метра советского кинематографа не стало. Он умер, так и не успев закончить работу над фильмом «Финист — Ясный Сокол». Остался только сценарий, по которому учеником Роу - Геннадием Васильевым - была снята кинолента, посвященная памяти его великого учителя.
Роу Александр Артурович: личная жизнь
Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее.
Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера - это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми.
Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер.
Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения.