Париж – прекраснейший из городов, в котором можно сутками бродить по улочкам и любоваться повсеместно встречающимися достопримечательностями, среди которых нередко бывают эстетически привлекательные архитектурные сооружения. Одной из них является триумфальная арка, но не та, что на площади Звезды (Этуаль). У нее есть «сестра». Это арка на площади Каррузель. О ней и пойдет речь.
Немного истории
Что объединяет «сестер», так это цель их возведения – прославление побед Наполеона. Их даже строить начали одновременно, в 1806, только главная арка была готова спустя 30 лет, а та, что на площади Каррузель, отпраздновала свое открытие в 1808 году, 15 августа.
Изначально планировалось, что монумент будет исполнять роль входных ворот во дворец Тюильри, но дом французских королей сгорел задолго до ее появления, в 1871 году. Отказаться от возведения монумента не стали, просто решили, что арка на площади Каррузель будет самостоятельным объектом.
Когда проводилась подготовка к исполнению проекта, а руины сгоревшего дворца уже были убраны, архитекторы обнаружили, что, благодаря уничтожению этого громадного дома, открылся прекрасный вид на Елисейские поля. Так что монумент получил возможность стать дополнительным украшением Парижа.
Расположение арки: где находится площадь Каррузель?
Располагается арка на площади Каррузель, а она, в свою очередь, находится в Первом округе Парижа. Является разделительным элементом между садом Тюильри и Лувром, если стать спиной к музею и пирамиде, можно будет увидеть знаменитую арку. Кстати, так была названа площадь, потому что ранее на этом месте проходили демонстрационные военные конные выездки (каррузели), которые основывал король Франции Людовик де Бурбон по случаю рождения своего сына.
Описание арки Каррузель и интересные подробности
Если посмотреть на фото Триумфальной арки Константина в Риме (312 год нашей эры), можно обнаружить большие сходства по структуре и пропорциям с парижской достопримечательностью. Также при ближайшем рассмотрении видны декоративные элементы коринфских колонн белого и красного мрамора. Грубо говоря, зодчие просто скопировали ее. И хотя уже прошло достаточно много времени, а данный объект считается достопримечательностью Парижа, многие так и не смогли понять, как можно установить подобное в самом центре французской столицы. Однако сейчас арка является неотъемлемой частью площади.
Но это еще полбеды. А вот то, что архитекторы даже не удосужились самостоятельно изготовить «верхушку» арки – это уже непростительно. Ранее венчала ее четверка коней, которую сняли с собора Святого Марка после падения Венецианской республики. Но когда Наполеон отрекся от престола, лошадей вернули «почти» владельцам (венецианцы сами их украли во время грабежа в Константинополе).
Оригинал вернулся в Венецию, а для второй парижской Триумфальной арки опять изготовили нечто похожее – усовершенствованную копию. Управляет повозкой символическая фигура Мира. От нее по бокам находятся статуи Победы. И прославляет скульптура уже не Наполеона, а Бурбонов, но существующие надписи в честь побед Бонапарта сохранились.
Дизайнерская составляющая проекта
Арка на площади Каррузель (фото в статье) состоит из одного большого и двух маленьких проемов по бокам. Центральная часть имеет высоту 19 м и ширину 23 м. Ее потолок длиной 6.4 м и растягивается на 2.7 м. Боковые арки меньше – 4.2 м.
Монумент также включает в себя 8 мраморных коринфских колонн, которые увенчаны статуями представителей армии Наполеона. Достопримечательность Парижа по бокам украшена барельефами. Первоначально их удаляли, в 1815 году, но спустя 15 лет восстановили, поэтому видеть их можно и сегодня.
Квадрига на вершине арки
Арка на площади Каррузель (Франция) имеет такой необычный объект, как квадрига. Про нее уже было достаточно написано выше, но не сказано главное – автором этого проекта, копии византийской скульптуры, является архитектор Франсуа-Жозефа Босио. Также интересно, что на вершине арки должна была стоять статуя императора. Работа над ней уже была практически завершена, но скульптуру все еще закрывало черное полотно.
Когда Наполеон спросил, как скоро французы и он сам смогут гордиться новым монументом, ему ответили, как только будет завершена статуя императора. Наполеон был очень зол. Ведь император, который полностью спонсировал проект и являлся заказчиком арки, посвящал ее армии. Таким образом Бонапарт хотел прославить своих подданных. Он приказал немедленно убрать свою статую, что рабочие и сделали. Но скульптурный Наполеон все равно нашел свое место – на вершине Аустерлицкой колонны на Вандомской площади.
Арка на площади Каррузель: архитектор
Точнее будет сказать, архитекторы, так как этим проектом занимались Пьер Фонтен и Шарль Персье. Пусть они создали творение, которое грубо называют плагиатом по-французски, но это были на самом деле талантливые люди. Даже их имена пишутся всегда рядом, так как архитекторы на славу работали вместе долгих два десятилетия и создавали такие шедевры, которые помогали Наполеону быть «отцом» великой империи.
Стоит отметить такую важную особенность: именно Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен являются «родителями» прекраснейшего, изумительного и поистине грандиозного стиля ампир. Его можно назвать натуральным или естественным, ведь создавалось такое помпезное искусство целенаправленно.
Арка на площади Каррузель, стиль которой (как несложно догадаться) ампир, является лучшим достижением архитекторов. Она наглядно показывает, насколько тщательную работу провели Фонтен и Персье, чтобы в мировом искусстве этот стиль был не просто направлением в дизайне интерьеров и экстерьеров, а имел четко сформированную эстетику.