Виталий Мельников - сценарист и режиссёр, обладатель премии "Ника" за вклад в развитие кинематографии

Его мало кто знает в лицо, но нет среди старшего поколения тех, кто бы не смотрел и не полюбил его фильмы, а ещё больше актёров, которым он открыл дорогу на большой экран. Это Михаил Кононов и Михаил Боярский, рано ушедшая Наталья Гундарева и Николай Караченцев. Авторитет его в кинематографических кругах столь велик, что артисты в его последней кинокартине «Поклонница» (2012) при отсутствии денежных средств работали в долг, проявляя творческий героизм.

Отметивший 1 мая 88-летие, сценарист и режиссёр Виталий Мельников в этом году получил премию «Ника» за вклад в развитие кинематографии, что является скорее исключением, чем правилом. Ибо у режиссёра нет романа с кинофестивалями, он не стремится к пиару и возвеличиванию собственной роли в успехе картины, но у него абсолютно точно есть народная любовь и признание зрителей.

виталий мельников

Сын врага народа

Трудно представить, как бы сложилась судьба Виталия Мельникова, если бы не Эйзенштейн, у которого сформировалась теория, что растить молодых режиссёров нужно с нуля. А тут в Москву из Сибири приехал поступать во ВГИК парнишка, весь опыт в кинематографе которого состоял лишь в том, что тот крутил фильмы в кинопередвижке. И этим он так идеально подходил под теорию, что оказался на курсе Михаила Ромма и Сергея Юткевича.

Зато жизненного опыта у парня было более чем достаточно. Рождённый в селе Мазаново на реке Иртыш (Амурская область) в семье учительницы и лесничего, он вместе с родителями кочевал по всей Сибири, внимая вольным разговорам ссыльных и переселенцев, оказавшихся там не по своей воле. Профессия отца требовала проживания в глухих местах и небольших посёлках. После повышения Вячеслава Владимировича в должности семья оказалась в голодном Благовещенске, откуда того и «забрали» навсегда.

Виталий Мельников помнит, как мать Августа Даниловна писала Сталину. Надеялась и ждала, покинув город только после полученной весточки от мужа с требованием уехать, чтобы жену врага народа не разлучили с сыном. Трудное довоенное время прошло в лишениях, среди родственников и близких, пытавшихся хоть как-то помочь женщине с ребёнком. «Забрали» и деда, а потом грянула война. Много лет спустя Мельникова В.В., отца Виталия, реабилитируют. Но, увы, посмертно. Перед глазами режиссёра пройдёт вся жизнь матери, безгранично преданной своему мужу и хранившей любовь в сердце до последнего своего часа.

виталий мельников режиссёр

Путь в игровое кино

Виталий Мельников учился вместе с бывшими фронтовиками Сергеем Бондарчуком, Павлом Чухраем и Владимиром Басовым, не только обучаясь профессии, но и постигая ещё школу жизни. После получения диплома его распределили на «Ленфильм», молодой специалист работал в документальном кино. С Санкт-Петербургом будет связана вся его дальнейшая жизнь. Здесь он найдёт свою судьбу, прожив всю жизнь с одной единственной женщиной, бывшей блокадницей Ленинграда.

Документальное кино – ещё одна жизненная школа режиссёра. Это путешествия по стране, общение с сотнями людей, выработка своего почерка и приобретение универсальности, заставившей в дальнейшем взяться за перо и собственные сценарии. Фильмы он снимал обо всём: от научно-познавательных про зоотехников и мелиораторов до биографических фильмов – портретов («Кибальчич», «Ломоносов»). Осознавая, что всё это имело в те годы некую идеологическую составляющую, Виталий Вячеславович приходит к пониманию, что в действительности необходимо зрителю в кино художественном. Через десять лет он приступает к работе в игровом кинематографе.

фильмы виталия мельникова

Первые фильмы Виталия Мельникова

Сегодня фильмография Виталия Вячеславовича состоит из 22 работ в области игрового кино. Если не брать во внимание его участие в картине в качестве второго режиссёра короткометражного фильма 1964 года, то дебютом можно считать историческую ленту в стиле иронического пассажа «Начальник Чукотки» (1966). Великолепный импровизатор, блестящий рассказчик и добродушный насмешник, Виталий Мельников, режиссёр героической комедии, сумел придать историко-революционному материалу пародийные нотки, в том числе благодаря гениально подобранному актёрскому дуэту признанного мастера Алексея Грибова и начинающего Михаила Кононова, ставшего одним из любимых режиссёром актёров.

Среди первых работ незабываемая «Мама вышла замуж» (1969) по сценарию Ю. Клепикова, впавшего в немилость у кинематографического начальства. Хорошо зарекомендовавшему себя дебютным фильмом режиссёру дают право экранизировать сценарий, но блестящую картину зрители не увидят в прокате. Она появится на голубых экранах лишь в семидесятых годах. Здесь впервые Олег Ефремов предстаёт в роли бывшего алкоголика, а Люсьена Овчинникова играет женщину, мечтающую о простом человеческом счастье. Наметилась тенденция к тому, что Виталий Вячеславович не стремится стать модным режиссёром, сосредотачиваясь на лирической канве и давая человеку возможность лучше понимать самого себя.

Дебют сценариста

У Мельникова оказалось очень много общего с Александром Вампиловым, что позволило ему глубже проникнуть в его драматургию, пронизанную грустной иронией. Понимая, что главное у автора – это не сюжет, а неожиданные наблюдения за изменениями человеческой личности, Виталий Вячеславович сам пишет сценарии к двум своим картинам по произведениям А. Вампилова, хотя всегда сотрудничал с лучшими сценаристами своего времени: А. Житинским, В. Мережко, В. Валуцким. Это «Старший сын» (1975) и «Отпуск в сентябре» («Утиная охота», 1979), ставшими настоящими киношедеврами мастера.

Обе картины – бесспорный успех неподражаемого Евгения Леонова, заставившего зрителя сопереживать его трогательным и внутренне незащищённым героям. В этом талант режиссёра, создающего на съёмочной площадке ситуацию актёрской раскованности, мобилизующего единомышленников на решение общей задачи, а не отдающего команды убеждённого лишь в собственной правоте человека. В его сценариях печаль соседствует с весельем, насмешливость перемешана с чувствительностью, а наблюдательность пронизана преувеличением. Всё вместе – это уникальная манера кинорассказа, автором которой является Виталий Мельников, сценарист семи своих фильмов. Кроме произведений А. Вампилова наиболее известными являются «Женитьба» по Н. Гоголю (1997) и «Бедный, бедный Павел» о Павле I (2003).

виталий мельников фильмография

Исторические фильмы

В 90-е годы, когда в России история творилась прямо на глазах, мастеру захотелось снять целый цикл исторических фильмов, позволяющих лучше понять своё время через сравнение. Это не эпические полотна. Виталий Мельников не изменяет себе, пристально вглядываясь в характеры героев, их становление и развитие. Павел I для него не банальный тиран с замашками солдафона, а великий фантазёр, мечтающий осчастливить народ, сидя в Гатчине на протяжении тридцати лет. Реальность, зависимость от определённых кругов и осознание, какой страной он правит, делает его таким, каким он стал.

У Виталия Вячеславовича особый дар подбирать актёров. Беседуя с претендентом перед фильмом, он через некоторое время отчётливо понимает, подойдёт ли тот для образа киногероя или нет. Так на главную роль попал Виктор Сухоруков, для которого не потребовалось никаких кинопроб. За эту роль талантливый актёр получил премию «Ника». Среди исторических картин режиссёра - фильмы «Царская охота» (1990) и «Царевич Алексей» (1997).

виталий мельников сценарист

Виталий Мельников: фильмография, творческие неудачи

Сам автор среди неудачных картин называет две: «Уникум» (1983) и «Две строчки мелким шрифтом» (1981). Это совсем не означает, что он не вкладывал в них свой талант и труд. К сожалению, это тот случай, когда в борьбе творчества и цензуры победила вторая. Фильм 1981 года – совместная работа с ГДР, также приложившей руку к редактированию кинокартины.

Виталий Вячеславович полагает, что на сегодня его фильмография закрыта, слишком уж тяжёлый это процесс для почтенного возраста – съёмки полнометражного художественного фильма. Но его прельщает работа над сценариями, а значит, ещё много интересного может ожидать киноманов. Помимо упомянутых работ мастера, в копилке народного артиста РСФСР следующие фильмы: «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970), «Здравствуй и прощай» (1972), «Ксения, любимая жена Фёдора» (1974), «Чужая жена и муж под кроватью» (1984), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Первая встреча, последняя встреча» (1987), «Чича» (1991), «Последнее дело Варёного» (1994), «Луной был полон сад» (2000), «Агитбригада «Бей врага!» (2007).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Мазаново Амурской области находится на левом берегу реки Зея. Иртыш там и рядом не протекает! Нужно исправить информацию.
Копировать ссылку
0
Родился он в городе Свободном Амурской области, а жил в Мазаново. Кочевать с родителями по всей Сибири не мог. В Сибирь он приехал с матерью после того как отца и деда расстреляли в 1938 году. Кочевали скорее по лесам дальнего Востока.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.