Сергей Юткевич: фото, семья и биография

Известный советский актер, режиссер, сценарист, театральный деятель и теоретик кино Сергей Юткевич пришел в мир искусства совсем юным, можно сказать, ребенком, и оставался в нем до самых последних дней своей долгой и плодотворной жизни. Творческий путь этого человека не был простым и гладким, но с выбранной дороги он не свернул ни разу.

На заре творческой деятельности

Юткевич Сергей Иосифович родился в Петербурге в 1904 году (двадцать восьмого декабря). А уже в семнадцатом году началась его творческая жизнь. Россию терзала Гражданская война, но, одержимый мечтой об актерской карьере, подросток мало внимания обращал на происходящее в стране и упорно шел к своей цели.

Молодого актера, художника, ассистента режиссера по имени Сергей Юткевич Севастополь и Киев с полным правом могут называть своим «птенцом» - ведь именно театры этих городов «оперяли» потенциальную звезду, именно здесь будущий народный артист Советского Союза получал первый практический опыт и оттачивал свое мастерство.

сергей юткевич

Но практика практикой, а без образования далеко не уйдешь, и юный самородок это прекрасно понимал. В 1921 году семнадцатилетний Сергей Юткевич поступает на театрально-художественный факультет ВХУТЕМАСа, который оканчивает в 1923 году. Этим же периодом датируется его обучение в Государственных высших режиссерских мастерских, руководил которыми Всеволод Мейерхольд.

Революционное искусство

Период, на который выпали первые шаги Сергея Юткевича в искусстве, характеризовался бурными изменениями в жизни страны. Россия прощалась со всем старым и вдохновенно строила новое. Естественно, революционные настроения затронули и актерскую среду.

В 1922 году Юткевич С. и Г. Козинцев при содействии Л. Трауберга и Г. Крыжицкого выпустили манифест под громким названием «Эксцентризм», который стал теоретическим фундаментом ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера). Целью авторов манифеста было создание совершенно нового, революционного искусства, которое они собирались подарить миру, соединив разные жанры: эстраду, цирк, агитационную работу и театр. Это было новшество, в котором и нуждалось молодое советское государство.

Спустя два года после громкого заявления Сергей Юткевич перешел от слов к делу и выпустил фильм «Даешь радио!», повествовавший о жизни столичных детей-беспризорников. В этой эксцентрической комедии режиссер пытался воплотить идею о смешении жанров. Электорат воспринял картину с воодушевлением.

А еще через два года Юткевич создает Экспериментальный киноколлектив и становится его руководителем. Поиски новых форм в искусстве продолжаются.

юткевич сергей иосифович

«Ленфильм»

В 1928 году Юткевич-режиссер начинает «обрастать» авторитетностью, и его назначают главой Первой киномастерской на «Ленфильме».

Получив такую важную должность, Сергей Иосифович пытается максимально реализовать свои творческие задумки, но не тут-то было. Советскому государству нужны были фильмы определенной тематики, и режиссеры не смели сворачивать с прямого социалистического пути и реализовывать некоторые свои замыслы.

Поначалу Юткевич еще пытался как-то сочетать свои эксперименты с социальным заказом («Черный парус», «Кружева»), но надолго его не хватило. Фильмы «Встречный», «Златые горы» и т. д., снятые под руководством молодого режиссера чуть позже выше указанных, уже пропитаны идеологией насквозь.

В угоду власти

Время от времени Сергей Юткевич делает попытки вырваться из клетки. Одной из таковых можно назвать документальный фильм «Анкара – сердце Турции», где достоверный фактический материал эффективно сочетается со своеобразным сюжетом. Этот эксперимент Юткевичу удался на славу.

сергей юткевич фото

Но к середине тридцатых с вольностями пришлось завязать – очень уж тревожное наступало время. Начиная примерно с тридцать четвертого года Сергей Иосифович снимает только то, что можно и нужно снимать. Он понимает, что на дворе стоит время, совсем неподходящее для творческих экспериментов.

Картины «Шахтеры», «Человек с ружьем», «Яков Свердлов» и т. д., созданные во второй половине тридцатых, расхваливались критиками и даже удостаивались государственных премий. Но художественной ценности собой практически не представляли. Главной в них была советская идеология.

Кстати, в ленте «Человек с ружьем» Юткевич впервые коснулся темы Ленина, которая впоследствии стала одной из самых главных в его будущем творчестве.

сергей юткевич дочь

На все руки мастер

Юткевич Сергей отметился в мире искусства не только в качестве режиссера. Он проявил себя также успешным администратором, возглавляя студию «Союздетфильм», авторитетным преподавателем, увлеченным искусствоведом, талантливым теоретиком и т. д., зачастую выступая во всех этих ипостасях одновременно. Ему даже довелось поработать режиссером в Ансамбле песни и пляски народного комитета внутренних дел с 1939-го по 1946 год.

Вообще, предвоенные и военные годы были отмечены для Юткевича всплеском творческой активности. Он даже успел снять несколько «выходящих за рамки» фильмов, среди которых, например, комедия «Новые похождения Швейка». В этот период маэстро был просто нарасхват. Студенты, которым посчастливилось учиться в режиссерской мастерской Сергея Иосифовича во ВГИКе, вспоминали, что их преподаватель вечно где-то пропадал: то на съемках во Франции, то на каком-то фестивале, то на «Мосфильме». А когда появлялся: элегантный, благоухающий - ученики не могли отвести от него глаз. Сергей Юткевич, фото которого представлено в этой статье, всегда отличался яркой, запоминающейся внешностью. Современники характеризовали его как человека элегантного, веселого и интересного.

сергей юткевич севастополь

Черная полоса

А вот после войны для Юткевича началась черная полоса. Вторая половина сороковых – это, пожалуй, самый сложный период в жизни кинодеятеля, и начался он с одной работы на любимую тему (об Ильиче).

Речь идет об экранизации пьесы Погодина «Кремлевские куранты», которая должна было выйти в прокат под названием «Свет над Россией».

Проведя «дегустацию» картины, партийное руководство посчитало, что образ Ленина раскрыт в ней недостаточно масштабно, и на автора обрушился целый шквал критики. Юткевичу вспомнили все, и в первую очередь его довоенные эксперименты. Режиссера обвинили в космополитизме, в заискивании перед Америкой и ее кинодеятелями, назвали его эстетом и формалистом.

В сорок девятом году Сергей Иосифович был вынужден покинуть ВГИК и ВНИИ искусствознания и на какое-то время отойти от режиссуры.

Возвращение и триумф

В 1952 году Юткевич делает попытку вернуться в мир кино, сняв далекий от политики фильм «Пржевальский», являвший собой биографию знаменитого исследователя. Но окончательно восстановиться на «Олимпе» режиссеру удается только после смерти Сталина. И с середины пятидесятых его жизнь снова полна творчества и народного признания.

юткевич сергей

Кинолента «Великий воин Албании Скандерберг» получает премию в Каннах. Не забывает маэстро и о театре. Он возвращается во ВГИК и неустанно радует зрителя своими новыми постановками. Буквально за десять следующих лет «из-под его пера» выходит около тридцати спектаклей. Самыми яркими из них критики называют постановки «Баня», «Клоп», «Карьера Артуро Уи» и т. д.

Юткевич активно ездит за границу, его тепло принимают во Франции, вводят в состав жюри Каннского фестиваля и даже дают пост вице-президента национальной синематики.

Совместно с французами Сергей Иосифович снимает фильм «Сюжет для небольшого рассказа» о личной жизни Чехова. Картина пользуется большим успехом у европейских зрителей, в Советском Союзе она не была популярной.

Ленин

Как уже отмечалось выше, одной из главных тем в творчестве Сергея Юткевича был Владимир Ильич Ленин. Сложно было предположить, что режиссер снова обратится к этой персоне после картины «Свет над Россией», принесшей ему так много бед. Но тем не менее Юткевич снимает фильм «Рассказы о Ленине». В нем он фактически возводит Ильича на пьедестал святого, ну или как минимум самого честного, доброго и порядочного человека на Земле.

Следующей работой, посвященной вождю пролетариата, стала картина «Ленин в Польше», экранизация 1965 года. Она принесла Юткевичу большой успех и объективно является одной из лучших в его коллекции. Здесь мастеру наконец удается в полной мере удовлетворить свою давнюю тягу к экспериментам. Фильм получил премию Каннского фестиваля, а также Государственную премию СССР.

И еще одна картина была снята Юткевичем об Ильиче. Называется она «Ленин в Париже», дата выхода – 1981 год. Ее можно назвать последней значительной работой Сергея Иосифовича. Фильм также получил Госпремию СССР, но критики называют его, мягко говоря, неудачным и маловразумительным с точки зрения художественной ценности.

юткевич режиссер

На финишной прямой

Сергей Юткевич, начавший творческий путь подростком, не сходил с него до последних дней жизни. В восемьдесят втором году он еще работал в Московском музыкальном камерном театре, где поставил пьесы А. Блока «Незнакомка» и «Балаганчик». Кроме того, маэстро продолжал «лепить» кадры для мира театра и кино во ВГИКе, писал книги и даже редактировал «Кинословарь».

Семья Сергея Юткевича

Сергей Иосифович Юткевич был женат на своей ровеснице – артистке балета Елене Ильющенко. Этот брак был у него единственным. Супруги очень любили друг друга и смогли сохранить свои чувства до глубокой старости.

Если говорить о том, чем гордился в этой жизни Сергей Юткевич, дочь Марианну нужно вспомнить обязательно. Ведь она пошла по стопам отца и добилась в своей сфере немалых высот. Марианна Юткевич (Шатерникова) стала кинокритиком, занималась преподавательской работой, изучала историю киноискусства.

В девяностом году дочь Юткевича покинула СССР, эмигрировав в США. На тот момент ее родителей уже не было в живых.

Народный артист СССР Юткевич скончался двадцать третьего апреля 1985 года. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. Елена Михайловна пережила своего супруга на два года, скончавшись в 1987-м.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Марианна - дочь Юткевича от первого брака, от не менее замечательной личности - Нины Шатерниковой, актрисы еще немого, а затем и советского кино.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.