Ученый Жорж Кювье: биография, достижения, открытия и интересные факты

Жорж Кювье – великий ученый-зоолог, основатель сравнительной анатомии животных и палеонтологии. Этот человек поражает своим стремлением к изучению окружающего мира, и, несмотря на некоторые ошибочные взгляды, он внес свой немалый вклад в развитие науки.

Детство ученого

Кювье появился на свет 23 августа 1769 года в городе Монбельяре, Франция. Маленький Жорж был умен не по годам: уже в 4 года он хорошо читал, а мать его обучила рисованию. Способность к живописи пригодилась ученому и в его работе по палеонтологии, где он от руки рисовал иллюстрации к книгам. Эти иллюстрации потом еще долго копировались в другие печатные издания, настолько они были качественно и правдоподобно сделаны.

Жорж Леопольд Кювье жил в бедной протестантской семье. Его отец был уже в возрасте, служил во французской армии солдатом, а мать посвятила свою жизнь сыну. Она занималась с ним, а также поднимала на ноги после очередной болезни (Кювье часто заболевал в детстве).

Образование

Школьные годы будущего ученого пролетели быстро. Жорж Кювье показал себя талантливым учеником, однако он обладал бунтарским характером. Изначально планировалось, что мальчик продолжит обучение в духовной школе и получит звание пастора, однако натянутые отношения с директором не позволили ему стать священником протестантской церкви.

Дальнейшее образование Жорж Кювье получил в Каролинской академии на факультете камеральных наук (управление государственным имуществом). Здесь, в Штутгарте, ученый изучал гигиену, право, народное хозяйство и финансы. Уже в университете он увлекался животным миром, поэтому с его участием был организован кружок “Академия”. Это объединение просуществовало 4 года – столько Жорж учился на факультете. Участники кружка делились своими небольшими достижениями в изучении природы, готовили выступления. Отличившимся вручалась импровизированная медаль из картона с изображением Ламарка.

Жорж Кювье – биография ученого на распутье жизненной тропы

Четыре года студенческой жизни пролетели незаметно, и Жорж вернулся домой к своим родителям. Отец уже ушел на пенсию, мать не работала. В итоге семейный бюджет был практически пустым, что, несомненно, не могло остаться без внимания.

Тогда до ученого дошли слухи о том, что граф Эриси из Нормандии ищет домашнего учителя для своего сына. Будучи человеком образованным, Жорж Кювье собрал чемоданы и поехал на подработку. Дом известного графа располагался на берегу моря, и это дало возможность Жоржу увидеть морских обитателей не только на бумаге, но и вживую. Он смело вскрывал морские звезды, морских червей, рыб, крабов и раков, моллюсков. Тогда Жорж Кювье удивился, насколько сложно строение на первый взгляд простейших живых организмов. Многочисленные сосуды, нервы, железы и системы органов просто поразили ученого. Его работа с морскими животными была описана в журнале «Зоологический вестник».

Первые исследования в области палеонтологии

Конец XVIII века – это зарождение палеонтологии. Кювье, как основоположник этой науки, вложил большой вклад в ее развитие. Первый его опыт связан со случаем, когда он получил посылку с костями найденного в Маастрихте существа. Хоффан (так звали жителя этого города, который нашел останки) решил отправить скелет тогда уже известному Кювье в Париж. Сам «добытчик» утверждал, что это могут быть кости кита. В свою очередь, многие ученые нашли сходство со скелетом крокодила, а маастрихтская церковь вовсе приняла кости за останки святого и забрала к себе как реликвию.

Ученый Жорж Кювье опроверг все эти варианты происхождения скелета. Проведя скрупулезную работу, он предположил, что останки принадлежат древней рептилии, которая обитала в водах Голландии миллионы лет назад. На это указывали большие размеры скелета, в том числе и позвоночника, огромная голова и челюсть с множеством острых зубов, что свидетельствовало о хищном образе жизни существа. Также Кювье заметил останки древних рыб, моллюсков и других водных обитателей, которыми, по-видимому, питалась эта рептилия.

Существо назвали мозозавром, что с греческого можно перевести как «пресмыкающееся реки Маас» (на французском Мез). Это было первое серьезное научное открытие ученого. Сделав анализ по останкам неизвестного существа, Жорж Кювье положил начало новой науке – палеонтологии.

Как велась работа с останками

Жорж Кювье изучил и систематизировал около сорока видов различных доисторических животных. Некоторые из них могли лишь отдаленно напоминать современных представителей фауны, однако подавляющее большинство не имело ничего общего с коровами, баранами, оленями.

Также ученый доказал, что раньше мир был царством пресмыкающихся. Вода и суша стали домом для большого количества различных видов динозавров. Даже небо было во власти птеродактилей, а не птиц, как считали другие исследователи.

Жорж Кювье выработал свой способ изучения останков. В итоге на основе скелета животного и знания о том, что все части тела взаимосвязаны, он мог предположить, как выглядело на самом деле существо. Как показала практика, его работы были весьма правдоподобными.

Жорж Кювье: вклад в биологию

Продолжив изучение животных, ученый начал анализировать сходства и различия между ними. В итоге он стал основателем такого течения в науке, как сравнительная анатомия. Его теория «соотношения частей организма» гласит, что все органы и структуры связаны между собой, а их строение и функционал зависят от условий окружающей среды, питания, размножения.

Для примера можно привести анализ копытного животного. Оно питается травой, значит, должно иметь массивные зубы. Т. к. мощная челюсть требует сильно развитой мускулатуры, голова также будет больших размеров относительно остального тела. Такую голову необходимо поддерживать, а значит, будут развиты позвонки шейного отдела и их отростки. Травоядное млекопитающее, не имея клыков или когтей, должно как-то защищаться от хищников. В итоге появились рога. Растительная пища долго переваривается, что ведет к развитию объемного желудка и длинного кишечника. Развитая пищеварительная система – причина наличия широких ребер и большого живота.

Дальнейшая работа в области палеонтологии привела к открытию множества невиданных существ. Среди них птеродактили – летающие пресмыкающиеся, которые были раньше хищниками и питались рыбами. Так Жорж Кювье доказал, что миллионы лет назад небо было под властью рептилий, а не птиц.

Теория катастроф

Жорж Кювье, биография которого была связана с развитием палеонтологии, привел свою идею эволюции живых организмов. Изучая останки древних существ, ученый заметил одну закономерность: в поверхностных слоях земной коры находятся кости животных, которые имеют хотя бы малейшие черты сходства с современными видами, а в более глубоких пластах – скелеты доисторических существ.

Несмотря на это открытие, Жорж Кювье сам себе противоречил. Дело в том, что он отрицал эволюцию в целом, в результате чего ученый предложил свою теорию развития фауны на планете. Кювье предположил, что через неопределенные промежутки времени кусок суши затоплялся морем, а все живые организмы погибали. После чего вода отходила, а на новом месте возникали другие организмы с принципиально новыми чертами строения организма. На вопрос, откуда эти животные могли появиться, ученые могли лишь догадываться. Теория катастроф является реакционной, т. к. ее появление было попыткой примирить науку и религию.

Идеи Жоржа Кювье об эволюции фауны могли зародиться по причине того, что на момент развития палеонтологии переходных форм между отдельными видами животных обнаружено не было. Как следствие, не было оснований предполагать о поэтапном эволюционном развитии организмов. Лишь Дарвин предложил подобную теорию, однако это произошло уже после смерти Жоржа Кювье.

Отличия классификации Линнея и Кювье

Работая с животными и изучая их строение, Жорж Кювье кратко систематизировал всех представителей фауны на 4 типа:

1. Позвоночные. Сюда относились все животные с расчлененным скелетом. Примеры: птицы, гады (рептилии и амфибии), млекопитающие, рыбы.

2. Лучистые. В этой сборной группе были собраны все представители фауны, которые обладали лучевой симметрией тела, которая характерна, например, для морской звезды.

3. Мягкотелые. Это животные с мягким телом, заключенным в твердую раковину. К ним относятся каракатицы, мидии, устрицы, виноградные улитки, прудовики, осьминоги и т. д.

4. Членистоногие. Животные, принадлежащие этой группе, обладают мощным внешним скелетом в виде твердого панциря, а все тело поделено на множество сегментов. Примеры: многоножки, насекомые, ракообразные, паукообразные. Ошибочно сюда относились и некоторые черви.

Линней, в отличие от Жоржа Кювье, выделял 6 таких типов: гады, птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые и черви (здесь к гадам относятся и амфибии). С точки зрения систематики, классификация животных по Кювье получилась совершеннее, а поэтому использовалась еще долгое время.

Интересный факт из жизни ученого

Однажды ученик Кювье решил подшутить над ним. Для этого он надел костюм барана и, пока учитель спал, тихонько подошел к его кровати. Он воскликнул: «Кювье, Кювье, я тебя съем!» Жорж сквозь сон нащупал рога и увидел копыта, после чего спокойно ответил: «Ты не хищник, не получится меня съесть».

Также существует цитата Кювье о том, что все органы и части тела животного взаимосвязаны. Она гласит, что «организм есть связное целое. Отдельные части его нельзя изменить, не вызывая изменения других».

Достижения

Выдающимся ученым в области палеонтологии того времени считался Жорж Кювье. Краткая биография гласит, что в 1794 году ученый работал в новом музее естественной истории. Там он написал первые работы по энтомологии, которые стали началом серьезной научной деятельности.

В 1795 году Кювье начал жить в Париже. Через год он занял кафедру анатомии животных в Сорбонне и был назначен членом национального института. Через пару лет ученый стал во главе кафедры сравнительной анатомии того же парижского университета.

За научные достижения Жорж Кювье получил звание пэра Франции и стал членом французской академии.

Кювье внес огромнейший вклад в развитие сравнительной анатомии и палеонтологии. Его работы стали фундаментом для дальнейшего изучения животных, а его классификация сохранилась еще надолго. И пусть он оставил ряд заблуждений в области эволюции, ученый достоин похвалы и признания за многочисленные труды.

Умер Жорж Кювье 13 мая 1832 года.

Очень нравится, что материал представлен в неком художественном стиле. Именно так наука становится интересной. Познавательно, кратко и четко.