ДТП — это событие, случившееся на дороге при движении ТС (транспортного средства) и с его участием. В результате него пострадали люди, повредились автомобили, сооружения, грузы или был нанесен другой ущерб материального характера.
Тридцатого мая 1896 года случилось первое ДТП. Это было в Нью-Йорке. Тогда столкнулись электромобиль и велосипед, из-за чего человек получил травму нижней конечности.
А что происходит на дороге сегодня и как правила регулируют происшествия, узнаем из статьи.
Автомобиль — средство повышенной опасности
Само по себе ТС несет в себе опасность. Поэтому водители должны осознавать это и быть особенно внимательны. Однако в реальности, к сожалению, нередки случаи, когда люди садятся за руль в пьяном виде. Более того, статистика показала, что даже те водители, которые во время движения слушают музыку, больше склонны к превышению разрешенной скорости и, как следствие, чаще попадают в ДТП. Это происходит из-за пониженного внимания к дорожной обстановке.
Другими нарушениями правил, из-за которых увеличивается риск попадания в ДТП, являются:
- разговоры по телефону;
- игнорирование ремней безопасности;
- эксплуатация неисправного ТС;
- чрезмерная усталость водителя;
- курение;
- еда;
- регулировка электронных устройств.
Попадание в ДТП — это не основание для наступления юридической ответственности. Но при возникновении или вследствие него нарушается закон. В соответствии с его нормами наступает административная или уголовная ответственность.
Участники дорожного движения
К этой категории относятся лица, которые принимали участие при движении. Это водитель, пассажир, пешеход.
К водителям относятся не только лица, управляющее каким-либо ТС, но и погонщики стада, верховых животных, которых они ведут по дороге. Также это лицо, которое только обучается вождению.
К пешеходам относятся лица, которые не были внутри ТС и не проводили работу на дороге. Помимо идущих по улице людей, ими являются велосипедисты, инвалиды на колясках без мотора, люди, везущие санки, коляску. Люди, производящие работы на дороге, не относятся к пешеходам. Для них при этом должны быть предприняты меры безопасности.
К сожалению, страдают люди, когда случаются аварии. ДТП может происходить с жертвами или без таковых. Погибшим является лицо, скончавшееся в результате аварии на месте или в течение семи суток после. Раненым является лицо, которое получило телесные повреждения, в результате чего потребовалась госпитализация на срок не менее суток.
Выделим основные отличительные признаки произошедших с участием авто ДТП:
- оно всегда случается с участием людей;
- происходит на дороге;
- имеются негативные последствия.
Классификация
ДТП могут быть разных видов. Рассмотрим главные из них.
- При столкновении ТС сталкиваются друг с другом, подвижным поездом или другим составом на железной дороге. Столкновения бывают боковыми, попутными и встречными.
- Когда ТС переворачивается, говорят об опрокидывании. Оно может произойти в результате плохой погоды, неисправности автомобиля, неправильного крепления и размещения груза или из-за нарушения правил.
- Другим видом происходящих с участием авто ДТП является наезд на препятствие. При этом ТС ударяется о статический предмет или совершает наезд на него.
- Наезд на пешехода может случиться как на дороге, так и на обочине.
- Наезд на велосипедиста имеет место тогда, когда последний движется.
- Наезд на животное считается совершенным, когда ТС наехало на него или же когда зверь сам ударился об автомобиль и при этом пострадали люди или был нанесен ущерб имущественного характера.
- Наезд на гужевой транспорт, когда животные также двигались в упряжке или сами ударились о ТС.
- Некоторые аварии — ДТП, при которых пассажир упал с движущегося ТС, — имеют свои особенности. Они квалифицируются как падение пассажира в том случае, если другие варианты разграничения происшествий к данному случаю не подходят.
- В правилах есть пункт «иные виды ДТП». Это такие происшествия, которые не могут быть отнесены к предыдущим видам, но в то же время имеют все признаки дорожно-транспортного происшествия.
Поражающие факторы
Главными факторами, которые имеют место ДТП, являются следующие:
- Динамический удар в результате чрезвычайно резкой остановки ТС.
- Травмирование от обломков или частей машины.
- Длительное сдавливание из-за зажатия частями ТС.
- Воздействие температуры и газов при пожаре или определенных групп веществ при участии транспорта, перевозящего опасные грузы.
Субъективный и объективный характер причин
Причины дорожно-транспортных происшествий делятся на субъективные и объективные.
Первые случаются из-за нарушения ПДД и правил безопасности и использования ТС.
К объективным относятся:
- плохо спланированные проезжие части;
- недостаток освещения;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.
Если водитель понимает причины дорожно-транспортных происшествий, их условия, делает анализ, он становится более законопослушным. Самыми действенными механизмами профилактики являются не теоретические уроки, а разбор реальных случаев ДТП.
Водитель может быть переутомленным и уснуть за рулем. С другой стороны, может сказаться его неопытность и так далее. Среди неисправностей ТС чаще всего к авариям приводят неработающие тормоза, руль, фары и другое.
Дорожное движение
Нарушение ПДД — вот главная причина, которая ведет к авариям. Любой водитель должен знать, что такое дорожное движение. Это очень сложная система социально-технического характера, в которой участвуют как водители, управляющие своими ТС, так и пешеходы. К некоторым категориям применяются дополнительные меры предосторожности, к примеру, если перевозятся опасные грузы. Но никакие дополнительные документы не должны противоречить ПДД.
В то же время важно понимать, что дорожное движение не ограничивается одними дорогами, по которым движется машина. ДТП будет квалифицировано как таковое, если оно случилось и во дворе, и на закрытой территории, на автостоянке и даже в поле.
Из-за чего случаются ДТП
Статистика говорит о следующем:
- Чаще всего аварии происходят из-за управления ТС в нетрезвом виде (25 %).
- Из-за превышения разрешенной законом скорости случается 17 % ДТП.
- Из-за неправильного перестроения, а также маневрирования, разворотов или поворотов происходит до 9 % аварий.
- В результате нарушения установленного правилами обгона случаются 15 % ДТП.
Кроме того, нередки случаи, когда не соблюдается безопасное расстояние между ТС, очередность проезда, делается резкое торможение, не подается сигнал перед перестроением или другим маневрированием и так далее.
Оформление ДТП
Если авария имела тяжелые последствия, то на место происшествия выезжает оперативная группа, следователь по ведению уголовных дел, эксперты и врачи. При ДТП без жертв достаточно и одного сотрудника ДПС.
Так или иначе, инспектор оформляет первичную документацию, где должны быть зафиксированы все обстоятельства случившегося. Поэтому участники, в том числе и виновник ДТП, а также очевидцы, оказывают при этом содействие.
К первичным документам относятся следующие:
- схема ДТП;
- объяснения участников;
- справка;
- протокол осмотра места;
- протокол техсостояния ТС;
- протокол контроля трезвости;
- документ, фиксирующий вещественные доказательства.
Если случившееся обошлось без раненых и погибших, а ущерб составляет не более 500 минимальных окладов, наступает административная ответственность. В противном случае возбуждается уголовное дело, и виновный будет отвечать за преступное деяние. Хотя даже в том случае, если дело направляется в уголовное производство, стороны могут договориться, и пострадавшая сторона вправе ходатайствовать о прекращении УД. Несмотря на то что компенсацию потерпевшим назначает только суд, виновник может добровольно возместить причиненный ущерб.
Для расследования, а также если проводится автотехническая экспертиза (или независимая экспертиза ДТП), необходим полный пакет из следующих документов:
- все первичные документы, указанные выше;
- протокол на контроль трезвости с применением трубки или других техсредств;
- постановление следователя или определение суда;
- объекты для исследования;
- при проведении — протокол следственного эксперимента;
- справка метеослужбы;
- справка о профиле дороги;
- сведения о работе светофоров;
- протоколы допросов свидетелей.
Лучше всего, если участники происшествия лично будут писать объяснения после того, как отойдут от шока. Хотя это могут сделать и свидетели.
После ДТП страховая компания будет решать вопрос о выплатах и возмещении.
Заключение
ДТП иногда происходят и вне зависимости от того или иного участника дорожного движения. Тем не менее большинства из них можно избежать. Ведь, если все водители будут осознавать повышенную опасность ТС на дороге и будут соблюдать все правила, многих аварий с человеческими жертвами не случится.