Недалеко от очаровательной Венеции находится город Виченца, который не менее прекрасен, чем сохранившая средневековый образ сказка на воде. Описать все достопримечательности популярного у туристов населенного пункта вряд ли удастся в одной статье.
Виченцу называют городом Андреа Палладио в честь перебравшегося сюда еще в молодости великого гения, построившего здесь величественные здания, ставшие гордостью Италии.
Остановимся на загородном доме, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году, который носит название La Rotonda (Вилла Ротонда). Виченце Палладио оставил после себя в наследство гениальные постройки, и в зодчестве итальянский город навсегда связан с именем великого мастера.
Гений зодчества
Его произведения в камне ни разу не повторяются, и даже мелкие декоративные элементы индивидуальны.
Создавший немало шедевров единственный в мире архитектор, чьим именем был назван стиль (палладианский), считал, что любое здание смотрится наиболее выигрышно при правильном соотношении целого и деталей в нем. И никакое количество оформленных колонн, роскошных статуй, изящных арок не сделает сооружение прекрасным.
Принцип симметрии
Андреа ди Пьетро, известный по псевдониму как Палладио (от имени греческой богини Афины Паллады), не случайно много времени уделял исследованию древних зданий города. Делая зарисовки домов и храмов, он понял, почему они так прекрасны. Измерив могучие колонны, творец обнаружил, что перед их возведением мастера проводили сложнейшие математические расчеты.
Палладио осознал, что принцип симметрии для зодчих прошлых веков был основополагающим. Одна сторона любого строения зеркально отражала другую, это касалось помещений в виде квадратов и кругов. Исследовав прямоугольные строения, архитектор установил, что здесь особо тщательно подходили к правильной пропорции длины и ширины.
Дом, ставший образцом
Вилла Ротонда, стоящая на холме, словно культовое сооружение, горделиво возвышается над Виченцей. После окончания работ стали появляться строгие здания для английских аристократов, построенные по этому подобию, а самой известной копией считается Софийский (Вознесенский) собор в Царском селе.
Это первый в истории строительства частный дом, повторяющий своими формами античное культовое сооружение. Такое сходство появилось благодаря широким лестницам, статуям античных богов и куполу, которые вызывают ассоциации с римским «храмом всех богов» – Пантеоном.
Динамичные статуи
О скульптурах стоит сказать отдельно. В своей книге итальянец упоминает нескольких мастеров, работавших вместе с ним и создавших динамичные изваяния. Фигуры, которые архитектор так любил ставить возле лестниц, всегда находятся в движении. Это не привычный застывший силуэт, от каждого изображения словно идут токи, дающие жизнь всему зданию в целом.
История строительства
Вилла Ротонда близ Виченцы, построенная по правилам золотого сечения, создавалась как дворянский особняк для Паоло Альмерико, а после кончины архитектора завершал отделочные работы его талантливый ученик В. Скамоцци для новых владельцев – братьев Капра.
Известна история возведения главной достопримечательности города. К умудренному опытом архитектору обратился переехавший в Виченцу священник, мечтавший о совершенном доме. Любитель правильных геометрических форм сразу понял, что за основу он возьмет квадрат, в который впишет круг.
В 1566 году Палладио, считающий, что самыми красивыми являются простые вещи, разработал эскиз будущего здания. Благодаря тщательно продуманным математическим пропорциям вилла отличается совершенной симметрией: круглый зал был вписан в квадрат.
Первое в мире здание с куполом
Талант мастера проявился в том, что все декоративные детали, присущие храмовой архитектуре, идеально вписались в частную постройку и придают ей особую элегантность. Высокий цоколь являлся важной частью религиозных сооружений, и, возводя светский дом, о нем не забыл Андреа Палладио.
Вилла Ротонда близ Виченцы стала первым в мире светским зданием эпохи Возрождения, украшенным куполом с вырубленным в нем отверстием, через которое в огромный зал попадал солнечный свет.
Внешняя красота строения полностью соответствовала внутренней. Для росписи интерьеров были приглашены талантливые живописцы, украсившие потолок и стены фресками на мифологические темы и аллегорическими изображениями жизни священника Альмерико.
Простота во всем
Вилла Ротонда, прославившая имя итальянского гения на весь мир, состоит из четырех одинаковых фасадов, окружающих увенчанный куполом центральный круглый зал. Массивные широкие лестницы, на парапетах которых расположились каменные статуи, ведут к каждому фасаду, украшенному портиками с шестью колоннами и фронтонами.
Простые, на первый взгляд, архитектурные решения без особых излишеств делают внешний облик здания изысканным и элегантным.
Ранее античные архитекторы пристраивали портик только к центральному фасаду, а Палладио пошел против устоявшихся традиций, сделав виллу симметричной со всех сторон.
Гармония природы и архитектурного шедевра
При проектировке здания опирался на свой бесценный опыт гениальный Андреа Палладио. Вилла Ротонда, построенная в лучших традициях античного храма, прекрасно сочетается с окружающим ландшафтом. Зодчий блестяще владел искусством гармонизировать изящные архитектурные формы с природной красотой, впитав это умение от античных архитекторов.
В своей книге он признался, что специально выбрал для монументального творения самое красивое место, какое только можно себе представить. Автор всегда обращался к природе, и каждая его работа полностью сливалась с ней в полной гармонии.
Оценка здания Гете
Вилла Ротонда в Виченце всегда вызывала огромный интерес. С уникальным шедевром хотели познакомиться многие, и Гете не стал исключением. Чрезвычайно интересующийся античностью немецкий поэт приехал в Италию, чтобы воочию полюбоваться творениями Палладио. Он считал, что оценить удивительную красоту сооружений возможно только при личной встрече, поэтому отправился в Виченцу.
В 1786 году после посещения дома восхищенный Гете написал в своих записках: «Вилла Ротонда – это великолепное строение, расположенное на живописном холме. Кажется, что до этого зодчество не позволяло себе такой роскоши. Каждая сторона дома напоминает храм. Невероятно прекрасны комнаты и большой зал. Хозяин здания, видного с любой точки, оставил потомкам настоящий памятник».
Смена хозяев
В июне 1912 года вилла Ротонда меняет хозяина. Им стало семейство Вальмаран, пожелавшее восстановить архитектурное чудо. Профессор архитектуры Марио, умерший в 2010 году, потратил 60 лет на то, чтобы оно обрело тот облик, который известен современникам. В 1980 году территория становится открытой для посещений, а в определенные дни можно познакомиться с внутренним убранством.
Сегодня хозяином виллы является Лодовико Вальмаран, учредивший специальный фонд.
Большинство исследователей работ итальянского архитектора считают, что вершиной его творчества является величественная вилла Ротонда. Палладио воплотил в ней свои грандиозные замыслы и продемонстрировал архитектурные принципы симметрии.
Образец стиля и идеальных пропорций у любого посетителя вызывает непреодолимое желание познакомиться с другими произведениями мастера, которых в округе города предостаточно.