Из статьи вы узнаете о том, что такое внутренний ШРУС (левый и правый) на автомобилях. Любая машина – это сложный механизм, который состоит из множества компонентов. И все они прямо или косвенно влияют на техническое состояние автомобиля, на комфортное пребывание в нем, безопасную езду. На всех машинах с передним приводом (или полным) имеется такая деталь, как ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. На разных авто он может иметь индивидуальные размеры, форму, конструктивные особенности. Но общий принцип действия у всех шарниров равных угловых скоростей одинаков, независимо от того, установлен он на подержанном автомобиле ВАЗ или же на новом немецкого, американского, японского производства.
Для чего нужен шарнир
Эти элементы устанавливаются на автомобили, в которых передается крутящий момент на передние колеса. Внутренний ШРУС левый и правый одинаковы. При покупке новых шарниров нужно обращать внимание только на совместимость с вашим автомобилем продукции производителя. От цены, как вы понимаете, зависит и качество изделия – чем дороже шарнир, тем он лучше. Шарнир равных угловых скоростей обеспечивает надежное соединение дифференциала в коробке передач и ступиц передних колес.
Обратите внимание на то, что ступицы колес находятся значительно ниже коробки передач. Следовательно, простым валом не получится их состыковать. Карданный вал также окажется малоэффективным – нагрузки большие, невозможно повернуть руль в нужную сторону при движении. Идеальное решение – это ШРУС, который позволяет работать приводам колес в нормальном режиме. Причем одновременно с этим осуществлять рулевое управление.
Характерные поломки
Стоит отметить одну особенность – ШРУС внутренний левый ("Логан" или ВАЗ у вас, не имеет значения) и правый изнашиваются втрое медленнее, нежели внешний. Связано это с тем, что на него воздействует намного меньшая нагрузка. Что касается поломок, то для внутренних и внешних они одинаковые. Самая частая – это естественный износ шариков в шарнире. Увеличиваются зазоры, шарикоподшипники приобретают форму яйца, что приводит к появлению посторонних звуков, хрустов, стуков.
Еще одна распространенная поломка – это разрушенный пыльник ШРУСа. Несмотря на то что он изготовлен из толстой и прочной резины, срок службы не очень большой. Дело в том, что работает весь механизм в непосредственной близости от дорожного покрытия. Следовательно, вся грязь, вода, химикаты обязательно попадут на резину. Она начнет высыхать, появятся трещины, что приведет к попаданию внутрь агрессивных веществ – воды, песка и прочих. Результат – очень быстрый износ шариков в механизме, стучит ШРУС, издает жуткие звуки.
Инструменты и приспособления
Для проведения работ вам потребуется стандартный набор инструментов – ключи гаечные рожковые, накидные, торцовые. Отвертки, домкрат, плоскогубцы – это все то, что должно быть у каждого в гараже. Но нужны и специальные инструменты. Например, съемники для рулевых наконечников. В том случае, если вы параллельно меняете шаровую опору, для нее тоже нужен съемник. Но если вы намерены только заменить внутренний ШРУС (левый или правый), то эти инструменты не потребуются.
Стоит отметить, что для ремонта нужен еще один ключ – на 30. Именно с его помощью нужно выкручивать гайку на ступице. Желательно, чтобы этот ключ имел большой рычаг, так как затяжка гайки производится с очень большим моментом. Также нужны противооткатные упоры под задние колеса, чтобы не позволить автомобилю переместиться. Наличие надежных опор также необходимо. И самое главное – крепкие тиски.
Подготовка к ремонту
Перед началом проведения работ вам нужно подготовить весь комплект запчастей:
- Непосредственно ШРУС.
- Пыльник ШРУСа.
- Два хомута.
- Смазку на основе графита.
- Гайку ступицы.
Только после этого можно начинать проводить ремонт. Первым делом сливаете из коробки передач масло. Желательно слить все, так будет проще. По факту же достаточно вылить 2/3 от общего объема. В этом случае при вынимании шарнира не прольется масло из отверстий. Устанавливаете под задние колеса упоры. Затем при помощи молотка и подходящей выколотки расконтриваете гайку, выкручиваете ее, поднимаете ремонтируемую сторону и снимаете колесо.
Демонтаж привода
Чтобы снять привод с автомобиля, вам потребуется произвести еще несколько несложных действий:
- Извлеките из наконечника рулевой тяги шплинт, разогнув его при помощи плоскогубцев.
- Ключом на 19 выкрутите гайку. Если она не поддается, обработайте ее проникающей смазкой и повторите попытку через несколько минут.
- Установите съемник на поворотный кулак, вращайте основной болт по часовой стрелке. При необходимости обстукивайте молотком. После нескольких оборотов должен выйти палец из кулака.
- Выкрутите два болта, которыми производится крепеж шаровой опоры к ступице переднего колеса.
- Вот и все практически, осталось только выбить легкими постукиваниями ШРУС передний левый (внутренний), и только после него - внешний.
Снятие и установка ШРУСов на привод
Теперь настало время демонтировать шарниры с привода. Для этого можно использовать два метода – простейший и несколько сложнее. Отличие в том, используются тиски или нет, а также в том, планируете ли вы в дальнейшем применять шарниры по назначению. Если "нет" – это ответ на все вопросы, поставленные выше, то можно, взяв в одну руку весь привод, а в другую – тяжелый молот, наносить резкие и сильные удары до тех пор, покуда не слетит шарнир. Таким образом снимается как внешний, так и внутренний ШРУС.
Чтобы не держать в руке привод, можно использовать тиски. Установка должна производиться аккуратнее – все новое, не стоит портить. Ведь без труда можно повредить резьбу, а это отразится на вашей же безопасности. Поэтому тогда, когда набиваете шарнир на полуось, обязательно используйте деревянные проставки. Они позволяют исключить вероятность того, что повредится резьба. Обратите внимание на то, что необходимо установить сначала на полуось пыльники, а только после этого ставить ШРУСы.
Монтаж привода
Теперь настал ответственный момент – установка собранного привода на автомобиль. В этом нет ничего сложного, достаточно повторить все действия по разборке в обратном порядке. В общих чертах это будет выглядеть так:
- Вставляете внутренний ШРУС (ВАЗ или другой автомобиль, не имеет значения) в коробку передач. Причем он должен войти так, чтобы стопорное кольцо внутри разомкнулось и зафиксировало привод. Также обращайте внимание на то, чтобы совпадали шлицы.
- Теперь необходимо потянуть ступицу вместе со стойкой наружу, чтобы в нее установить внешнюю гранату.
- Фиксируете гайкой внешний ШРУС.
- Двумя болтами притягиваете корпус шаровой опоры к ступице колеса.
- Устанавливаете на место наконечник рулевой тяги и затягиваете гайку. Фиксируете ее шплинтом.
- Устанавливаете колесо и опускаете сторону автомобиля на землю.
- Производите затяжку гайки ступицы ключом на 30. При помощи молотка и зубила фиксируете ее на резьбе.
Заключение
В заключение стоило бы поговорить об эффективности ремонта. Дело в том, что можно установить новые ШРУСы. А можно и приобрести весь привод в сборе. Вопрос в том, что окажется лучше. Конечно, дешевле первый вариант. Без труда можно заменить только ШРУС внутренний левый (цена комплекта составит примерно 1000-1500 рублей, в зависимости от производителя). А внешнюю гранату вполне допустимо в этом случае и не трогать. Но вот если вы купите весь привод в сборе, то он вам обойдется не меньше 4000 рублей. Соответственно, два привода – это уже минимум 8000. Но надежность сборки, как правило, окажется намного лучше, нежели в первом случае.
Также не нужно забывать о том, что шлицы на полуоси привода постепенно изнашиваются. Чем старше ваш автомобиль, тем сильнее износ. Оптимальный выход – замена не только шарниров, но и полуосей. И удобнее это сделать, купив привод в сборе. Но все зависит и от автомобиля. Если он старый и его проще порезать на металл, нежели отремонтировать, то зачем тратить столько денег? Ведь на рынке при продаже машины за внутренний ШРУС (левый и правый) больше не заплатят.