Гармония цветовая. Круг цветовых сочетаний. Подбор цвета

Гармония цветовых сочетаний достаточно важна для многих аспектов нашей жизни. Ведь учитывать степень взаимодействия различных оттенков и цветовых комбинаций необходимо в интерьере, в одежде, в различных видах искусства и многих других отраслях.

гармония цветовая

Цветовой круг Иттена

Существует определенная схема основных цветовых сочетаний. Она представлена в круге, созданном художником И. Иттеном. Этот круг вы видите на рисунке ниже.

В данной модели наглядно представлено взаимодействие цветов между собой, разделение цветов по степени первичности. Так, существуют основные и дополнительные, также можно проследить порядок их сочетания.

Круг цветовых сочетаний разрабатывался в помощь начинающим художникам для упрощения работы с цветом. Круг учил наиболее гармонично сочетать оттенки. Он актуален и на сегодняшний день. Внешняя оболочка в форме замкнутой окружности содержит в себе двенадцать цветов спектра от красного до фиолетового. Красный, синий, желтый являются базовыми, то есть основными тонами. Все остальные, образуемые при смешивании, относятся ко вторичным цветам. По мере дальнейшего перемешивания образуются третичные оттенки.

Однако понятно, что в реальной жизни мы воспринимаем и пользуемся гораздо большим количеством оттенков. Поэтому наиболее полную модель можно представить себе в форме сферы, полюса которой будут нести в себе белый и черный цвета.

цветовой контраст

Понятие цветовых созвучий

Законы цветовой гармонии базируются на закономерности сочетаний и являют собой основу цветовой композиции в целом. Их существует множество. Схемы, применяемые для составления цветовых созвучий, различны по очертанию. Построение осуществляется на основе определенного количества тонов (двух, трех, четырех или более).

Использование подобных схем поможет сориентироваться в многообразии оттенков и подобрать их необходимое сочетание.

Чтобы понять то, о чем пойдет речь далее, держите в голове цветовой круг Иттена или посматривайте на рисунок.

Двухцветная гармония цветовая

Она предполагает сочетаемость пар цветов. Это могут быть как смежные, так и противоположные секторы круга Иттена. Пример – сочетание противоположностей (комплиментарных цветов): красный – зеленый, синий – оранжевый. Все они гармонично взаимодействуют друг с другом. В основе подобной сочетаемости лежит цветовой контраст. Также возможен вариант сочетания предельно удаленных друг от друга тонов (светло-оранжевый – синий).

круг цветовых сочетаний

Трехцветная гармония

Ее еще называют «цветовой триадой». Подобные сочетания могут быть представлены различными схематическими вариантами. При смежном сочетании (соседние цвета) и при сочетании похожих колеров (через один) образуются гармоничные цветовые союзы. Но классической схемой является применение треугольников (равнобедренный и равносторонний). В таком случае образуются гармоничные цветовые триады (желтый, красный, синий; фиолетовый, зеленый, оранжевый). Поэтому, вписав любую из этих фигур в круг цветовых сочетаний Иттена и вращая, легко определить наиболее гармоничный союз. Как правило, получаются контрастные сочетания. Применить можно также линейные вариации от дополнительных цветов к смежным и так далее.

Четырехцветная гармония

Это усложненный вариант. Однако такую гармонию достаточно легко представить. Ее цветовая схема определяется вписанием в круг Иттена простых геометрических фигур, таких как квадрат и прямоугольник. Также возможен вариант включения трапеции. При смешении цветов данного сочетания получится черный тон. Пример четырехцветного созвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый.

Гармония шести цветов

Образуется посредством включения в пространство круга равностороннего шестиугольника. Это достаточно сложная гармония, цветовая схема которой состоит из шести различных оттенков. Мысленно довольно-таки сложно составить подобную цепочку. Поэтому в данном случае стоит воспользоваться моделью окружности. Если рассматривать в качестве основы сферу, то путем пространственного вращения можно достичь интересных цветовых комбинаций.

подбор цвета

Подбор цвета

Всецело решение вопроса о подборе тона зависит от поставленных целей, задачи и области применения того или иного цвета. Для решения дизайнерских задач существуют свои особенности, для подбора гардероба – иные. Но так или иначе не обойтись без использования теории цвета, а также понятий о том, насколько важны гармония, цветовая сочетаемость и общие характеристики колеров. При осознанном подходе составить необходимую композиционную структуру, опираясь на основы цветоведения, достаточно легко.

Некоторые тона, составляющие основу круга Иттена, имеют ряд особенностей. Также отличительной их чертой можно назвать повышенную яркость и насыщенность. Не всегда спектральные цвета используются в чистом виде. Часто к ним присоединяются ахроматичные черный и белый. А множество из них сложны для смешивания или восприятия.

К примеру, пурпурный – достаточно сложный цвет. Цветовая гармония, образуемая с его применением, достаточно интересна. Он образуется путем смешивания световых лучей красного и фиолетового оттенков. Подбирая тот или иной тон к уже имеющемуся, важно не забывать правила их сочетания, схематические модели.

гармония цветовых сочетаний

Характеристики цвета. Основные

Каждый цвет имеет три основные характеристики. К ним относят насыщенность, степень светлоты и цветовой тон. Также немаловажно учитывать контрастность (цветовую и световую) и пространственный эффект того или иного колера. Подбор цвета для решения какой-либо задачи следует начинать с понимания данных свойств.

Цветовой тон определяется положением в спектральной структуре и определяет его название (зеленый, красный). Тон позволяет выявить различие между спектральным и ахроматичный цветом.

Насыщенность - характеристика, определяющая степень приближенности к идеальному спектральному цвету. Чем ближе, тем выше степень насыщенности цвета. Если же в цвет, к примеру, внести белила или краску черного оттенка, произойдет потеря насыщенности. То есть по сути насыщенность определяет степень удаленности цвета от серого такой же степени светлоты.

Степень светлоты – свойство цвета, определяющее его положение по шкале от белого до абсолютно черного. В повседневном обиходе данное свойство еще называют яркостью.

Цветовой контраст – понятие, которое нередко используется художниками, специалистами по колористике, дизайнерами. Оно базируется на свойствах контрастных цветов, степени их взаимодействия и сочетаемости. Контрастные оттенки усиливают насыщенность друг друга, оказывая при этом большое влияние друг на друга.

Есть еще ряд терминов, используемых для характеристики цвета. Это понятия интенсивности, звучности, степени зеркальности. Все составляющие являются переменными, так как находятся в прямой зависимости от времени суток, типа освещения.

цвет цветовая гармония

Правила сочетания

Необходимо придерживаться сочетаемости не более четырех оттенков (если не стоит прямая задача сочетать большее количество).

Ахроматичные цвета, а также серый, являются универсальными. Хорошо согласуются с яркими цветами.

Выбеленные оттенки, так называемые пастельные тона, как правило, хорошо сочетаются друг с другом за счет обобщающего элемента в основе (белый).

законы цветовой гармонии

Эталоном гармонии считаются родственные (синий - фиолетовый) сочетания либо комплиментарные (красный – зеленый).

Хорошим решением может стать сочетание монохромных цветов (оттенки из одного сегмента).

Таким образом, ломая голову над выбором того или иного цветового союза, стоит обратить свое внимание на теоретическую основу колористики, уделить время цветовым моделям и характеристикам выбираемых цветов.

В любой отрасли крайне важна гармония, цветовая структура которой влияет на характеристики, необходимые для подбора правильных сочетаний. Об этом не следует забывать.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
У Иттена нет такого созвучия, как сочетание смежных цветов! Это созвучие по Иттену не считается гармоничным.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.