Иржи Килиан - хореограф, биография которого будет представлена в данной статье. Это легендарная личность, известная во всём мире. Его балеты оригинальны и самобытны. Слава пришла к Иржи ещё в 20 веке.
Биография
Иржи Килиан родился в Праге в 1947 году. Обучаться балету он начал в возрасте 9 лет. Сначала он учился в школе при Пражском национальном театре. В возрасте 15 лет он поступил в консерваторию. Через пять лет Иржи уехал в Британию (в школу Королевского балета) на стажировку. После этого он поступил в качестве солиста в труппу Дж. Кранко в Штутгарте. Там он проработал несколько лет.
В качестве постановщика начал работать в 1975 году в Нидерландском театре танца Иржи Килиан. Хореограф создал множество постановок с артистами этого коллектива. Всех танцовщиков он разделил на три возрастных категории, у каждой из них был свой репертуар.
Международную известность Иржи получил в конце 70-х годов, когда представил в Америке на фестивале свои балеты: «Симфониетта», «По заросшей траве», «Пастбище», «Дитя и волшебство», «Забытая земля», «Симфония псалмов» и «Свадебка».
В 80-е годы хореограф всё чаще обращается к авангарду и отходит от сюжетных постановок.
У Иржи сложился свой особый стиль, благодаря которому его стали называть хореографом-философом. Его спектакли насыщены эмоциями.
В 1995 году постановщик был приглашён в Нидерландский театр танца в качестве артистического директора. Он занимал этот пост четыре года. После этого ещё в течение десяти лет сотрудничал с этим коллективом как балетмейстер.
Главные постановки 70-80-х годов
Именно в эти годы Иржи Килиан получил международное признание.
Знаковые балеты этого периода:
- "Свадебка";
- "Просветленная ночь";
- "Торс";
- "Ритуальный шаг";
- "Симфония в ре";
- "Затонувший собор";
- "Симфониетта";
- "Возвращение в чужую страну";
- "Дитя и волшебство";
- "История солдата".
Балеты поставлены на музыку таких композиторов, как А. Шёнбер, И. Стравинский, Л. Яначек, Т. Такемиц, К. Дебюсси, Й. Гайдн, К. Чавес, М. Равель.
В постановке «Свадебка» хореограф демонстрирует поразительное проникновение в сознание и ритуалы славян. Здесь смешаны православное христианство и язычество.
"История солдата" - это смесь классического балета, современных танцев, пантомимы и танго. Сюжет повествует о человеке, который заключил сделку с дьяволом.
"Дитя и волшебство"- это история французской писательницы Г.С. Колетт о мальчике, который был очень плохим и непослушным. Однажды ночью все игрушки, которые он сломал, все лягушки и бабочки, которых он мучил, собрались вместе, чтобы отомстить этому ужасному ребёнку.
Лучшие постановки 90-х годов
В этот период у знаменитого хореографа поменялась художественная точка зрения. Стиль его постановок изменился. Иржи Килиан обратился к сюрреализму и абстракции.
Постановки того времени:
- "Падение ангелов";
- "Чёрное и белое";
- "Шесть танцев";
- "Сарабанда";
- "Нет больше игры";
- "Приятные мечты";
- "Маленькая смерть";
- "Тёмное искушение";
- "Кагуя";
- "Прекрасная фигура";
- "День рождения".
Самая успешная постановка 21 века
В 2004 году на музыку Дирка Хибриха Иржи Килиан поставил балет "Бессонница". В спектакле заняты шесть танцовщиков. Сцену по диагонали пересекает занавес белого цвета из листов бумаги. Он создаёт грань между вымыслом и реальностью, сознательным и бессознательным. Танцовщики проникают за экран и там начинается их трансформация. Балет "Бессонница" - это анализ человеческих желаний и взаимоотношений между людьми, рассказанный в шести монологах и четырёх дуэтных номерах.
И. Килиана называют великим мастером нюансов, он прекрасно умеет находить такие танцевальные движения, которые способны выразить мельчайшие движения души - вздёрнутое плечо, сникшая кисть и т.д.
Отзывы о постановках
У зрителей различные эмоции вызывает Иржи Килиан (хореограф). Отзывы о его постановках можно встретить и весьма положительные, и крайне отрицательные. Многие пишут, что балеты этого хореографа их не цепляют и не впечатляют. Зрители не могут вникнуть в суть задуманного и воспринимают сюжет как бессмысленный. Многие считают, что в балетах Иржи музыка и хореография не одно целое, они сами по себе и не зависят друг от друга. А танцовщики просто исполняют какие-то движения, которые ни во что не складываются и больше похожи на вольные упражнения в гимнастике. Спектакли И. Килиана, по мнению публики, будут интересы исключительно тем, кто является поклонником современного балета, а те, кому ближе классика, их просто не смогут понять. Есть люди, которые говорят, что большинство балетов И. Килиана вызывает у них ощущение мёртвого бездушия. Некоторые зрители пишут, что не любили авангард на сцене, пока не познакомились с творчеством знаменитого на весь мир чеха. Поклонники современного искусства называют Иржи гением, а его спектакли - шедеврами.
В любом случае нужно обязательно сходить на балеты этого постановщика, чтобы как минимум познакомиться с его творчеством и составить о нём своё мнение, которое не заменят чужие отзывы.