Снорри Стурлусон – известный исландский поэт, прозаик, историограф и государственный деятель. Он известен тем, что собирал древние скандинавские саги, его произведения до сих активно изучаются в исторической науке как ценнейший памятник по древней истории северных стран.
Ранние годы
Снорри Стурлусон родился в 1178 году в Исландии. Он принадлежал к роду влиятельных землевладельцев. Снорри воспитывался в знатной семье родственника норвежского короля, где получил хорошее образование. Будущий знаменитый писатель изучил право, поэзию, литературу, но самое главное, ознакомился со старинными сагами, которые впоследствии легли в основу его знаменитых трудов. Ученый очень скоро приобрел известность как талантливый поэт и юрист.
Он выгодно женился в 1199 году, и от своей жены получил хорошее приданое. Вообще, он славился своим умением заводить себе сильных покровителей и с помощью браков своих родственников приобретать влиятельных заступников. Снорри Стурлусон пользовался известностью у себя на родине как талантливый общественный деятель, о чем свидетельствует тот факт, что он был избран законоговорителем – должность, которая считалась наиболее престижной в то время. Однако впоследствии его политическая карьера круто изменилась.
В Норвегии
Снорри Стурлусон в 1218 году покинул родину и переехал на службу к норвежскому королю. Тот был еще очень молод, и при нем регентом был ярл Скули. Исландский писатель сблизился с ним и стал его сторонником, а между тем последний стремился усилить свою власть, пользуясь молодостью правителя. Поэт пользовался покровительством норвежского двора и все свое влияние, по-видимому, употребил на соединение своей страны с Норвегией. Разумеется, такая политическая позиция испортила его репутацию на родине, где многие видные политические деятели считали, что он не может занимать высокий пост законоговорителя. Снорри Стурлусон, биография которого интересна многочисленными политическими перипетиями, однако, более известен как ученый и собиратель скандинавских древностей.
Учебник скальдической поэзии
Исландский автор прославился тем, что собрал и обобщил в своих произведениях древнейшие источники по мифологии северных стран. Показателен тот факт, что как раз в то время, когда эти произведения выходили в свет, данная мифологическая традиция уже уходила в прошлое. Но тем ценнее эти сочинения писателя, который очень трепетно подошел к собиранию литературных редкостей. Снорри Стурлусон, "Эдда" ("Младшая Эдда") которого является, пожалуй, одним из наиболее известных его произведений, увлекался старинными преданиями и фольклором. На их основе он в 1220-х годах создал свой знаменитый труд по скальдической поэзии, в котором задался целью ознакомить читателя с древними приемами стихотворного творчества. Но данное произведение интересно и своеобразной исторической концепцией, в которой мифология, легенда тесно переплелись между собой, так что споры о содержании и значении данного труда до сих пор вызывают споры среди ученых.
Структура
Главным источником для поэта стала сага. Снорри Стурлусон на основе данного вида фольклорного жанра создавал свои работы. Интересно содержание «Младшей Эдды», в которой автор представил свое ви́дение мира и его истории. Открывается сочинение прологом, в котором историк рассказывает о том, как скандинавские воины покинули Трою и поселились в Северной Европе, где местные народы признали их власть. Вторая часть называется «Видение Гюльви». В ней автор повествует о том, как конунг отправился в путешествие за знаниями и в процессе обучения узнает об устройстве мира и принципах его функционирования. Такая композиция была наиболее удобной для описания скандинавских мифологических представлений о природе, космосе и историй о легендарных и полулегендарных героях.
Третья часть посвящена основам стихосложения. В них Снорри пересказывает основные принципы скандинавской поэзии, делая упор на таких приемах, как замена имен и различные лексические обозначения. И, наконец, заключительная часть представляет собой целый ряд стихотворных сочинений самого автора, который на их примере демонстрирует различные варианты скандинавских стансов. Здесь следует отметить, что при жизни стихи писателя не пользовались популярностью - напротив, их довольно часто критиковали за витиеватый слог и сложность в изображении мыслей и идей. В настоящее же время литературоведы рассматривают его лирические опыты как интереснейший памятник по подражанию древним скандинавским поэтам.
Сборник саг
Одним из наиболее известных собирателей древностей был Снорри Стурлусон. «Круг земной» - это уникальное произведение, которое содержит огромное количество исторического материала не только по североевропейским странам, но и по таким крупнейшим государствам, как Древняя Русь, Византия, Англия. Автор писал свой труд на основе как письменных, так и устных источников. Но в основу его работы в первую очередь легла скальдическая поэзия, о чем он сам говорит в своем прологе. Он цитировал многих известных поэтов, однако при этом несколько вольно обращался с их материалом, часто додумывая многие сюжетные линии.
Источники
Писатель активно пользовался письменными сведениями, в первую очередь различными сагами о норвежских королях. Также он привлек сказки, старинные героические предания. Таким образом, в его новом произведении можно выделить несколько культурных слоев. Само сочинение в оригинале не сохранилось. До нас дошли лишь списки, отдельные редакции, переводы, что еще больше затрудняет задачу выявления первоначального, исходного, оригинального текста. Также в своем произведении упомянул Снорри Стурлусон о славянах. Так, он пишет про страну, которая располагалась к северу от Черного моря. Он называет реку Дон (правда, в своем сочинении он дает ей другое название). По его представлению, эти территории, где тогда располагалась Древняя Русь, находились на краю земли, и там обитали неизвестные народы.
Другие произведения
В 1220-1240-х годах ученый написал «Сагу об Эгиле». В этот раз он обратился к истории своей родины и в мифологической форме поведал об истории исландских родов, начиная с 9-го и кончая 11-м веком. В центре повествования – история скальда Эгила, который представлен как крайне неоднозначная фигура. Его семья не подчиняется конунгам, но в то же время и не выступает открыто против них. Снорри рассказывает о его путешествиях по северным странам, приводит его стихотворения. В своем новом труде он повествует о жизни нескольких поколений, что позволяет ему развернуть широкую панораму жизни исландского народа в раннее время. Мифологическая форма несколько затрудняет вычленение собственно исторических фактов, однако в настоящее время сага воспринимается как источник по древней истории Исландии.
Другое известное произведение историка - «Отдельная сага об Олаве Святом». Этот норвежский конунг жил и правил в 11-м веке и стал первым христианизатором своей страны. Он погиб в 1030 году, но уже в следующем году был канонизирован. Снорри в своем произведении повествует о его подвигах за пределами своей страны, его борьбе со шведским конунгом, его бегстве на Русь и последующем возвращении на родину для возврата себе власти и о его канонизации.
Последние годы
Политическая карьера писателя развивалась бурно и стремительно, однако закончилась весьма трагически. Выше уже говорилось о том, что он поддерживал ярла Скули, который был регентом при малолетнем норвежском короле. Кроме того, он поддерживал идею объединения Исландии и Норвегии. При такой позиции у него, естественно, было много врагов. Вступив в свои права, король, конечно, не мог одобрить политической позиции историографа. Противники на родине также активно выступали за то, чтобы лишить его власти. Этот клубок противоречий привел к трагическому финалу: писатель был жестоко убит в 1241 году, и эта страшная история нашла свое отражение в одной из саг, благодаря чему о печальной судьбе знаменитого ученого знает, наверное, каждый скандинавец. Снорри Стурлусон, книги которого являются ценнейшим источником по древней истории, внес весомый вклад в литературу и историографию.