В конце прошлого века, когда в школах только начинали использовать современные технические средства, педагоги и психологи уже тревогой говорили о том, что скоро вместо учителя в классе будет видеомагнитофон.
О кризисе смысла современного образования
Когда-то Понтий Пилат спрашивал у Христа о том, что на самом деле является истиной. А что собой представляет образование? Что представляют собой общекультурные компетенции в образовании? Ограничиваются ли они только простой передачей и получением знаний и навыков? На первый взгляд ответ на вопросы вполне очевиден, ведь образование ассоциируется с передачей опыта, накопленного предыдущими поколениями, молодежи.
Часть прогрессивных ученых и педагогов не согласны с подобным определением. Они убеждены в том, что есть личностная парадигма современного образования, ориентирующаяся на выявление и развитие индивидуальных способностей ученика. Общекультурная компетенция должна стать средой для передвижения ребенка по индивидуальной траектории.
Минимум образовательных программ
В новых стандартах образования прописан минимум для каждой учебной дисциплины, а также требования к выпускникам 4, 9 и 11 классов. Речь идет о конкретных навыках и умениях, с которыми ребенок должен переходить с одной ступени обучения на другую либо покидать стены родного учебного заведения. В связи с введением выпускных экзаменов в основной и средней школе в тестовом режиме, учителям некогда заниматься личностной ориентацией, развивать общекультурные компетенции учащихся, для них гораздо важнее подготовить ребят к ОГЭ и ЕГЭ. Не всегда учитель располагает механизмами личностного планирования процесса обучения, подачи одного и того же материала по-разному для каждого ребенка. К тому же в современной школе существует и проблема субъективности оценивания личных образовательных достижений.
Личностно-ориентированная парадигма современного образования есть, но о полной ее реализации в школьной практике говорить не приходится.
Реалии современной школы
Ситуация, которая сложилась в настоящее время в образовании, оценивается как кризисная. Практика и теория преподавания в настоящее время находятся на этапе перехода от простой передачи навыков и знаний к парадигме «выращивания развитой личности». Именно сейчас формирование общекультурных компетенций становится важной задачей, необходимым условием для полноценного развития подрастающего поколения.
Особенности сложившейся ситуации
Попробуем выяснить сложившуюся в образовании ситуацию, понять причины проблем, выявить варианты их решения. Для того чтобы переводить из доктринального уровня в практический вид парадигму личностно-ориентированного образования, сначала сами педагоги должны пересмотреть свои общекультурные и профессиональные компетенции.
Смысл личностного образования
Данная парадигма предполагает признание уникальности каждого ребенка, необходимость проработки индивидуальной образовательной траектории. Именно в этом случае предполагается развитие общекультурных компетенций. Атрибутами личности школьника являются знания, навыки, практические умения, но при личностном подходе они будут разными для каждого школьника.
О функциях личностно-ориентированного обучения
Сторонники данной образовательной парадигмы убеждены в том, что развитие общекультурных профессиональных компетенции возможно только при данной методике обучения. Функцией личностного подхода является обеспечение и отражение системы индивидуальных образовательных достижений ребенка. Предполагается не просто формирование ЗУН, но и выделение образовательных объектов, в которых у ребенка есть право самоопределения, получения дополнительных знаний, знакомства с определенными историческими и культурными достижениями предыдущих поколения. Именно в этой парадигме упоминается общекультурная компетенция. Школьник выявляет и развивает свое отношение к различным объектам природы и общества.
Личностный смысл по А. Н. Леонтьеву
Автор концепции личностного образования убежден в том, что общекультурная компетенция помогает ребенку находить мотив для самостоятельно усвоения знаний, получения новых умений и навыков. Он убежден в том, что именно мотивы влияют на жизненную позицию и мировоззрение ребенка, побуждают его к активной образовательной деятельности. Если ЗУН не связаны с реальными объектами, к которым ученик мог бы проявлять личностный смысл, ни о каком личностно-ориентированном образовании речи не пойдет.
Результаты исследований в современной педагогике
Общекультурная компетенция упоминается в работах многих современных педагогов и психологов. Они убеждены в том, что при поиске смысла получения знаний и подборе методов обучения важны определенные этапы:
- Личностное творчество ребенка по отношению к изучаемым природным или социальным объектам, которые распределены в соответствии с разными образовательными сферами.
- Осознание школьником своего опыта, знаний, которые были приобретены во время изучения общекультурных объектов и ценностей.
- Позиция, а также личное отношение к социальному опыту и общекультурным знаниям.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций помогает ребенку осознать его собственное место в обществе, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. У ребенка появляется возможность выделить в базовом содержании образования ту часть, которая необходима ему для будущей жизни. После введения в образование такого элемента, как компетенции, были разработаны образовательные стандарты второго поколения. Ученик по ФГОС должен овладеть знаниями в разных сферах, только в таком случае возможно полноценное развитие.
Содержание термина «компетенция»
В переводе с латинского языка данный термин означает перечень вопросов, ответы на которые хорошо знакомы человеку. Компетентность человека в какой-то сфере подразумевает обладание соответствующими способностями и знаниями, благодаря которым он может высказывать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Данное понятие довольно давно используется в отечественной педагогике.
К примеру, лингвистические компетенции хорошо изучены, применяются преподавателями иностранных языков. Введены и общекультурные компетенции бакалавра по каждой предметной области и ступени высшего образования.
В последнее время такое понятие, как «компетенция», уже не связывается с общепедагогическими, дидактическими, методологическими понятиями. Причина - в системно-практических функциях и развитии метапредметных связей между разными направлениями современной жизни.
Компетенции российского образования
В последнее время в российском образовании усиливается роль компетенций. В качестве одной из них можно упомянуть компетенцию в общекультурной деятельности. Она предполагает освоение и использование традиций своего народа, формирование патриотизма, духовности. Для отечественного образования наличие либо отсутствие общекультурной компетенции особенно актуально.
Под компетенцией подразумевается сумма умений, навыков, знаний, которые помогают человеку решать определенные задачи.
Компетентность предполагает обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение к предмету деятельности.
Под компетенцией подразумевается образовательная подготовка ученика, а компетентностью является личностное качество либо сумма качеств, а также минимальный опыт в определенной сфере. В «Стратегии модернизации образования» определены все компетентности школьников с учетом личностных качеств. По отношению к разным аспектам современного образования выделяют несколько функций компетентностей и компетенций. Относительно личности ребенка они должны отражать и развивать его желание изучать и анализировать реальные объекты. Они многомерны, включают все группы качеств, которые должны быть развиты у ребенка. Образовательные компетенции помогают школьнику усваивать определённые учебные предметы, использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Например, усвоив во время учебы в школе компетенцию гражданина, использовать ее молодой человек сможет после окончания ОУ. Что входит в структуру данного педагогического термина? В первую очередь название, вариант иерархии (предметная, общепредметная, ключевая). Далее указываются те объекты, для которых будет вводиться компетенция. Учитывается социально-практическая направленность, значение компетенции для социума. В качестве индикаторов будут выступать варианты контрольно-оценочных работ, направленных на выявление степени компетентности ребенка. Данный набор характеристик указывается во всех нормативных документах, методической и учебной литературе, а также в контрольно-измерительных материалах.
Заключение
Существует определенная иерархия образовательных компетенций. Содержание образования делят на метапредметное, межпредметное, предметное. Метапредметное характерно для любых предметных областей, а вот предметная компетенция выделяется для учебной дисциплины. На каждой ступени обучения выделяются свои варианты требований, учитывающие психологические и возрастные особенности учеников. Общекультурная компетенция связана с национальными особенностями и общечеловеческой культурой, духовными и нравственными основами жизни человечества. Она рассматривает основы семейных, социальных, общественных традиций и обычаев как отдельного народа, так и всего человечества. Именно данная компетенция связана с пояснением влияния религии на развитие общества, формирование у населения духовности. Овладение данной компетенцией предполагает рациональное использование человеком своего свободного времени, уделение внимания изучению культурного наследия своего края, региона. Для того чтобы в полной мере у подрастающего поколения формировалась общекультурная компетенция, на начальной ступени обучения были введены специальные курсы по регионоведению. В их программное содержание включены вопросы, касающиеся семейных традиций, основ религии. Для того чтобы выпускнику школы, техникума, университета, было комфортно в социальной среде, нужно формировать именно общекультурную компетенцию.