Эрих Кестнер (1899-1974), немецкий писатель и критик, родом из Дрездена, снискавший свою популярность благодаря юмористическим романам для детей и злободневной поэзии с оттенком сатиры.
Детство
О детских годах писателя можно узнать из его произведения под названием "Когда я был маленьким". Из биографических текстов, имеющихся в Сети, известно не очень многое: рос мальчик в Дрездене, а в 14 лет поступил на учительские курсы. Однако, спустя три года, незадолго до их официального завершения Эрих Кестнер прервал обучение. Позже эти события будут описаны самим автором в книге "Летающая классная комната".
Дом, в котором мальчик жил со своей семьёй, располагался на Кёнигсбрюкер-штрассе. Сейчас неподалёку от него находится музей, посвящённый самому писателю. Отец Кестнера работал шорником, а мать успела побывать в трёх "амплуа": служанки, домработницы и парикмахера.
Юноша очень любил её, поэтому, даже покинув отчий дом с началом Первой мировой (1917), продолжал писать матери, сочиняя трогательные письма и открытки. Нежные чувства к ней Эрих Кестнер перенёс и в свои произведения. Более того, его отношение не пошатнулось даже с появлением слухов о том, что она изменяла мужу с их семейным врачом Эмилем Циммерманом. Впрочем, эти сведения так и не подтвердились, как и предположения о том, что Эрих мог являться его сыном.
Молодые годы
Будучи призванным на военную службу, юноша прошёл обучение в роте тяжёлой артиллерии. Это оказалось очень сложным испытанием для молодого Кестнера и сыграло главную роль в формировании его мировоззрения.
В армии Эриха жёстко муштровали, что привело к развитию сердечных заболеваний у будущего писателя. Несколько позже образ его главного обидчика сержанта Вауриха появится в одном из сатирических стихотворений, высмеивающем немецкий милитаризм и подобных людей, с радостью поддерживающих данную политику.
Карьера
После завершения Первой мировой Эрих Кестнер был зачислен в университет Лейпцига, где отдал предпочтение гуманитарным наукам и театроведению. Однако обучение не было бесплатным, и опустевшие карманы заставили молодого человека задуматься над необходимостью подработки, несмотря на "золотую стипендию", полученную им ранее.
В итоге Кестнер перепробовал очень многое: от продавца духов до помощника биржевого маклера. После защиты диссертации в 1925 г. Эрих начал зарабывать в сфере журналистики критикой театральных представлений в колонке одной из местных газет, но спустя два года был уволен. Молодого человека обвинили в фривольном поведении за написание стихотворения "Вечерняя песнь камерного виртуоза", имеющего явный эротический подтекст.
Почти сразу после описанных событий Кестнер Эрих перебрался в Берлин, чтобы продолжить работу во всё той же газете, только в качестве внештатного сотрудника отдела культуры. За время молодой человек перебрал немало псевдонимов, под которыми публиковал свои статьи: Бертольд Бюргер, Мельхиор Курц, Петер Флинт и Роберт Нойнер.
На сегодняшний день стало известно, что в период с 1923 по 1933 гг. Кестнер написал более 350 статей. Точная цифра неизвестна, поскольку многие работы писателя были уничтожены пожаром в 1944 году.
В период с 1926 по 1932 гг. в газете Beyers für Alle вышло чуть менее двухсот различных историй и загадок для детей, написанных Эрихом и опубликованных под псевдонимом Клаус и Клэра. Кроме того, мужчина печатал свои статьи и прочие материалы в различных периодических изданиях, что быстро принесло ему известность в интеллектуальных кругах Берлина.
Эрих Кестнер: книги автора
Первая книга писателя, вышедшая в 1928-м, была сборником стихов, как и три последующих. Через год появились произведения в прозе: одно из них (детский роман "Эмиль и детективы") пользуется популярностью до сих пор. По нему снято несколько фильмов и даже мини-сериал, хотя в сюжет самой первой экранизации были внесены некоторые правки, в соответствии с требованиями того времени.
Несколько позже были изданы другие детские произведения: "Кнопка и Антон", "Летающая Классная комната", "Две Лотты". Единственным романом, имеющим ценность, с точки зрения литературной значимости, считается опубликованный в 1931 году "Фабиан: история одного моралиста".
В 1933 году Эрих Кестнер, книги которого были сожжены как порочащие и возражающие немецкому духу, был вычеркнут из союза писателей после нескольких допросов в гестапо. Писатель, оставшийся в Берлине из-за нежелания бросать свою мать, лично наблюдал за "огненным шоу" на площади.
Как итог, в Третьем рейхе публикация его произведений была под строгим запретом, но Эриху удалось издать в Швейцарии несколько вполне безобидных романов.
По окончании войны писателем будут написаны автобиографическая повесть о его детских годах "Когда я был маленьким", а также "Маленький Макс" и "Маленький Макс и маленькая мисс" (1957), посвящённые сыну Эриха.
Последним произведением Кестнера, опубликованным в 1961 году, будет его дневник "Нотабене 45".
После Второй мировой войны
В 1944 году квартира Кестнера сгорела в результате бомбардировки, поэтому, когда война была окончена, писатель перебрался в Мюнхен, где занял руководящую должность в отделе местной газеты, выступал на радио и в литературном кабаре.
Видимо, благодаря столь бурной жизни Кестнер Эрих так и не был женат, но имел горячо любимого сына Томаса. Умер писатель в одной из мюнхенских клиник (Нойперлах) в июле 1974 года и был похоронен на кладбище Святого Георга.