Сангарский пролив, иначе называемый Цугару, расположился между японскими островами Хонсю и Хоккайдо. Он соединяет Японское море и Тихий океан, в то время как под ним находится Сэйкан - железнодорожный тоннель, протянувшийся от префектуры Аомори до города Хакодате.
Информация о проливе
Ширина Цугару колеблется от 18 до 110 км в зависимости от места измерения, длина составляет 96 км. Глубина судоходной части зависит от времени приливов и отливов, потому может изменяться от 110 до почти 500 метров.
Своё название пролив получил в честь полуосторова Цугару, расположенного на северной оконечности Хонсю. Тот же был так поименован от этнонима племени, проживавшего в данной местности.
До середины ХХ в. официальным названием считался Сангарский пролив, поскольку первая карта с его изображением была составлена адмиралом Крузенштерном, давшим ему именно такой топоним.
Несмотря на обилие якорных стоянок, Цугару хорошо продуваем ветрами из-за отсутствия закрытых мест. Оба берега, примыкающие к проливу, имеют неровный рельеф (преимущественно горный), покрытый густым лесом.
Ближайшими к Цугару городами являются Аомори, расположенный с южной стороны, и Хакодате на острове Хоккайдо (Япония). Также в относительной близости находятся Саппоро и Юбари.
Основное течение в Цугару направлено на восток, однако имеет свойство разветвляться и менять ход своего движения, достигая скорости около 6 км/ч, в то время как приливная волна идёт со скоростью 2 м/сек.
Режим Сангарского пролива
До периода Второй Мировой проход торговых и военных судов через Сангарскй пролив был свободным. Поскольку до того времени не было заключено ни одного соглашения, регламентировавшего режим Цугару, Страна восходящего солнца активно пользовалась этим упущением против СССР. Так, с наступлением Второй Мировой Япония закрыла доступ к проливу всем иностранным судам, объявив его оборонительной зоной государства.
На многие годы советсткие суда лишились возможности проходить коротким путём к Тихому океану. Это имело большое значение, т. к. Японское море (на карте его легко отыскать) является закрытым и Цугару был единственным проливом, соединяющем его с открытыми водами.
Потому после окончания войны, вместе с разгромом империализма в Стране восходящего солнца, вопрос о режиме прохода кораблей был поставлен иначе. В итоге на конференции 1951 года в Сан-Франциско о мирном договоре с Японией СССР было выдвинуто предложение о демилитаризации пролива и открытии его для торговых судов всех стран и военного транспорта прибрежных государств. Однако инициативу Советского Союза отвергли, несмотря на её благоразумность с точки зрения обеспечения свободы и безопасности судоходства.
Сегодня пролив Сангарский является свободной зоной для прохода любых кораблей, однако его режим во многом зависит от усмотрения Японии и в любой момент может измениться.
Цугару и Японское море
На карте данный водоём расположен в бассейне Тихого океана, отделяемый от него островами Японии и Сахалином. Его площадь составляет 1,062 млн кв. км.
Зимой северная часть вод скована льдами, и единственным незамерзающим участком моря в этой стороне является пролив Цугару. Это делает его крайне востребованным для торговых судов приморских районов России в качестве самого короткого пути к Тихому океану. Кроме того, нынешняя военная политика Японии сильно сократила территориальные воды - до 3 морских миль (вместо положенных 20) от берега, чтобы ВМС США могли свободно проходить через Сангарский пролив, не нарушая закона о запрете нахождения ядерного оружия на территории Страны восходящего солнца.
Японское море, иначе называемое Восточным, омывает берега России, Кореи и Японии - военные суда именно этих государств, по замыслу СССР, должны были получить доступ к Цугару.
Также Сангарский пролив используется для ловли рыбы, добычи крабов и водорослей.
Сэйкан
Железнодорожный тоннель Сэйкан длиной 53,85 км с фрагментом 23,3 км, уходящим под воду на глубину 100 метров ниже уровня морского дна, до постройки Готардского базисного тоннеля считался самым длинным в мире. Из-за низкой стоимости авиаперелетов в пределах Японии не пользуется популярностью среди местных жителей, поскольку значительно уступает по продолжительности времени в пути.
Данный тонель пролегает под Сангарским проливом, образуя железнодорожное сообщение между островами Хонсю и Хоккайдо, будучи частью линии Kaikyō (Кайкё). Его название образовано от сокращения наименований городов, между которыми он распростёрся - префектура Аомори и Хакодате.
Кроме того, Сэйкан - второй по времени сооружения подводный тоннель после Каммона, соединяющего осторова Хонсю (Япония) и Кюсю.
История тоннеля
Проектировка Сэйкана заняла 9 лет. Он сооружался 24 года в период с 1964 по 1988 год. В строительстве участвовало более 14 млн человек, проложивших бесстыковой путь.
Это особый тип конструкции железной дороги, при котором используются сварные рельсовые плети, длина которых значительно превышает стандартную. За счёт данной технологии бесстыковой путь более долговечен и надёжен при эксплуатации, однако требует особого внимания и ухода, поскольку последствия неисправности часто фатальны.
Толчком к сооружению тоннеля стало событие 1954 года: в проливе Цугару произошла масштабная морская катастрофа, унесшая более 1000 жизней. Все эти люди были пассажирами пяти паромов, курсировавших между Хонсю и Хоккайдо. Правительство Японии среагировало на происшествие почти мгновенно - уже в следующем году завершились изыскательные работы, на основе которых было принято решение построить Сэйкан. Затраты на его сооружение в ценах того времени составили около 4 млрд долларов.
13 марта 1988 года тоннель был открыт для грузовых и пассажирских перевозок.
Современность
26 марта этого года в тоннеле Сэйкан было запущено движение Синкансен - высокоскоростных поездов, проезжающих расстояние около 900 км между Токио и Хакодате (осторов Хоккайдо) за 4 часа.
Как было сказано выше, ныне туннель продолжает быть относительно свободным, поскольку даже замена паромной переправы на железнодорожный тоннель не смогла остановить снижение пассажирского потока на этом направлении. За одиннадцать лет с начала эксплуатации Сэйкана он сократился более чем на 1 млн человек. Ранее объём потока составлял более 3 млн пассажиров, однако к 1999 году упал до менее чем 2 млн.