Катастрофа над Синаем: фото, причины и расследование

В последний день октября 1915 года над центральной частью Синайского полуострова произошла авиакатастрофа, унесшая жизни двухсот двадцати четырёх человек, большинство из которых были гражданами России. За всю историю авиации это был случай самой массовой гибели наших соотечественников на борту самолёта. Катастрофа над Синаем, фото которой облетели мир, оказалась в центре внимания мировой общественности, а о её причинах высказывались самые различные предположения.

Катастрофа над Синаем фото

События того рокового утра

Но прежде чем говорить о версиях случившегося, которыми пестрели в те дни многочисленные репортажи с места событий, попытаемся восстановить хронологию происшедшего. Известно, что 31 октября самолёт российской авиакомпании «Когалымавиа» Airbus A А321-231 совершал перелёт из египетского города-курорта Шарм-эль-Шейх, расположенного на южной оконечности Синайского полуострова, в Санкт-Петербург.

Самолёт осуществлял чартерный, то есть нерегулярный рейс. Он был зафрахтован туристической фирмой Brisco, и на борту находились её клиенты, возвращавшиеся после отдыха на Красном море. Оторвавшись от взлётно-посадочной полосы в 6 часов 52 минут и взяв курс на Северную столицу России, он через двадцать три минуты полёта внезапно исчез с экранов радаров. Следует отметить, что до этого никаких сообщений о возникновении на борту нештатных ситуаций не поступало, и катастрофа над Синаем явилась для всех неожиданностью.

Срочно организованная поисковая группа обнаружила в центральной части полуострова недалеко от города Нехель обломки разбившегося лайнера, разбросанные на протяжении пятнадцати километров. Спасатели были вынуждены констатировать, что никому из пассажиров и членов экипажа спастись не удалось. Среди погибших было семеро детей. Сразу после катастрофы над Синаем последовало заявление запрещённой в нашей стране террористической организации ИГИЛ о том, что она берёт на себя ответственность за происшедшее.

Аэробус А321-231

Вот, пожалуй, и всё. Теперь посмотрим, что представлял собой лайнер, погибший в небе над Египтом. Несмотря на то что выпущен он был в 1997 году и в небе успел провести девятнадцать лет, это был, по меркам современной авиации, ещё нестарый самолёт, исчерпавший лишь сорок восемь процентов своего лётного ресурса. Специалисты считают такой возраст вполне допустимым. По всему миру сегодня летают тысячи его сверстников. Поэтому предположение о том, что катастрофа над Синаем произошла в результате износа лайнера, едва ли имеет под собой основание.

Журналисты, комментировавшие событие, обращали внимание на то, что за годы своей жизни самолёт неоднократно менял владельцев и сдавался в лизинг. Однако и это не даёт повода для беспокойства. Подобная практика давно установлена в сфере авиационных перевозок и принята во всём мире.

Жертвы катастрофы над Синаем

Прежде за годы эксплуатации лайнера с ним не было серьёзных аварий, за исключением единственного случая, происшедшего в ноябре 2001 года. Тогда, завершая рейс из Бейрута в Каир, и выполняя посадку в египетской столице, самолёт оказался в нештатной ситуации – в результате ошибки пилота, чрезмерно задравшего нос лайнера, его хвост ударился о бетон посадочной полосы.

Никто из пассажиров и членов экипажа при этом не пострадал, а полученные самолётом повреждения были устранены. Вскоре его эксплуатация была возобновлена и после четырнадцати лет безаварийной работы трудно предположить, что катастрофа в небе над Синаем имеет какую-то связь с тем инцидентом.

Экипаж воздушного корабля

Нередко причинами трагедий, разыгравшихся в воздухе, становится человеческий фактор, то есть неправильные действия пилотов, вызванные их некомпетентностью или преступной халатностью. Поэтому во время следствия учитывался и этот вариант. Однако никаких претензий экипажу предъявить не удалось.

Кроме того, самолёт в тот день пилотировался достаточно опытными лётчиками. Командир корабля В. Ю. Немов и второй пилот С. С. Трухачёв налетали за свою жизнь достаточное количество часов, в том числе и на самолётах данного типа. Кроме пилотов, в экипаж лайнера входили также пять бортпроводников.

Первые предположения о причинах случившегося

Расследование катастрофы над Синаем осуществлялось представителями шести государств: Египта, России, Франции, США, Германии и Ирландии. В его работе приняли участие наиболее квалифицированные и опытные специалисты этих стран. Уже на следующий день была начата расшифровка данных, содержавшихся в бортовых самописцах, обнаруженных на месте аварии, и получивших лишь незначительные повреждения.

Обломки самолёта, разбросанные на участке протяжённостью более пятнадцати километров, свидетельствовали о том, что разрушение лайнера произошло ещё в воздухе. Это, в свою очередь, наталкивало на мысль о произошедшем на борту взрыве. Однако вначале следствия версия теракта ещё не была доминирующей. В результате чисто технических неисправностей взорваться мог, например, топливный бак или литиевые батареи. Подобные случаи имели место в лётной практике.

Катастрофа над Синаем сохраняете память

Версия теракта

Через неделю стали известны первые результаты расшифровки самописцев. По данным, приведённым председателем международной следственной комиссии Айманом аль-Мукаддом, на последних секундах записи явно прослушивался резкий посторонний звук, происхождение которого должен был установить специальный анализ.

Конкретно же причины катастрофы над Синаем стали известны 16 ноября из сообщения представителя российской стороны Александра Бортникова. Он сообщил, что в результате проведённой экспертизы на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества нероссийского производства.

Они неопровержимо свидетельствуют о том, что на борту было приведено в действие самодельное взрывное устройство, мощность которого составила примерно один килограмм в тротиловом эквиваленте. После этого сообщения версия теракта получила полное обоснование.

На следующий день было опубликовано обращение ФСБ РФ к мировой общественности и гражданам России, содержащее призыв к содействию в установлении личностей террористов. В качестве награды за информацию, способствующую их поимке, в нём указывалась сумма пятьдесят миллионов долларов США.

Позиция, занятая правительством Египта

Эта версия случившегося крайне не устраивала египетское правительство, так как наносила серьёзный урон туристическому бизнесу страны. И действительно, почти все крупнейшие авиакомпании мира в те дни приостановили полёты над территорией Синая, до окончательного выяснения обстоятельств происшедшего.

Заявив, что примет во внимание сообщение российских экспертов, созданная властями Египта следственная комиссия в декабре 2015 года, тем не менее объявила, что, проведя всестороннее изучение обстоятельств дела, не нашла подтверждения проникновения на борт самолёта посторонних лиц, а также доказательств совершения теракта.

Катастрофа над Синаем фото погибших

Мнение сторонних наблюдателей и экспертов

Это было тем более странно, что, по сообщению американских военных, их разведывательный спутник зафиксировал в воздухе тепловую вспышку в момент аварии аэробуса. Данные наблюдения при этом исключают попадание в самолёт ракеты, так как в этом случае был бы зафиксирован её тепловой след. Крушение же в результате аварийной посадки исключается тем, что вспышка была замечена в воздухе, а не на земле.

Этой же версии придерживаются и аналитики частной американской компании Stratfor, специализирующиеся в области технической экспертизы. Они также признали наиболее вероятной причиной взрыв на борту, хотя и не дали окончательного заключения о его причине.

В ноябре на страницах печати появились сообщения о том, что специалистам удалось разделить следы травм, которые получили жертвы катастрофы над Синаем на две группы – те, что вызваны падением, и те, что носят на себе явные признаки взрыва. Это было весьма важно. В результате после идентификации останков пассажиров и с учётом того, кто из них на каком месте находился, согласно купленным билетам, удалось установить с достаточно высокой степенью достоверности место, где было заложено взрывное устройство.

Но даже после этого вопрос о том, в результате чего произошла катастрофа над Синаем, фото жертв которой шокировали мировую общественность, остаётся открытым. Как уже сказано выше, главным противником версии теракта являлось правительство Египта. Для него было крайне невыгодно признать правду о том, почему произошла катастрофа над Синаем. Версия, которая запрещена египетскими властями и практически не освещалась в местных СМИ, тем не менее получила ряд косвенных подтверждений. Приведём лишь один пример.

Катастрофа над Синаем фото жертв

О чём молчали египетские СМИ

По сообщениям ряда зарубежных информационных агентств известно, что сразу после случившегося в аэропорту Шарм-эль-Шейх египетскими властями был произведён ряд задержаний лиц, подозреваемых в причастности к катастрофе. Всего задержали семнадцать человек. Кроме того, были объявлены в розыск ещё двое служащих, отвечавших за сканирование багажа пассажиров и бесследно исчезнувших после аварии. Данная информация исходила от сотрудников МВД страны и вначале не была засекречена.

Однако через некоторое время высокопоставленные представители правительства выступили с её категорическим опровержением, утверждая, что у них нет и не было оснований видеть причину случившегося в теракте. Они с неизменным упорством продолжают говорить о том, что катастрофа над Синаем явилась следствием технической неисправности самолёта, а следовательно, произошла по вине авиакомпании.

Их позиция может объясняться лишь тем, что, в случае признания халатности работников аэропорта или их прямого сговора с преступниками, в результате чего на борт самолёта была пронесена взрывчатка, вина за случившееся ляжет на государство. Понятно, что такой исход дела чреват выплатами компенсаций родным погибших и пострадавшей авиакомпании, а также потерей потока туристов на курорты страны и многими другими негативными последствиями.

Реакция правительств ряда ведущих государств

Но тем не менее катастрофа над Синаем, фото которой не сходили в те дни с телеэкранов всего мира, имела для экономики Египта крайне негативные последствия. Уже 4 ноября правительства Великобритании и Ирландии запретили своим авиакомпаниям совершать полёты над территорией Синая и выполнять рейсы в Шарм-эль-Шейх с любых направлений.

На следующий день с аналогичной инициативой выступили представители авиационных властей США и Германии. Правительства Бельгии, Нидерландов и Франции не вводили запреты, но через средства массовой информации предупредили своих граждан о нежелательности полётов на египетские курорты ввиду возможных атак террористов, в результате одной из которых и произошла катастрофа над Синаем. Фото погибших красноречивей всяких слов убеждали в обоснованности таких предостережений, и поток туристов на побережье Красного моря сократился до минимума.

кКтастрофа над Синаем список погибших

Приостановка полётов из России в Египет

Соответствующая реакция последовала и с российской стороны. Именно она понесла всю тяжесть потерь, так как жертвы катастрофы над Синаем, за исключением пяти человек, были её гражданами. Кроме россиян, на борту находились четверо подданных Украины и один гражданин Белоруссии. В основном пассажиры являлись жителями Санкт-Петербурга, а также Ленинградской, Псковской и Новгородской областей.

Ввиду случившегося, 6 ноября президент России В. В. Путин подписал указ о приостановки воздушного сообщения с Египтом вплоть до установления должного уровня безопасности полётов. В тот же вечер это распоряжение вступило в силу. Исключение составили лишь авиарейсы, организованные для вывоза российских туристов, закончивших свой отдых. Но и в этом случае предпринимались повышенные антитеррористические меры. На борт можно было брать лишь ручную кладь, а весь прочий багаж доставлялся отдельно самолётами МЧС.

Задача, поставленная президентом

Кроме приостановки полётов, был предпринят ещё целый ряд чрезвычайных действий, причиной которых стала катастрофа над Синаем. Список погибших был столь велик, что происшедшее незамедлительно вызвало резонанс в самых широких слоях общества. В ответ на возмущения россиян действиями террористов президент РФ, выступая на совещании по результатам расследования, поставил задачу соответствующим службам найти для привлечения к ответственности виновных в совершённом злодеянии.

Вслед за этим министр обороны России С. Шойгу во время переговоров с президентом Египта, подводя итог проведённому расследованию, заявил, что российская сторона располагает данными, согласно которым, катастрофа над Синаем была организована террористической группировкой «Вилаят-Синай», входящей в состав запрещённой в нашей стране организации ИГИЛ.

Память о погибших

В знак всенародной скорби о жертвах теракта, ставшего одним из крупнейших за последние годы, 1 ноября был объявлен траур. В самом Санкт-Петербурге, где проживало большинство погибших, он продлился три дня. Кроме того, губернатор города Г. Полтавченко выступил с инициативой создания мемориала в память тех, чьи жизни унесла катастрофа над Синаем.

Катастрофа над Синаем версия которая запрещена

«Сохраняете память о случившемся – сумеете избежать подобного в будущем» – эта проверенная временем истина должна послужить и в деле борьбы с одной из главных проблем XXI века – терроризмом. Недаром пресс-секретарь президента Д. Песков, выступая на организованной в марте встрече с журналистами, подчеркнул, что приказ о розыске преступников, отданный В. В. Путиным министру обороны, является бессрочным, и их злодеяние никогда не будет забыто.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.