Дошкольная олигофренопедагогика играет важную роль в развитии детей, имеющих серьезные проблемы с психическим здоровьем.
Этапы развития
Исследования, проведенные в сфере обучения и воспитания дошкольников с серьезными нарушениями интеллекта, позволили выделить три периода:
- Развитие коррекционной педагогики с 1930 по 1978 гг. В это время накапливался педагогический опыт, изучались психолого-педагогические и клинические особенности состояния умственно отсталых малышей дошкольного периода, готовилась нормативно-правовая база, научно-методическая литература для создания специальных коррекционных дошкольных ОУ.
- Модернизация содержания коррекционно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях для ребят с нарушениями интеллекта с 1978 по 1992 гг.
- Ориентация на раннее выявление интеллектуальных нарушений у дошкольников, психолого-педагогическую коррекцию выявленных нарушений, подключение к обучающему процессу родителей (1992 год - наши дни).
Становление олигофренопедагогики в ДОУ
Проанализируем периоды ее формирования подробнее.
В первом особую роль сыграла теория Л. С. Выготского. В тридцатые годы прошлого века в России были раскрыты основные закономерности формирования детской психики. Исследования, проводимые в тот период, показали, что формирование высших психических функций человека происходит после рождения. На данный процесс оказывает влияние социальная среда, обучение и воспитание. В результате полученных данных педагоги смогли оценить взаимосвязь социального и биологического факторов в развитии дошкольника, появились основы олигофренопедагогики.
Отечественная теория развития познания дошкольников
Ученые установили факт постепенного формирования познания дошкольников путем раскрытия заложенных в нем возможностей. Теория Л. С. Выготского позволила педагогам подобрать новые методы олигофренопедагогики для дошкольного возраста.
Советские психологи Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьева показали, что обучение не просто является ведущим фактором в формировании интеллекта, развитии психических процессов, но и в развитии творческой деятельности дошкольников. Итогом продолжительной работы группы педагогов в тесной взаимосвязи с психологами стало появление во второй половине прошлого века развивающего обучения в дошкольной педагогике.
Значимость развивающего обучения для олигофренопедагогики
Подобный способ обучения умственно отсталых дошкольников появился в 1975 году. Именно в это время в Москве было открыто специальное дошкольное учреждение, предназначенное для малышей с нарушениями интеллекта. В ходе исследований удалось установить, что коррекция аномального развития возможна только при развивающем обучении, применении теории сенситивных периодов. Малыш, имеющий нарушения в развитии, нуждается в детальном и своевременном педагогическом воздействии. Результативность коррекционно-воспитательных мероприятий напрямую зависит от того, когда была начата работа. Олигофренопедагогика - это и есть воспитание и развитие таких детей. Чем раньше будут выявлены проблемы, разработана программа по их устранению, тем больше шансов на то, что коррекция будет иметь положительные результаты.
Программа по воспитанию умственно отсталых дошкольников
Опубликована она была в 1976 году. Помимо создания воспитательной и обучающей методик, были разработаны специальные рекомендации по их внедрению в дошкольные образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии. В методике отмечалось, что олигофренопедагогика - это раздел дефектологии, специализирующийся на проблемах развития и воспитания умственно отсталых малышей.
В конце 20-го века продолжились исследования в данной сфере педагогики. Была проведена переподготовка по олигофренопедагогике воспитателей, детских психологов. Результатом работы группы психологов и педагогов ДОУ стало создание теории деятельностного подхода к развитию личности дошкольника. Исследователи опубликовали несколько научных сборников, в которых отмечалось, что олигофренопедагогика - это не приговор, а повод для усиленной работы педагогов. Появилась в 80-х годах прошлого века и специальная программа, разработанная О. П. Гаврилушкиным, Н. Д. Соколовым, предназначенная для обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста.
В ней идет речь о том, что олигофренопедагогика - это важное направление педагогической деятельности, предполагающее комплексный подход к развитию и воспитанию малышей, имеющих нарушения интеллекта. Акцент был сделан на создание оптимальных условий для формирования детской деятельности. Рассчитаны обучающие программы на развитие дошкольников от 3 до 8 лет. Они предполагают выявление и коррекцию личности малыша с нарушенным интеллектом.
Внимание уделяется комплексному подходу к деятельности детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии.
Специфика детской олигофренопедагогики
Так что такое олигофренопедагогика? Определение свидетельствует о том, что в первую очередь идет речь о системе действий, направленных на преодоление психических расстройств у дошкольников, помощь таким детям в адаптации к социальной среде. Помимо традиционных ролевых игр, используемых в ДОУ, особое внимание уделено изобразительной деятельности. Дети, имеющие серьезные проблемы с интеллектом, вовлекаются воспитателями и психологами в конструирование, им предлагаются занятия по лепке, рисованию. В ходе подобной деятельности происходит развитие мелкой моторики у дошкольников, развивается их речевой аппарат, формируются навыки коммуникативного общения. Даже при серьезных отклонениях в развитии, при правильном подходе воспитателей и психологов, возможно формирование элементарных математических представлений, а также закладывание основ поведения в обществе.
Современная олигофренопедагогика
Что изучает олигофренопедагогика в настоящее время? Внимание педагогов и психологов привлекает поиск новых форм и методов работы с дошкольниками, которые сильно отстают от своих сверстников по интеллектуальному развитию. В основном в качестве формы оказания коррекционной поддержки дошкольникам с проблемами в интеллектуальном развитии выступают специальные коррекционные дошкольные учреждения. Именно здесь прекрасно развита логопедия. Олигофренопедагогика функционирует по специальным программам, утвержденным Министерством образования РФ, в тесной взаимосвязи воспитателей с медицинскими работниками, детскими психологами.
Исследования в РФ по олигофренопедагогике
Современные исследования, проводимые в сфере коррекционной педагогики, в первую очередь ориентированы на создание специальной концепции раннего выявления проблем, оказание своевременной психолого-педагогической корректировки выявленных отклонений в умственном развитии дошкольников. Для того чтобы работа специалистов была эффективной, коррекционная педагогика должна развиваться во взаимосвязи с институтом семейного воспитания.
Применение семейно-общественного подхода в ранней диагностике интеллектуальных отклонений у дошкольников подразумевает поддержку специалиста-дефектолога. После выявления проблем решается вопрос о дальнейшем обучении малыша. Создается специальная комиссия, в состав которой включаются не только медицинские работники, но и дефектолог, воспитатель, логопед, детский психолог. В случае подтверждения медиками диагноза, при выявлении серьезных умственных отклонений от нормы дошкольник направляется на последующее воспитание и обучение в специализированное дошкольное учреждение.
Задачи дошкольной олигофренопедагогики
Основным предметом дошкольной олигофренопедагогики является изучение теоретических параметров обучения и воспитания умственно отсталых детей. Именно в этом возрасте происходит максимально быстрое формирование свойств и качеств, которые превращают биологическое существо в человека. На данном этапе развития создается некий фундамент, который необходим для последующего формирования специальных навыков и умений, усвоения разных видов деятельности.
Помимо качеств и свойств психики детей, которые определяют характер поведения, происходит формирование отношения к окружающему миру, природе. Если в данный период не удается в полной мере скорректировать интеллектуальное развитие малыша, это негативно отразится на его последующем развитии.
Заключение
Олигофренопедагогика в последнее время привлекает внимание психологов и педагогов, так как детей с серьезными отклонениями в интеллектуальном развитии становится, к сожалению, с каждым годом все больше. В штате многих дошкольных учреждений есть психолог, учитель-логопед. В их задачу входит выявление на ранних этапах развития проблем с речью, памятью, концентрацией внимания и т. д. Именно от профессионализма этих сотрудников зависит, будут ли своевременно выявлены отклонения в интеллектуальном развитии дошкольников. Основная проблема заключается в том, что многие неблагоприятные факторы, касающиеся умственной отсталости, имеют затяжной характер.
ФГОС второго поколения, введенные в дошкольных образовательных учреждениях, направлены на раннюю диагностику творческих способностей малышей. При серьезном отношении воспитателей к новым федеральным образовательным стандартам, придуманным специально для дошкольных государственных учреждений, удается оперативно определить в группе детей с умственной отсталостью, оказать им посильную помощь, привлечь к работе с такими дошкольниками профессионалов: медиков, психологов, логопедов.