Так как таможенной службой РФ обеспечивается значительная часть фискальных поступлений, идущих в федеральный бюджет, государство старается максимально контролировать соблюдение установленных норм и правил оформления грузов со стороны всех участников ВЭД, включая также расчет и уплату каждой ставки таможенных пошлин. Все это обуславливает необходимость наличия серьезного опыта и специализированных знаний в сфере пограничного регулирования у каждого человека, который собирается пересекать границу с определенными товарами.
Главный нормативный документ, в соответствии с которым регламентируются ставки таможенных платежей – это Таможенный кодекс Таможенного союза, второй раздел которого всецело посвящен данной теме.
Основные виды
В первую очередь стоит отметить, что существуют две основные группы платежей – импортная и экспортная. Каждая из них включает в себя разные требования и, соответственно, ставки таможенных пошлин.
Импортная
В соответствии с действующим ТК ТС такие таможенные платежи включают в себя:
- Ввозную пошлину. Является обязательным платежом, который должен взыматься таможенными органами при перемещении каких-либо товаров через границу.
- НДС. Должен взыматься при попытке ввоза товаров в Таможенный союз. Представляет собой косвенный налог, уплата которого регулируется не только ТС, но также налоговым законодательством отдельных стран.
- Акцизы. Взимаются при любом ввозе товарной продукции на территорию ТС. Представляет собой косвенный налог и регулируется точно так же, как и НДС.
- Таможенные сборы. Обязательный платеж, который взымается соответствующими органами за выполнение ими действий, которые касаются выпуска товаров с территории, а также их сопровождения или каких-либо других действий, определенных ТК или действующим законодательством других стран ТС. Общий список действий, которые могут являться основанием для данной ставки таможенных пошлин, на данный момент открыт, то есть его могут дополнять, основываясь на действующем ТК ТС. Также его могут дополнять, отталкиваясь от каких-либо отдельных нормативно-правовых актов отдельных стран-участников ТС.
Экспортные
Среди этой группы стоит отметить следующие пункты, по которым устанавливаются ставки таможенных пошлин:
- Вывозная пошлина. Данный термин не только не указывается в нормативно-правовых актах России, но еще и не объясняется точно правилами ТС. Определить его можно по аналогии с ввозной выплатой.
- Таможенные сборы. Размер данной выплаты не может быть больше приблизительной стоимости затрат, понесенных соответствующими органами при совершении каких-либо действий, по отношению к которым установлен сбор. Если это правило не соблюдается, то у плательщика появляется право написать заявление о возврате суммы, которая была излишне уплачена, а также каких-либо других денежных средств. Единственное, что стоит отметить: заявление должно подаваться максимум через три года после того, как была совершена данная выплата.
Преференции
Различные тарифные преференции могут использоваться по отношению к отдельным товарам или странам, которые ввозятся из других стран на территорию ТС. Если производится экспорт товаров из России, то в таком случае их применение не предусматривается.
В соответствии с действующими правовыми актами в данный перечень включает в себя следующее:
- Список развивающихся стран, являющихся пользователями принятой преференций ТС.
- Перечень наименее развитых стран, являющихся пользователями принятой преференций ТС.
- Список товаров, происходящих и ввозящихся из стран, и по отношению к которым предусматривается предоставление тарифных преференций.
Происхождение товаров определяется в соответствии с Правилами, утвержденными в Соглашении между правительствами Беларуси, Казахстана и России в 2008 году.
Что нужно знать?
Если не рассматривать экспорт товаров из России, базовая ставка ввозной таможенной пошлины представляет собой величину, закрепленную в действующем ЕТТ, и она используется к любым товарам 130 стан, с которыми Россия пребывает в режиме наибольшего благоприятствования в политическом и торговом смыслах. Ставка по преференции в размере 75% от базового ЕТТ при этом распространяется на продукцию, которая производится в 103 различных государствах. Полное отсутствие пошлин предусмотрено для определенного перечня преференциальных товаров, которые транспортируются на территорию РФ из 49 стран, включенных в список наименее развитых.
Предельно возможная ставка составляет 200% от базового таможенного тарифа, и используется она по отношению к товарам тех государств, с которыми Россия не находится в режиме РНБ, или если продукция имеет неустановленное происхождение.
В действующем законодательстве также говорится о том, что странами, которые вместе с Россией образуют зону свободной торговли, не должна выплачиваться ввозная таможенная пошлина, если они собираются перевозить собственные товары на территорию РФ, а в некоторых ситуациях на определенные виды товарной продукции устанавливаются определенные тарифные квоты.
Под тарифной квотой предусматривается мера регулировки ввоза на территорию России различных видов сельскохозяйственной продукции, происходящей из третьих стран. Если ее устанавливают на определенную товарную продукцию, то при ее импорте выплачивается заниженная ввозная таможенная пошлина, но при этом указывается только ограниченное количество данного товара, которое может провозиться по такой цене.
При этом страны, которые входят в зону свободной торговли, не имеют существенного влияния или возможности координирования действий, принимающихся по отношению к устанавливаемым пошлинам и прочим мерам регулирования ВЭД с третьими странами.
Квоты
Функции таможенных органов предусматривают определение при попытке ввоза такой продукции, на которую устанавливаются тарифные квоты. Сами по себе они используются в качестве меры регулирования ввоза на территорию РФ различных видов сельхозтоваров, произведенных на территории третьих стран, и вводятся они только на определенный промежуток времени, распространяясь на перечень товаров, утвержденных Комиссией Таможенного союза или Правительством России.
Квоты могут определяться по отношению к определенным позициям товаров как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Впоследствии они распределяются между всеми участниками ВЭД ТС и РФ, а после этого уже в случае необходимости могут также распределяться между третьими странами. Распределение указанных объемов квот между всеми участниками ВЭЖ РФ осуществляется пропорционально используемой квоте или основываясь на конкурсной системе.
В действующем законодательстве, регулирующем основные функции таможенных органов, говорится о том, что вывозные тарифные квоты определяются в полном соответствии с ввозными. Их устанавливают на четко указанный промежуток времени по отношению к определенному перечню продукции и в конкретных объемах, предусматривая пониженную ставку. При введении таких льгот Правительством РФ ставки вывозных таможенных пошлин снижаются, а сами они в основном принимаются по отношению к различным природным ресурсам, таким как углеводороды, лес и их производные.
При этом стоит отметить тот факт, что различные льготы и преференции, связанные с уплатой пошлин, не распространяются на компенсационные, специальные или антидемпинговые, так как особые виды к ним не относятся.
Льготы
В отличие от преференции они не предусматривают наличие персонифицированного характера и используются вне зависимости от того, какая конкретная страна произвела товарную продукцию. Тарифные льготы могут распространяться на ввозимые товары или снижать ставки вывозных таможенных пошлин, а вопрос их предоставления безоговорочно относится к ведению ТС независимо от того, к каким конкретно группам грузов они применяются.
Ставки и порядок исчисления
Для того чтобы точно определить сумму платежей, нужно иметь актуальную и достоверную информацию о следующем:
- Какие предусмотрены базовые ставки таможенных сборов, пошлин, НДС и акцизов на товар, который перемещается через границу, в соответствии с кодом, указанном в его товарной номенклатуре ВЭД.
- Как работают особые ставки: антидемпинговые, сезонные, компенсационные, льготные, преференциальные, защитные, квотируемые касательно определенных видов товара, перемещаемого через границу.
- Какие существуют методы и правила, определяющие ввозную и вывозную таможенную стоимость различных товаров.
- Какие используются формулы расчета, по которым определяются ставки таможенных сборов, а также итоговые суммы уплачиваемых платежей.
- Особенности действующей нормативно-правовой базы, в соответствии с которой осуществляется реализация указанных выше пунктов.
Размер пошлин
Ввозные пошлины, которые взымает Московская таможня и другие аналогичные органы, утверждаются в соответствии с решениями Совета ЕЭК, но вывозные могут устанавливаться только Правительством. Первые могут исчисляться, основываясь на ЕТТ – специализированном своде ставок, по которому определяются ввозные пошлины по отношению к продукции, ввозимой на территорию ТС из каких-либо третьих стран. Данный свод систематизируется в полном соответствии с ТН ВЭД ЕЭС, после чего его уже использует Московская таможня и остальные органы.
Определение вывозных пошлин осуществляется в соответствии со ставками, утвержденными постановлением Правительства России №754 от 30.02.13. Общая сумма пошлины зависит от ставок и общей стоимости товара.
Виды ставок
В соответствии с действующим законодательством выделяется три основных вида, к которым могут относиться ставки ввозных таможенных пошлин или вывозных – специфические, адвалорные и комбинированные. Основываясь на этом, уже выбирается конкретный механизм расчета конечной пошлины.
Специфические
Может устанавливаться в евро или долларах по отношению к определенному объему, весу, площади или общему количеству товара. Другими словами, в данном случае стоимость таможенных пошлин определяется в соответствии с физическими характеристиками продукции, и список этих характеристик всегда является открытым.
Формула, по которой рассчитывается пошлина, выглядит так: СТП=СПхКВхФХ, где:
- СТП – общая сумма таможенной пошлины.
- СП – ставка за каждую единицу исчисления, выраженная в иностранной валюте.
- КВ – курс выбранной иностранной валюты, который был установлен Центральным банком России в момент регистрации декларации.
Адвалорные
Таможенная пошлина в России предусматривает использование адвалорной ставки в качестве процента к указанной стоимости продукции, причем она может различаться для ввоза и вывоза.
Вывозная стоимость на данный момент определяется действующим постановлением Правительства России №191, в соответствии с которым определяются основные правила определения общей таможенной стоимости различной продукции, вывозящейся за пределы РФ.
Ввозная стоимость устанавливается в соответствии с шестью разными методами, указанными в упомянутом выше Соглашении от 2008 года, по которому определяется таможенная стоимость продукции, перевозящейся по территории ТС, а также в 8 главе ТК ТС.
Таможенные пошлины на товары по адвалорной ставке вычисляются по следующей формуле:
СТП=СПхТС, где:
- СТП – общая сумма пошлины.
- СП – установленная ставка пошлины.
- ТС – конечная таможенная стоимость продукции.
Комбинированные
Как следует из названия, уплата таможенных пошлин по комбинированной ставке предусматривает комбинацию двух указанных выше механизмов. То есть к адвалорной ставке добавляется определенная фиксированная величина, после чего устанавливается минимальное ограничение.
Особые виды
Такие пошлины могут взыматься различными органами стран, входящих в ТС, вне зависимости от стандартной указанной пошлины. Сюда входят следующие виды:
- Специальные. Являются больше заградительными и призваны обеспечить защиту товарного рынка от чрезмерного объема импорта. Основной принцип таких пошлин предусматривает определение повышенной ставки на определенную группу продуктов по сравнению со стандартной.
- Антидемпинговые. Используются для того, чтобы привести стоимость импортной продукции к их установленному уровню в экспортирующей стране. Такие пошлины используются только в том случае, если данная разница негативно сказывается на отечественном производстве аналогичной продукции.
- Компенсационные. Взымаются помимо стандартных для того, чтобы снизить конкурентоспособность различной импортной продукции, которая будет продаваться на национальном рынке.
- Сезонные. Действующее законодательство рассматривает такие пошлины в статье 6 закона «О таможенном тарифе», где говорится о том, что их вводят на срок не более шести месяцев и устанавливают для того, чтобы обеспечить оперативное регулирование вывоза продукции. Общий перечень товаров, а также конкретные ставки сезонных пошлин по ним, формулы расчета и порядок уплаты утверждаются только Правительством. Характерной особенностью таких пошлин является то, что их использую вместо ставок, установленных ЕТТ.
В действующем законодательстве также ведется речь о пошлинах, связанных с задачей их использования, и они могут диктоваться одним обстоятельством: импорт товаров наносит серьезный ущерб или формирует угрозу нанесения данного ущерба той или иной отрасли национальной экономики, что было определено в процессе проведения специального расследования. Компенсационные, специальные или антидемпинговые пошлины не имеют никакого отношения к таможенным платежам, и их устанавливают в соответствии с решениями Коллегии ЕЭК.
Если лицо, пытающееся перевезти через границу определенные товары, не осуществляет выплаты компенсационной, защитной и антидемпинговой пошлины, то за это полагается административная ответственность. При этом стоит отметить, что действующая арбитражная практика имеет множество прецедентов, когда представители частного бизнеса смогли выиграть спор, связанный с обоснованностью установки тех или иных антидемпинговых мер по отношению к их товарам.
Разбираясь в действующем законодательстве и его особенностях, вы не будете нарушать какие-то нормы из-за незнания тех или иных аспектов, а в случае необходимости без труда сможете отстоять свои права на месте или в судебном порядке.