Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи мужского рода единственного числа именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
Применим это правило, просклоняв причастия.
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе | ||
родит. п. | какого? | нет чистящего средства, пятновыводящего раствора |
дательн. п. | к какому? | к чистящему средству, пятновыводящему раствору |
винитель. п. | какой? какое? | увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор |
творит. п. | с каким? | с чистящим средством, пятновыводящим раствором |
предлож. п. | о каком? | о чистящем средстве, пятновыводящем растворе |
окончания причастий в женском роде в ед. числе | ||
родит. п. | какой? | нет отбеливающей пасты |
дательн. п. | к какой? | к отбеливающей пасте |
винитель. п. | какую? | увидел отбеливающую пасту |
творит. п. | с какой? | с отбеливающей пастой |
предлож. п. | о какой? | об отбеливающей пасте |
окончания причастий во множеств. числе | ||
родит. п. | каких? | нет дезинфицирующих средств |
дательн. п. | к каким? | к дезинфицирующим средствам |
винитель. п. | какие? | увидел дезинфицирующие средства |
творит. п. | с какими? | с дезинфицирующими средствами |
предлож. п. | о каких? | о дезинфицирующих средствах |
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
- На пестреющ… лужайке.
- Опавш… листву.
- О летающ... мотыльке.
- За отнят… игрушку.
- К сидящ… малышке.
- Ребят, рассказывающ… о путешествии.
- От растревоженн… улья.
- Народы, борющ…ся за свободу.
- Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
- Плескавш…ся волну.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
действующий предмет | предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета |
котом (что он сделал?) запрыгнул (каким?) запрыгнувшим | из чашки (что с ней сделал?) опрокинул (какой?) опрокинутой |
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
- В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
- Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
№ 1
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
№ 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
- Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
- По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
- Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
- В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
- На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
- В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
- На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
- За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.
№ 3
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
№ 4
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
№ 5
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
- Собака лает – лающая собака.
- Мальчик стоит – стоящий мальчик.
- Грибы собрали – собранные грибы.
- Поле засеяли – засеянное поле.
- Рассказали историю – рассказанная история.
- Лёд растаял – растаявший лёд.
- Местность исследовали – исследованная местность.
- Вещи разбросали – разбросанные вещи.
- Детей обрадовали – обрадованные дети.
- Окна осветились – освещённые окна.
- Океан дремлет – дремлющий океан.
- Тропинки заросли – заросшие тропинки.
- Слова написали – написанные слова.
- Стоят столбы – столбы стоящие.
- Волны пенятся – пенящиеся волны.
- Предмет движется – движущийся предмет.
- Птиц потревожили – потревоженные птицы.
- Народ борется – борющийся народ.
- Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли – вырытая канава.
Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:
ед.число | мн. число | |
1 лицо | я читаю, я вижу | мы читаем, мы видим |
2 лицо | ты читаешь, ты видишь | вы читаете, вы видите |
3 лицо | он читает, он видит | они читают, они видят |
В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:
ед.число | |
мужской род | он читал, видел |
женский род | она читала, видела |
средней род | оно читало, видело |
множественное число | они читали, видели |
У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.