В музыке есть несколько фундаментальных жанров, состоящих из множества поджанров. Одним из них является эмбиент. Что это такое, как звучит и где используется? Такие вопросы чаще всего возникают у новых слушателей. Для того чтобы выяснить это, необходимо познакомиться с музыкальной индустрией 1970-х гг.
Появление жанра
Любой список, в котором перечисляются исполнители в стиле эмбиент, обязательно включает в себя Брайана Ино. Именно этот музыкант стал основоположником жанра и автором самого термина. Карьера Брайана началась в группе Roxy Music, где он был клавишником. Однако в середине 70-х он решил отойти от рока и занялся собственными сольными проектами, характерной чертой которых стало множество экспериментов со звуком.
Термин эмбиент (ambient) с английского переводится как «обволакивающий». Именно Ино смог первым добиться подобного музыкального эффекта. Вдохновением для него стали уличные шумы, к которым он прислушивался, лежа однажды дома с переломом. Композитор решил сам воспроизвести нечто похожее на бытовую палитру звуков и записать результат на пластинке. Для этого ему пришлось пойти на несколько технических ухищрений.
Концепция Брайана Ино
Первым полноценным сольным эмбиент-альбомом Брайана Ино считается Discreet Music, выпущенный в 1975 году. Именно тогда музыкант сформулировал концепцию нового жанра, основой которой послужила идея французского композитора-реформатора Эрика Сати о «меблировочной музыке».
Сущность обоих направлений заключается в том, что они подразумевают ненавязчивые мелодии, которые слушатель может в равной степени внимательно слушать и игнорировать. Меблировочная музыка исполняется в магазинах, банках и других общественных заведениях для создания уютного фона. Схожий по природе эмбиент Брайана Ино в альбомных буклетах предназначается для размышлений и медитации. Его музыка расфокусирована, она рассеяна и разлита. И именно такой ее воспринимает человеческий слух.
Дуэт Ино и Фриппа
Некоторые идеи, заложенные в экспериментальных композициях Ино, так и не были им развиты, однако послужили вдохновением для будущих исполнителей, пытавшихся в своем творчестве переосмыслить, что такое эмбиент. В музыке отца-основателя жанра, к примеру, прослеживаются первые попытки записать мрачные «потоковые» песни. Особенно заметна эта тенденция в альбоме Evening Star. Пластинка была записана в 1975 году. Примечательно, что Брайану Ино тогда помогал другой культовый музыкант Роберт Фрипп, гораздо больше известный как корифей прогрессивного рока. Результаты их совместной работы на Evening Star стали предтечей дарк-эмбиента.
Результатом первого сотрудничества Фриппа и Ино оказался их альбом No Pussyfooting, выпущенный в 1973 году. Для своего времени эта пластинка была уникальным экспериментом. Музыканты применили новаторскую технику записи на магнитную кассету. Они использовали эффект петли (английский термин loop). Фрипп и Ино брали определенный короткий музыкальный фрагмент и с помощью техники искусственно повторяли его несколько раз. В результате получался специфический эффект эха и вибраций. В дальнейшем эта техника была развита как самими отцами-основателями, так и их последователями.
Технические особенности
Электронная музыка – вот что такое эмбиент. И ранние эксперименты Брайана Ино, и более современные поджанры относятся к этой огромной жанровой категории. Эффект обволакивающего звука достигается именно с помощью электроники и всевозможных синтезаторов. Исходный сигнал пропускается через графический эквалайзер и попадает в два микрофона. Звук в них воспроизводится с небольшим интервалом. С помощью этой технической манипуляции музыканты 70-х гг. сначала создали, а затем и развили эмбиент.
Значение слова полностью соответствует характеру жанра. Подобный звук обволакивает и воспринимается слушателем в качестве окружающей среды. Сам Ино сравнивал эмбиент с шумом дождя и рассеянным светом. Помимо меблировочной музыки на него повлияли дроун-композиции, в особенности творчество Ла Монте Янга.
Эмбиент-хаус
Ключевые музыкальные жанры очень разносторонни, они состоят из множества поджанров. Не является исключением и эмбиент. Что это такое? Это разветвленная система, внутри которой уживаются самые разные понятия. За 40 лет жанр стал крайне размытым. Иногда термин «эмбиент» используют как приставку для описания пограничного стиля, существующего на стыке двух разных школ. Такие двуликие жанры начали появляться в 80-90-х гг.
Яркий пример подобного слияния – эмбиент-хаус. Это явление принадлежит к электронной музыке, используемой на дискотеках. Основоположницей жанра стала британская группа Orbital, существовавшая в 1987-2004 и 2009-2014 гг. Ее музыка считалась клубной, но при этом она так и осталась слишком своеобразной для молодежных дискотек. Композиции Orbital отличались упором на атмосферность, которую ей подарил эмбиент. Стиль музыки англичан развили некоторые другие группы их поколения: The Orb, Future Sound of London и KLF.
Эмбиент-техно
Как танцевальное направление эмбиент в начале 1990-х гг. эволюционировал в эмбиент-техно. Отличительными чертами этого жанра стали средний темп композиций, обволакивающий звук и использование новой драм-машины Roland TR-808. Исполнители эмбиент-техно перемешали в своем творчестве элементы сразу трех музыкальных столпов: эмбиента, транса и хауса.
Классическим образцом направления считается альбом Selected Ambient Works 85–92, выпущенный Aphex Twin (псевдоним Ричарда Д. Джеймса) в 1992 году. На этом альбоме музыкант объединил опыт работы диджеем и свое увлечение эмбиентом.
Эмбиент-индастриал
На рубеже 80-90-х гг. представители каждой музыкальной культуры пытались по-своему ответить на вопрос о том, что такое эмбиентная музыка. Приемы Брайана Ино оказались на вооружении разномастных экспериментаторов. В основном они творили в андеграунде и не оглядывались на тренды музыкальной индустрии. Такими же были и композиторы, работавшие в рамках жанра индастриал. В 1984 году группа этого направления Throbbing Gristle записала альбом In the Shadow of the Sun, созданный под большим влиянием эмбиента.
Встреча двух самостоятельных жанров породила новую плоскость, заинтересовавшую многих молодых музыкантов. В 1980-х гг. эмбиент-индастриал стал лейтмотивом творчества Lustmord и Coil. Их музыка отличалась мрачностью, а в некоторых случаях и оккультной тематикой. В дальнейшем она оказалась основой ритуального эмбиента.
Дарк-эмбиент
К 1990-м гг. эмбиент-индастриал окончательно эволюционировал в дарк-эмбиент. Самыми заметными группами помимо уже упомянутых Lustmord и Coil в этой нише оказались Endura, Nocturnal Emissions и Zoviet France. В своей музыке они использовали природные звуки (шум леса, животных, воды и птиц) и промышленные (шум цехов и работающих станков, металлический звон). Минималистичность – еще одна особенность, которой отличается дарк-эмбиент. Что это такое? Это характерная монотонность музыки, ее повторяемость и отсутствие заметных деталей. В ней используются зацикленные сэмплы стуков хлопков и других эффектов, нагнетающих напряжение. Такой калейдоскоп создает гипнотическую атмосферу.
Будучи наследником индастриала, дарк-эмбиент редко бывает идеологизированным. Лирика музыкантов этого направления редко ссылается на социальные и политические темы. Что такое эмбиент согласно текстам песен? Это попытка авторов переосмыслить религиозные, мистические и моральные стороны человеческой жизни. В данном жанре много инструментальных композиций, в которых вообще нет текстов, а внимание слушателей фокусируется исключительно на музыке. Предпосылки к появлению дарк-эмбиента были заложены не только в экспериментах индастрила и творчестве Брайана Ино, но и в альбомах Дэвида Боуи Low и Heroes, а также на пластике Tangerine Dream Zeit.
Дроун-эмбиент
В конце 1990-х гг. путем слияния эмбиента и дроуна появился жанр дроун-эмбиент. Для него характерны вибрации, частая смена темпа, гудения на низких частотах, резонансы и другие нестандартные технические приемы звукозаписи.
Дроун-эмбиентные композиции (точно так же, как и дарк-эмбиентные) почти всегда противоречат классической структуре песен (череде куплетов и припевов). Они соответствуют только представлению автора о прекрасном и поэтому часто становятся абстрактными и чрезмерно длинными. В дроун-эмбиенте помимо классических для эмбиента инструментов используются еще и электрогитары, партии которых пропускаются через множество синтезаторов и эквалайзеров.
Данжен-синт
Отдельным феноменом в эмбиенте является данжен-синт. Этот жанр сформировался в 1990-е гг. в результате экспериментов блэк-метал-музыкантов из Норвегии. Например, создатель культового проекта Burzum Варг Викернес отказался от тяжелого гитарного звучания и записал несколько альбомов, основой которых стали синтезаторные гармонии. Больше всего сложившийся жанр был похож на дарк-эмбиент, однако между этими двумя понятиями есть принципиальная разница.
Данжен-синт по определению отличается намеренным плохим качеством записи. Связано это было с несколькими причинами: использованием дешевых кассетных рекордеров, желанием выразить протест против массовой музыкальной индустрии, приверженностью исполнителей к глубокому андеграунду. Норвежские музыканты часто обращались к фольклорной тематике своей родной страны и для погружения в нее слушателя использовали подходящий для атмосферных экспериментов эмбиент.
Что это такое? Помимо Burzum к данжен-синту можно отнести формации Mortiis, Wongraven и т. д. Некоторые из них создавались как сайд-проекты. Иначе говоря, это были дополнительные группы, которые по своей концепции отличались от первоочередной метал-группы исполнителя.
В кино
Из-за своих стилистических особенностей эмбиентные композиции часто используются в саундтреках фильмов. Подобная фоновая музыка отлично подходит для придания особенной атмосферы кинематографическим сценам. Для режиссеров и композиторов она является еще одним языком, с помощью которого зрителю передается задуманное в картине настроение.
Мода на эмбиент в кино появилась благодаря мировому классику Стэнли Кубрику. «Потоковая» музыка стала неотъемлемой частью его фильмов «Космическая одиссея 2001 года» и «Сияние». Другим таким пропагандистом эмбиента на большом экране был Дэвид Линч («Голова-ластик», «Малхолланд Драйв»).
В музыке и рекламе
Как и в кино, разработчики компьютерных шутеров, стратегий и других виртуальных развлечений пытаются на свой лад продемонстрировать аудитории, что такое эмбиент. В играх аудиодорожки исполняют ту же самую функцию – они сближают игрока с вымышленной средой, в которой происходит действие очередной новинки. Особенно популярен эмбиент в космических симуляторах.
Если во взаимоотношениях эмбиента с фильмами и играми все достаточно очевидно, то что такое эмбиент в рекламе? Подобную музыку часто используют в различных роликах, однако это далеко не все. В профессиональной индустрии существует термин ambient media, под которым подразумевается использование окружающей среды в рекламных целях (речь идет о наружной рекламе около мест большого скопления людей).
Аудитория
Эмбиент так и не стал коммерчески успешным жанром. Критики жанра упрекали и упрекают его в чрезмерной скучности и интеллектуальности. Обычных слушателей направление отпугивает чрезмерно длинными композициями, отсутствием привычных мелодических структур и вокального исполнения.
С самого своего появления эмбиент занял определенную небольшую нишу в музыкальной индустрии и продолжает оставаться в ее рамках вот уже на протяжении более чем 40 лет. Не став массово популярным жанром, он обзавелся скромной по размеру, но очень преданной аудиторий, величина которой никогда не зависела от конъюнктуры и моды. Приблизительно такой же путь проходит любой другой стиль, ставший культовым в достаточно узких кругах.
Согласно исследованиям музыковедов, целевая аудитория жанра – это люди от 16 до 33 лет. Именно они слушают эмбиент. Что значит эта статистика? Что подобной музыкой чаще всего увлекаются в студенчестве и молодости. Сообщество поклонников эмбиента сильно увеличилось после появления интернета. Благодаря бесплатному скачиванию новых релизов и общению единомышленников интерес к жанру распространился по всему миру. Хорошим показателем в этом смысле является количество групп и сольных исполнителей, играющих эмбиент. Больше всего их в Австралии, Германии, Канаде, Великобритании и США. Есть и реликтовые региональные сцены, как вышеописанная норвежская.