Дальневосточная железная дорога – основная пассажирская и грузовая артерия, связывающая центр России с районами, прилегающими к Тихому океану. В настоящее время значение этой магистрали сложно переоценить. Более чем вековая история Дальневосточной железной дороги представляет интерес не только для энтузиастов, но и для всех, кому небезразлично прошлое нашей страны.
Взгляд в прошлое
Мысль о постройке новой железнодорожной магистрали возникла уже давно – уж слишком растянуты были коммуникации, затруднена доставка товаров в отдаленные земли империи. В 1886 году генерал-губернаторами Восточной Сибири и Приамурья были выдвинуты предложения проложить несколько железнодорожных веток от Томска и Владивостока до отдаленных населенных пунктов. К середине 1887 года это предложение уже было рассмотрено на совещании министров, и в район Южной Сибири была направлена инженерная экспедиция для рассмотрения возможности данного проекта и изучения сроков его реализации.
Первопроходец и инженер
Дальневосточная железная дорога многим обязана одному из первых своих инженеров. Имя первостроителя дальневосточной магистрали оказалось незаслуженно забытым. А ведь именно Александру Ивановичу Урсати выпала честь первому проехать весь долгий путь от Графского до Владивостока. Различными путями пробираясь по бездорожью до небольших поселков и глухих стоянок кочевников, инженер путей сообщения строил маршрут и изучал местность, по которой будет проходить Дальневосточная железная дорога. К сожалению, на сегодняшний день ни одна из станций железнодорожной магистрали не названа в его честь.
Реализация проекта
Поначалу планируемая железнодорожная ветка называлась Уссурийской. Такое название она получила от большой реки Уссури, протекающей по обширной территории Приморского края – от Хабаровска до Владивостока. Отдельно были запланированы два участка магистрали: Северо-Уссурийская ветка охватывала участок от ст. Графской до Хабаровска. Южный участок было запланировано вести от той же станции до Владивостока. Торжественная закладка первого рельса состоялась в 1891 году, в г. Владивостоке, в присутствии членов царской семьи и представителей кабинета министров. Первый камень в основание Владивостокского вокзала был заложен цесаревичем Николаем – будущим императором России Николаем ІІ.
Первые участки
В 1892 году Россия приступила к непосредственному возведению железнодорожных путей. Начальником проекта был назначен О. П. Вяземский – опытный строитель, проработавший около тридцати лет в различных районах России. На отдельных участках магистрали работы поручено было вести выпускникам петербургского института инженеров путей сообщения. Для подвоза необходимых материалов были проложены вспомогательные грунтовые дороги, которые впоследствии стали важными транспортными артериями всего Приморского края.
Первоочередной проблемой неожиданно встал вопрос обеспечения строительства рабочей силой. Местных жителей оказалось слишком мало – пришлось привлекать ссыльных арестантов и солдат. К 1895 году число лиц, отбывавших наказания по уголовным и политическим мотивам, составляло около 11 тыс. человек. Для них были созданы стационарные лагеря, состоявшие из бараков, помещений для охраны, бань, столовых и надзорных вышек. Что касается солдат, их везли по морю длинным южным путем из Одессы через Атлантику и Индийский океан. Плаванье занимало несколько месяцев, сопровождалось вспышками тропических эпидемий. Конечным пунктом назначения являлся Владивосток.
Благодаря самоотверженному труду солдат и арестантов к 1894 году была сдана в эксплуатацию Южно-Уссурийская ветка дороги, а через три года был закончен и северный участок пути. Дальневосточная железная дорога, станции которой покрыли Приамурье и Дальний Восток, начала свое существование.
Железнодорожные станции
Старая Уссурийская дорога в первоначальном варианте имела 39 станций. Среди них – станция Ружино, основанная переселенцами из Украины, ст. Манзовка (сейчас Сибирцево), ст. Буссе, названная в честь русского офицера и исследователя дальневосточного региона Н. В. Буссе. Не забыли топографы и инженеров-строителей: именами Л. М. Розенгарда, В. С. Иловайского, В. В. Гедике были названы участки от Хабаровска до Бикина. А в настоящее время Дальневосточная железная дорога имеет 358 функционирующих станций на разных участках пути.
Экономико-географическая характеристика Дальневосточной железной дороги
В настоящее время Дальневосточная железная дорога насчитывает около 7470 км общей протяженности путей, из них в постоянной эксплуатации находятся свыше 6000 км. Географически эта магистраль проходит по территории пяти дальневосточных регионов – Амурской АО, Еврейской АО, по Приморскому, а также Хабаровскому краю, ее отделения имеются и в республике Саха. Свое влияние она распространяет на другие регионы Дальнего Востока. Всего в зоне влияния ДВЖД находится свыше 40% территории Российской Федерации.
Дальневосточная железная дорога граничит по станции Хани с Восточносибирской железнодорожной магистралью, а по станциям Штурм и Архара стыкуется с Забайскальской железной дорогой. По всей протяженности ее пути разбиты на четыре участка, которые курируются различными управлениями, объединенными под эгидой «Дальневосточная железная дорога». Хабаровск – отделение НОД1, Владивосток – НОД2, Комсомольск - НОД3, и Тында - НОД4. Кроме этого, ДВЖД условно разделена на два основных направления – северный широтный ход и главный ход. Они соединены между собой небольшими рокадными участками пути: Комсомольск–Волочаевка-2, Тында–Штурм, Известковая–Ургал. Такая логистика позволяет формировать составы на всем протяжении путей.
Значение Дальневосточной железной дороги
Базовые характеристики Дальневосточной железной дороги дают основание считать ее одной из основных логистических и пассажирских магистралей региона. За прошлый 2015 год по путям ДВЖД было перевезено свыше 42 тыс. тонн различных грузов, а около 5 тысяч человек воспользовались услугами дальневосточной дороги в качестве пассажиров. Магистраль осуществляет транспортные перевозки внутреннего и международного значения – в ее бесперебойной работе заинтересованы предприниматели Японии, Монголии, Кореи и Китая, которые реализуют свою продукцию на территории нашей страны. Управление грузопотоком ведется из Единого диспетчерского центра, расположенного в г. Хабаровске.
Дальневосточная железнодорожная артерия по праву занимает ведущие места в рейтинге транспортировок экспортируемых и импортируемых товаров, доля которых составляет около трети от общего числа грузоперевозок в Российской Федерации и свыше четверти транзитных перевозок импортной продукции других государств. Благодаря налаженной логистике управление ДВЖД сообщило, что в 2016 году путями дальневосточной магистрали планируется перевезти более 116 млн тонн грузов в адрес портов Тихого океана. Благоприятные тенденции роста торгового оборота с восточными соседями позволяют с уверенностью прогнозировать значительный рост железнодорожных перевозок в самом ближайшем будущем.
Управление
По состоянию на 2015 год численность сотрудников ДВЖД составляла свыше 40 тыс. человек, занятых на обслуживании этой магистрали. Эта магистраль дает местным жителям рабочие места и уверенность в завтрашнем дне.
Управление Дальневосточной железной дороги находится в непосредственном подчинении ОАО «РЖД» и является ее структурным филиалом. Должность начальника дальневосточной магистрали с 2015 года занимает Маклыгин Н. В. Под его руководством находятся все рабочие участки, которыми оперирует Дальневосточная железная дорога. Адрес офиса ДВЖД – г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. Различные территориальные управления имеют свое руководство.
Обеспечение безопасности
По словам начальника Хабаровского управления ДВЖД, профилактика безопасности эксплуатации путей и составов Дальневосточной железной дороги является приоритетной задачей. В 2015 году на сети дальневосточной дороги зарегистрировано 18 чрезвычайных происшествий, в которых погибло три человека. Все несчастные случаи произошли по вине водителей, управлявших автотранспортными средствами и нарушивших правила дорожного движения.
Местом проведения рейда безопасности был выбран участок пути по линии Ноглики-Корсаков. Для привлечения внимания к последствиям несоблюдения правил БДД железнодорожники поставили на видном месте несколько автомобилей, разбитых в результате аварии. Таким образом работники железной дороги постарались напомнить автовладельцам о рисках, сопровождающих водителя при пересечении железнодорожных путей. Кроме сотрудников в акции приняли участие работники ГИБДД и представители МУП «Транспортная компания».