Всем известно, что человек и его хозяйственная деятельность отрицательно влияет на природную среду. И нагрузка на нее год от года увеличивается. Это в полной мере касается и водных ресурсов. И хотя 1/3 поверхности земли занято водой, избежать ее загрязнения не получается. Наша страна не является исключением, и охране водных ресурсов уделяется пристальное внимание. Но решить эту проблему в полной мере пока не удается.
Береговые зоны, подлежащие охране
Водоохранной называют зону, к которой относится территория вокруг любых водных объектов. Здесь создаются специальные условия для хозяйственной деятельности человека. В ее пределах находится защитная прибрежная полоса с более строгим режимом охраны, с дополнительными ограничениями природопользования.
Целью таких мер является предотвращение загрязнения, засорения водных ресурсов. Кроме того, озеро может заилиться, а река - обмелеть. Водная среда – это место обитания для многих живых организмов, в том числе редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу. Поэтому меры охраны необходимы.
Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса находятся между береговой линией, которая является границей водного объекта. Она рассчитывается следующим образом:
- для моря – по уровню воды, и если он меняется, то по уровню отлива,
- для пруда или водохранилища – по подпорному уровню воды,
- для рек, каналов, ручьев – по уровню вод в период, пока они не покрыты льдом,
- для болот – от их начала по границе залежей торфа.
Особый режим на границе водоохранных зон регламентируется ст. 65 Водного кодекса РФ.
Проектирование
Основой проектирования являются нормативно-правовые документы, которые утверждаются Министерством природных ресурсов России и согласуются с теми органами власти, которые отвечают за охрану окружающей среды.
Заказчики по проектированию – территориальные органы от Министерства водных ресурсов РФ. А в случае водохранилищ, отданных в индивидуальное пользование – водопользователи. Они должны поддерживать территорию прибрежной защитной полосы в надлежащем состоянии. Как правило, на границе должна произрастать древесно-кустарниковая растительность.
Проекты проходят проверку и экологическую экспертизу, согласуются с органами исполнительной власти субъектов РФ. Специальные знаки указывают, где заканчивается граница прибрежной защитной полосы. До того как проект входит «в силу», ее размеры и размеры водоохранных зон наносятся на план-схему застройки населенных пунктов, планы землепользования, картографические материалы. Установленные границы и режим на указанных территориях должны быть доведены до сведения населения.
Размеры защитной прибрежной полосы
По ширине защитная прибрежная полоса зависит от крутизны склона речного или озерного бассейна и составляет:
- 30 м для нулевого склона,
- 40 м для склона до 3 градусов,
- 50 м для склона 3 и более градусов.
Для болот и проточных озер граница составляет 50 м. Для озер и водохранилищ, где водятся ценные породы рыб, она будет проходить в радиусе 200 м от береговой линии. На территории населенного пункта, где есть ливневые стоки канализации, ее границы проходят по парапету набережной. Если таковой нет, то граница пройдет по береговой линии.
Запрет на определенные виды работ
Поскольку зона прибрежной защитной полосы имеет более строгий режим охраны, то и перечень работ, которые здесь не должны вестись, достаточно большой:
- Применение навозных стоков для удобрения земли.
- Размещение сельскохозяйственных и бытовых отходов, кладбищ, скотомогильников.
- Использование для сброса загрязненной воды, мусора.
- Мойка и ремонт машин и других механизмов, а также их движение в данной зоне.
- Использование для размещения транспорта.
- Строительство и ремонт зданий и сооружений без согласования с органами власти.
- Выпас и летнее размещение скота.
- Строительство садовых и дачных участков, установка палаточных лагерей.
В качестве исключения водоохранная и прибрежная защитная полоса используются для размещения рыбного и охотничьего хозяйств, объектов водоснабжения, гидротехнических и водозаборных сооружений. При этом выдается лицензия на водопользование, в которой оговариваются требования по соблюдению правил водоохранного режима. Те лица, которые производят незаконные действия на данных территориях, отвечают за свои поступки в рамках закона.
Строительство в водоохранной зоне
Защитная прибрежная полоса – это не место под застройку, а вот для водоохраной зоны есть исключения из правил. Объекты недвижимости так и "растут" по берегам, причем в геометрической прогрессии. Но как соблюдаются застройщиками требования законодательства? А в законе сказано, что "размещение и строительство жилых зданий или дачных участков при ширине водоохраной территории менее 100 м и крутизне склонов более 3 градусов категорически запрещено".
Понятно, что застройщик сначала должен проконсультироваться о возможности строительства и границах размещения защитной прибрежной полосы в территориальном отделе Управления водного хозяйства. Ответ этого ведомства необходим для получения разрешения на строительство.
Как избежать загрязнения сточными водами?
Если же строение уже возведено и не оборудовано специальными системами для фильтрации сточных вод, то разрешается использование приемников, сделанных из водонепроницаемых материалов. Они не допускают загрязнения окружающей среды.
Сооружениями, которые поддерживают охрану чистых источников воды, являются:
- Канализация и централизованные ливневые каналы отведения воды.
- Сооружения, в которые сливается загрязненная вода (в специально оборудованные каналы водоотведения). Это могут быть дождевые и талые воды.
- Локальные (местные) сооружение очистки, построенные в соответствии с нормативами Водного кодекса.
Места для сбора отходов потребления и производства, системы для отведения сточных вод в приемники изготовлены из специальных прочных материалов. Если жилые дома или какие-то другие строения не будут обеспечены данными сооружениями, то пострадает защитная прибрежная полоса. В этом случае на частное лицо или предприятие будут наложены штрафы.
Штрафные санкции при нарушении водоохранного режима
Штрафы за неправильную эксплуатацию охраняемых зон:
- для граждан – от 3 до 4,5 тыс. р.;
- для должностных лиц – от 8 до 12 тыс. р.;
- для организаций – от 200 до 400 тыс. р.
Если нарушения найдены в секторе частной жилищной застройки, то штраф выписывается на гражданина, и его расходы будут небольшими. В случае выявления нарушения оно должно быть устранено в отведенные сроки. Если же этого не происходит, то здание сносят, в том числе принудительно.
При нарушениях в защитной зоне, где находятся питьевые источники, размер штрафа будет другим:
- граждане внесут 3-5 тыс. р.;
- должностные лица – 10-15 тыс. р.;
- предприятия и организации – 300-500 тыс. р.
Масштабы проблемы
Прибрежная защитная полоса водного объекта должна эксплуатироваться в рамках закона.
Ведь одно загрязненное озеро или водохранилище может стать серьезной проблемой области или региона, поскольку все в природе взаимосвязано. Чем крупнее водоем, тем сложнее его экосистема. Если природный баланс нарушен, его уже невозможно восстановить. Начнется вымирание живых организмов, и что-то менять и предпринимать будет уже поздно. Серьезных нарушений среды водных объектов можно избежать при грамотном подходе, при соблюдении закона, при внимательном отношении к природной среде.
И если говорить о масштабах проблемы, то это не вопрос всего человечества, а разумное отношение к природе каждой отдельной личности. Если человек с пониманием будет относится к тем богатствам, что ему даровала планета Земля, то будущие поколения смогут увидеть чистые, прозрачные реки. Зачерпнуть ладошкой воду и... попробовать утолить жажду водой, которой невозможно напиться.