Тяговое оснащение автомобиля обычно представляет основу силовой установки. Но если говорить о дополнительном техническом обустройстве, то, пожалуй, наиболее распространенным механизмом с физическим усилием будет лебедка. Причем в последнее время уже не удивляет и оснащение в виде электрических моделей. Такие агрегаты гораздо удобнее в эксплуатации, но и гидравлическая лебедка благодаря своим достоинствам неохотно оставляет позиции на рынке.
Особенности гидравлических моделей
Как и все гидравлические механизмы, данный тип лебедок работает по принципу жидкостного давления, обеспечивающего достаточное усилие. Соответственно, главным недостатком таких приспособлений для автомобиля является хлопотный процесс установки. Этим, к слову, и объясняется низкая популярность гидравлики на российском рынке. Но, опять же, ценителей эффективных и по-настоящему качественных решений это не останавливает. На практике пользования они получают такие преимущества, как низкий шум натяжения, возможность применения под водой, надежность и безотказность, а также неплохие мощностные показатели. Тем и хороша лебедка гидравлическая автомобильная, что совмещает в себе и производительность, и рациональное использование силового потенциала.
Основные характеристики
Основной рабочий показатель всех без исключения лебедок – потенциал выдерживаемой нагрузки. В случае с гидравликой он варьируется от 2 до 13 т. При этом рабочее давление в основном составляет 150 Бар – это уже специфический параметр именно гидравлики. Также модели данного типа характеризуются проходимостью масла. Этот параметр, собственно, и определяет тяговое усилие конкретного агрегата. В среднем пропускная способность находится на уровне 60 л/мин.
Чтобы гидравлическая лебедка органично работала с предлагаемыми нагрузками, важно рассчитывать и объем двигателя. Дело в том, что лебедочные механизмы не рассчитываются конкретно на тот или иной уровень груза – автолюбитель их может использовать в широких диапазонах массы, находящихся в рамках максимально допустимого предела. Но если планируется выбирать модель, которая будет использоваться в определенном узком коридоре нагрузок, то лучше изначально подобрать оптимальный движок для заданных условий. Так, если упор будет сделан на легковую технику, то отдавать предпочтение стоит движкам с объемом до 120 см3/об. Если же допускается и возможность частого применения лебедки для грузового транспорта малого класса, то лучше обращаться к устройствам с двигателями порядка 160 см2/об.
Разновидности тросов
Применяются в основном два типа тросов – металлический и синтетический. Вариант в виде скрутки из стальных нитей может показаться предпочтительнее, но, как ни странно, он имеет существенные недостатки. Во-первых, не стоит возлагать на металл особые надежды в плане прочности. Со временем отдельные его нити рвутся, и в определенный момент необходимо его заменять. Во-вторых, гидравлическая лебедка с металлическим тросом небезопасна. Те самые разорванные нити могут ранить кожу рук и повредить одежду, а если упустить момент критического износа, то полный разрыв троса в процессе тяги может привести к трагическим последствиям. Синтетика тоже не идеальна, но она менее опасна, нединамична и дольше служит при надлежащем уходе. Следует оберегать такой трос от солнечных лучей, а после использования в условиях контакта с песком необходимо тщательно промывать волокна.
Производители
Российский авторынок в основном предлагает модели лебедок американского производства, большинство из которых ориентируется на оснащение внедорожной техники. Доверием у опытных автолюбителей пользуются такие компании, как RAMSEY, Warn, Come UP и др. Бренд Warn славится обширным охватом автотранспорта, поставляя лебедочные механизмы не только для внедорожников, но и для спецтехники, спортивных машин, эвакуаторов и т. д. Данную продукцию отличает не только высокая надежность, но и конструкционная универсальность, что упрощает установку даже требовательных к монтажу гидравлических устройств. Под маркой RAMSEY также выходят достойные внимания гидравлические тяговые лебедки, отзывы о которых подчеркивают высокий эксплуатационный ресурс и ремонтопригодность. Если речь идет не о выборе подстраховочного механизма «на всякий случай», а о постоянном помощнике в тяжелых условиях, то вполне можно ориентироваться на выносливые агрегаты этого производителя.
Как выбирать модель для конкретных нужд?
Конечно, отталкиваться следует от возможностей работы с массой, соответствующей целевому объекту. Далее определяются конструкционные параметры. В деле оснащения любого автомобиля важно руководствоваться принципом использования минимального количества вспомогательных связующих устройств и переходников, поэтому следует изначально оценивать возможность органичного и как можно более простого внедрения устройства в скелет машины. Но если, например, выбирается лебедка гидравлическая для эвакуатора, то будет не лишним предусмотреть и дополнительные фиксаторы. Этот тот случай, когда перегрузка внешним механическим опционалом себя оправдывает.
Вопрос цены
Гидравлические модели являются наиболее дорогими, поэтому рассчитывать на экономию при таком выборе не стоит. Лишь в некоторых семействах прослеживается сходство цен с сегментом электрических аналогов. Итак, гидравлическая лебедка с возможностями тяги порядка 2-5 т может стоить 120-140 тыс. руб. Модели, потенциал которых превышает 10 т, в среднем доступны за 150-180 тыс. руб. Разумеется, это касается агрегатов, выпущенных крупными изготовителями уровня Warn. Можно встретить и лебедки, стоимость которых будет ниже 100 тыс. руб., но надо понимать, что и качество будет соответствующим. А в данном случае качественные показатели напрямую связываются с безопасностью эксплуатации механизма, не говоря об эффективности его основной функции.
Эксплуатационные возможности
Тем, кто отдал предпочтение качественной гидравлической лебедке и правильно выполнил установку, можно рассчитывать на весьма богатый функционал. Непосредственно управление механизмом осуществляется через рычаги – как правило, их два. Главным же достоинством фирменных моделей является поддержка нескольких режимов тяги. Например, в базовом порядке агрегат выполняет свободное разматывание и блокировку, а остальные несколько режимов отличаются разными передачами натяжения. Современная лебедка гидравлическая тяговая поддерживает несколько скоростей, управление которыми также может реализовываться посредством пульта ДУ.
Заключение
Автомобильный опционал и аксессуары сегодня выпускаются в таком объеме и разнообразии, что полностью укомплектованная машина может стоить в два раза дороже, чем в исходном состоянии. Очевидно, что большинство приспособлений, устройств и механизмов рядовому автолюбителю просто не нужны. Не каждому водителю требуется и лебедка гидравлическая, но если есть даже малейший риск оказаться в безвылазной ситуации, то отказываться от данного помощника нельзя. Другое дело, насколько будет уместна именно покупка моделей с гидравликой. С одной стороны, эксплуатационные возможности делают этот вариант привлекательным для профессионалов. С другой – некоторые эргономические преимущества, бесшумность и надежность подходят и для любителей. Поэтому если финансовые возможности позволяют, то можно смело делать выбор именно в пользу лебедки с гидроусилителем.