Планирование на предприятии: аспекты процессов, задачи, виды, методы, реализация

Планирование является важнейшей функцией управления предприятием. От того, насколько четко организован этот процесс, зависит прибыльность и конкурентоспособность компании.

Сущность планирования на предприятии

Планирование на предприятии - это процесс разработки и установления системы показателей, определяющих направления развития компании. Эффективное планирование позволяет:

  • Определить приоритетные цели и возможности их достижения
  • Спланировать необходимые затраты
  • Повысить согласованность работы всех подразделений

Планирование осуществляется по трем ключевым направлениям:

  1. Анализ внешней среды
  2. Оценка внутренних возможностей предприятия
  3. планирование деятельности и развития на заданный период

В завершение проводится контроль достижения запланированных показателей.

Вид сверху на промышленный комплекс

Виды планирования на предприятии

Существует множество подходов к классификации видов планирования на предприятии.

По временным горизонтам

  • Стратегическое - на период от 5 до 15 лет
  • Тактическое - обычно на 1-3 года
  • Оперативное - помесячные или поквартальные планы

Долгосрочное стратегическое планирование определяет генеральное направление развития компании. Тактическое и оперативное планирование конкретизируют стратегические цели.

По функциональным областям

Планируются такие ключевые области деятельности, как:

  • Производство
  • Финансы
  • Маркетинг

Функциональное планирование позволяет эффективно управлять различными бизнес-процессами компании.

Гибкое планирование Предполагает возможность корректировки при изменении условий
Жесткое планирование Исключает любые изменения плана в ходе его реализации

Гибкий подход к планированию на предприятии в современных условиях считается более эффективным.

Планирование - непрерывный процесс по улучшению деятельности компании.

Регулярный анализ и внедрение передовых методов планирования помогут бизнесу достичь лидирующих позиций в своей отрасли.

Методы планирования на предприятии

Для разработки эффективных планов используются различные методы планирования на предприятии:

Балансовый метод

Основан на составлении балансов предприятия - материальных, трудовых, финансовых. Позволяет спланировать потребность в ресурсах и их рациональное использование.

Нормативный метод

Предполагает разработку системы норм и нормативов затрат и производственных мощностей. Эффективен для планирования текущей деятельности.

Программно-целевой метод

Основан на определении целевых программ, направленных на решение ключевых задач компании. Удобен для стратегического планирования.

Портрет руководителя, указывающего на планы компании

Этапы планирования на предприятии

Планирование на предприятии - это целостный процесс, включающий следующие этапы:

Анализ внешней и внутренней среды

На этом этапе собирается и анализируется информация о факторах, влияющих на деятельность предприятия. Выявляются сильные и слабые стороны компании.

Определение стратегических целей

На основе проведенного анализа формулируется миссия компании, стратегическое видение и ключевые долгосрочные цели.

Разработка конкретных планов мероприятий

Детальная проработка тактических и оперативных планов по всем направлениям деятельности для достижения стратегических целей.

Распределение ресурсов и обязанностей

На этом этапе происходит бюджетирование мероприятий и распределение необходимых финансовых, материальных, трудовых и временных ресурсов. Также распределяются конкретные задачи и зоны ответственности для различных подразделений и сотрудников.

Разработка ключевых показателей эффективности

Чтобы оценить степень достижения целей, используются количественные и качественные KPI - ключевые показатели эффективности. Для каждой цели выбираются наиболее информативные метрики ее выполнения.

Мониторинг реализации планов

В ходе выполнения планов организуется систематический сбор данных фактически достигнутых показателей. Это позволяет своевременно выявить отклонения для принятия корректирующих мер.

Корректировка планов

По результатам мониторинга в планы вносятся изменения для решения возникших проблем или использования новых возможностей. Гибкий подход к планированию повышает эффективность всего процесса.

Повышение эффективности планирования

Существует ряд методов, позволяющих улучшить качество планирования на предприятии:

Внедрение системы сбора и анализа информации

Для принятия взвешенных управленческих решений необходима актуальная и достоверная информация из различных источников. Внедрение BI-систем позволяет автоматизировать эти процессы.

Использование специализированного ПО

Существует множество программ для автоматизации различных задач планирования - от прогнозной аналитики до контроля исполнения планов. Их внедрение значительно повышает эффективность.

Регулярное обучение персонала

Для качественного планирования требуются сотрудники с соответствующими компетенциями. Проведение тренингов и мастер-классов поможет повысить их квалификацию в этой области.

Привлечение внешних консультантов

Эксперты-консультанты обладают уникальным опытом внедрения передовых методов планирования. Их участие позволит улучшить отдельные элементы процесса.

Вовлечение сотрудников в планирование

Активное участие рядовых сотрудников в обсуждении планов повышает их мотивацию и приверженность целям компании.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.