Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней. Иногда это касалось героев, а иногда мест, где происходили упомянутые события.
Так и река Смородина, часто упоминаемая в древнерусских былинах и сказках, могла действительно протекать между Черниговом и стольным градом Киевом. Ученые еще точно не определили реальность ее существования.
Что означает древнерусское слово “смородина”
У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.
Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.
Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.
Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.
Этимология слова “калинов”
Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.
Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.
Река Смородина, Калинов мост – это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других - о шести или девяти головах.
Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина – это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.
Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.
Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем – это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.
Месторасположение реки Смородины
Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.
Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а речка Сестра в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.
Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.
Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.
Река Смородина на карте
На территории современной России есть несколько рек, которые могли бы стать прототипом былинного источника:
- Речка Смородинка протекает в Тропаревском лесу под Москвой, в Курской, Тверской и Владимирской областях.
- Смородина есть в Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
- Река с таким же названием течет в Забайкалье.
Каждая из этих рек могла стать символом разделения двух миров, в которое верили древние славяне. Судя по описанию, качества, которыми ее наделили исполнители былин, сходны с описанием рек, ведущих в подземный мир, в мифах других народов.
Описание реки в былинах
В народе река Смородина, где находится переправа из мира Яви в мир Нави, вызывала священный трепет. По одной версии, ее воды были черны, от них исходил смрад, а по другой – она была огненной.
“Свирепая река, сама сердитая”, - так говорили о ней люди. Видимо, течение Смородины было таким сильным, а вода холодной, что она “обжигала” каждого, кто в нее входил. Из-за брызг над ней всегда клубилась морось, которую люди называли дымом.
Таким образом, речка в их умах стала огненной, а так как переправиться через нее было сложно, то и сделали ее местом, откуда умершие уходят в мир Нави. Так как во времена Киевской Руси все исполнители былин знали, какой мост был на реке Смородине, то и сочинители сказок от них не отстали. Они “поставили” на Калиновом мосту у входа в мир Мары стража – Змея Горыныча, чтобы он не пускал живых в загробный мир. Во всех народных эпосах разных стран есть подобные охранники, например, Цербер в греческих мифах.
Связь древнерусских былин с мифами других народов
Если верить древним сказаниям, река Смородина была серьезным препятствием для тех, чей путь лежал из Мурома через Чернигов в Киев. Видимо, немало там погибло людей, и не только на поле боя, что она стала символом реки смерти.
Часть ученых считает, что эта речка была одним из притоков Днепра, что более логично, если едешь от Чернигова к Киеву, но где бы она ни находилась, в народных сказаниях по описанию Смородина схожа с рекой Стикс, которая у древних греков уходила под землю в Аид.
Во времена языческой Руси люди верили в загробный мир, а раз он существовал, то и путь в него должен был быть. Сказители наделили реку Смородину этой функцией, но вместо лодочника, “установили” Калинов мост, через которые переходили души умерших.
Загробный мир древних славян
Царство Мары, богини зимы и смерти, лежало за рекой Смородиной. Не только раскаленный мост был преградой на пути живых в край умерших, но и охранявшее его чудовище. В одних сказках – это Змей Горыныч, в других – Чудо-юдо.
Иногда богатырям приходилось сразиться с самим Кощеем Бессмертным, мужем Мары, чтобы перейти мост. На примере древнерусских сказаний можно проследить, как реальная река, бывшая смертельно опасной при переправе через нее, стала легендарным местом, разделяющим миры.
Река Пучай
В древнерусском эпосе используют разные названия, но чаще всего встречаются Смородина и Пучай-река (Почайна). Второе означает, что у нее воды, вспученные от быстрого течения.
В те времена так называли протоку, которая протекала между Вышгородом и Десной. Ее длина была всего 8 км, и она бежала по Оболони через Подол, за которым впадала в Днепр. Нижняя часть реки отделялась от Днепра узкой косой, а устье Почайны было известной киевской гаванью, где останавливались корабли купцов. Если верить легендам, то именно в ней проходило крещение Киевской Руси в 988 году.
В 1712 косу размыли, соорудив канал, таким образом она стала частью Днепра.