Грузоподъемная техника активно используется не только на сухопутных участках нашей планеты, но также и на водных просторах, ведь возведение различных гидротехнических сооружений в обязательном порядке требует наличия специальных кранов, конструкция которых, в свою очередь, полностью адаптирована для работы в водной сфере. Плавучие краны – машины, способные решить указанные выше задачи. Поэтому рассмотрим эти агрегаты подробнее.
Назначение
Плавучие краны изначально ориентированы на строительство различных мостов, портов, вышек в водах морей, рек и океанов. Их грузоподъемность может составлять от 10 до 100 тонн. Уникальная конструкция этих машин полностью соответствует главным требованиям, которые выдвигаются Морским регистром, а именно: оптимальная прочность, идеальная плавучесть и остойчивость.
Разновидности
Конструктивно плавучие краны бывают:
- Неповоротными. Эти агрегаты имеют неподвижные мачты, в связи с чем перемещение груза в горизонтальной плоскости происходит благодаря передвижению понтона. Такая особенность влияет в итоге на производительность агрегата – она очень мала. Правда и стоимость этих кранов также невысока.
- Козловыми.
- Оборудованными наклоняющейся стрелой. Именно эти грузоподъемные машины самые оптимальные для работы с грузами большой массы. За счет переменного вылета стрелы производительность крана является достаточно высокой в сравнении с мачтовыми аналогами. Кроме того, краны с качающейся мачтой имеют невысокую собственную стоимость, колоссальную грузоподъемность и относительно простую конструкцию. Их стрела представлена в виде пары стоек, которые на вершине сходятся под острым углом, а на самом понтоне закреплены шарнирно. В транспортном положении стрела закрепляется на опоре, специально для этого созданной. Подъем/опускание стрелы происходит с использованием гидроцилиндра, зубчатой рейки, винтового устройства, системы полиспастов.
- Поворотными. Самые высокопроизводительные плавучие краны. Стрела любого такого агрегата способна не только наклоняться, но и вращаться вокруг своей вертикальной оси. При этом грузоподъёмность этих машин может быть равна нескольким сотням тонн. Также краны могут иметь поворотную колону или поворотную платформу.
- Комбинированными.
Классификация по назначению
Любой плавучий подъемный кран может быть использован либо для осуществления погрузочно-разгрузочных операций в порту, либо для выполнения монтажных работ. Конечно же, практически главную роль будет играть показатель грузоподъемности агрегата. Что касается степени манёвренности, то все эти краны могут быть как самоходными (например, плавучий кран АСПТР-1), так и несамоходными. Если планируется, что кран должен будет обслуживать сразу же несколько портов или передвигаться на внушительные расстояния, то в таком случае он непременно выполняется самоходным (применяют понтоны с обводами корабельного типа).
Универсальная машина
Кран плавучий КПЛ производился на заводе имени Кирова в Санкт-Петербурге. Агрегат имел два исполнения: крюковое и грейферное.
Машина выполнена полноповоротной. Стрела имеет решетчатую конструкцию и соединена с подвижным контргрузом системы уравновешивания при помощи шарнирного узла. В момент изменения вылета стрелы гусек перемещается в обратном направлении по отношению к ней, что обеспечивает нахождение груза на требуемой высоте.
Конструктивные особенности
Плавучий кран КПЛ-5 имеет электродвигатели переменного тока, работающие при напряжении 220-380 В и имеющие мощность 267 кВт. Ток вырабатывает дизель-генераторная установка, расположенная на берегу или в корпусе понтона. Тип управления крана – электромеханический.
Вращающаяся часть крана со стрелой и всем комплексом поворотных и прочих грузоподъемных механизмов расположена на роликах, которые, в свою очередь, движутся по венцу, установленному на балочной клетке.
Сам по себе кран не является самоходным, и потому его перемещение происходит с помощью лебедок.
Чтобы привести кран в транспортное положение, следует опустить стрелу и демонтировать механизм изменения ее вылета. В результате высота крана уменьшится до 10 метров.
Кран разработан и служит для выполнения работ погрузочно-разгрузочного характера, из-за чего он имеет высокие скорости осуществления операций. Монтажные работы кран не выполняет по причине незначительной грузоподъёмности, но вполне может быть использован как вспомогательный поблизости с бетонным заводом для перегрузки цемента с водной глади, выгрузки лесоматериалов и прочих грузов. Если монтируемые элементы имеют небольшой вес, то допускается применение крана и для строительства.
Ветеран
Самоходный плавучий кран АСПТР-1 был построен на судоремонтном заводе «Красная Кузница», расположенном в городе Архангельске, 30 июня 1962 года. Судно имело водоизмещение одну тысячу тонн, грузоподъемность 15 тонн, длину 38 метров, ширину 13 метров, высоту 3,2 метра. Эта машина была приписана в порту Новороссийск и принадлежала Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службе Российской Федерации. К сожалению, 12 октября 2016 года во время укладки подводного магистрального трубопровода кран вышел из строя, в результате чего его пришлось буксировать к берегу. Однако по причине крайне неблагоприятных погодных условий машина затонула. На его борту находилось восемь человек.