Для защиты военно-морских баз России в южной части острова Русского, недалеко от бухты Новик была построена Ворошиловская батарея, названная в честь наркома обороны.
Как все начиналось
Решение о ее строительстве было принято в мае 1931 года. Но только в 1932 г. было утверждено техническое задание. Решено было строить двухбашенную батарею №981. До 1933 года велись скальные, бетонные, а также подземные работы. В феврале 1934-го закончили первую башню, уже в апреле – вторую. В ноябре 1934 г. ворошиловская батарея была готова к проведению учебных стрельб. Ее командиром назначили Н. В. Арсеньева.
Особенности сооружения
Для того времени скорость строительства была небывалой. Кроме того, Ворошиловская батарея, построенная за два года, – уникальное сооружение. Она отличается удобным расположением и внутренним обустройством. Ворошиловская батарея не видна со стороны моря. Поэтому в случае нападения неприятеля ему бы пришлось действовать вслепую.
Но и внутри самой батареи не очень хороший обзор. «Как же тогда обороняться?» – спросите вы. На самом деле все очень просто и в то же время хитро придумано. Наведение огня происходит с командных постов, которые находятся в точках с отличным обзором. Первая – на горе Вятлина (высота 107 м) в 1575 м от башни. Вторая – на горе Главной высотой 279 метров. От этих постов до батареи был протянут кабель, по которому и передавались сообщения.
Внутреннее устройство
Что же представляет собой Ворошиловская батарея? Это подземное сооружение глубиной 15 метров. Представьте себе пятиэтажный дом, который находится под землей. Над ней возвышаются только две башни, толщина покрытия которых 2,8 м. Под землей их держат гигантские колонны, вокруг которых и расположены механизмы и помещения. Толщина боковых и тыльных стен 1,5 м, фронтальной стены – 4 м.
Сооружение способно защитить даже от авиабомбежек. Не страшны ему также химические и бактериологические атаки.
Неудивительно, что оно сохранилось до наших дней, и в нем был основан музей «Ворошиловская батарея». Артиллерийские установки расположены в каждой башне. Они не простые, а снятые с линкора «Михаил Фрунзе». Снаряды поднимались в башни при помощи специальных механизмов.
Что есть еще?
Сооружение имеет три этажа. На первом расположены бытовые и служебные помещения. Второй этаж служил хранилищем зарядов, общее количество которых достигало 1200. На третьем этаже хранили снаряды, предназначенные напрямую для использования в боевых действиях. Там их могло находиться около 600 штук.
Для подъема снарядов башни были оборудованы подъемным устройством – талью. К орудиям они подавались по монорельсу, прикрепленному к потолку. Между двумя башнями был вырыт подземный ход на глубине 20 метров. Также можно было пройти по специальному проходу с третьего этажа.
Нижняя часть башни могла вращаться для удобства подачи снарядов. Это действие происходило при помощи электромоторов. Электричество было подключено из энергетической системы острова.
Была у людей, обслуживающих башню, и чистая вода, ведь под батареей находилась артезианская скважина. Башни также можно было вращать вручную при неполадках с электричеством, хотя батарея имела свою дизельную установку.
Численность личного состава составляла 399 человек. Чтобы обслужить одну башню, требовалось 75 человек.
Если будете во Владивостоке, обязательно поинтересуйтесь, как проехать к Ворошиловской батарее. Это уникальное сооружение заслуживает нашего внимания.
Боевая мощь
Эта махина давала такие залпы, что во время учений взрывной волной выбивались стекла в окнах домов близлежащих поселков. Поэтому жители укрепляли их при помощи матрасов.
Но тем не менее поражает точность, с которой могли производиться выстрелы. В 1992 году Г. Э. Шабот поразил маленькую цель – бочку диаметром около 2 метров с расстояния около 10 километров. Это и был последний выстрел. В 1998 году здесь был основан музей. Многие интересуются, доступна ли для посещения Ворошиловская батарея (Владивосток). Режим работы музея: среда - воскресенье, с 9.00 до 17.00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Без работы
Ворошиловская батарея имела первоначальную цель защитить наши земли от нападения японцев. Но это уже была перестраховка. Ведь берега около Владивостока имели сложный рельеф. К тому же город находился под мощной артиллерийской обороной. Таким образом, высадка десанта или приближение кораблей к берегам были невозможны.
Попытки японцев отрезать Приморье от всего СССР не удались. Они предпринимали их дважды: в 1938 и 1939 годах. Япония и СССР заключили договор о нейтралитете, который уже действовал к началу Второй мировой. Поэтому Ворошиловской батарее так и не пришлось поучаствовать ни в одном боевом действии.
Зачем она была нужна? А затем, чтобы показать всем недоброжелателям, что у нас есть чем ответить на незаконное вторжение на территорию. Тогда возникает второй вопрос: «Зачем батарею расформировали?» Ответ очень прост: она стала устаревшим видом вооружения. С началом военных действий противник просто уничтожит ее. Ведь в наше время цели можно поражать на расстоянии нескольких сотен километров. К тому же координаты ее известны.
Если захотите узнать, где находится Ворошиловская батарея, как добраться до нее, приезжайте на остров Русский, а там вам укажут направление.
Очень жаль, что такие грандиозные сооружения становятся пережитком прошлого. А ведь когда-то они были символами своего времени. Но оно не стоит на месте, и нашу родину защищают новые современные орудия, которые тоже со временем станут просто частью истории России. Посетите музей «Ворошиловская батарея», пока еще он открыт для посетителей.